Оборотные средства организации: сущность, состав, структура, классификация, источники формирования и показатели оценки.
Оборотные средства (оборотный капитал, оборотные активы, текущие активы) – это денежные ресурсы, авансируемые в оборотные производственные фонды и фонды обращения, обеспечивая тем самым непрерывный кругооборот денежных средств. К производственным оборотным фондам относятся производственные запасы в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, вспомогательных материалов, топлива, тары, инструментов и других малоценных и быстроизнашивающих предметов. К фондам обращения товарные запасы, денежные средства предприятия, средства в расчетах (подотчетные суммы, выданные отдельным лицам; средства причитающиеся с покупателей продукции и др.).
К нормируемымотносятся товарные запасы, денежные средства в кассе и пути, производственные запасы, полуфабрикаты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов. Размер нормируемых оборотных средств находится в прямой зависимости от объемов деятельности и скорости обращения товаров.
К ненормируемым относятся денежные средства на расчетном и других счетах, средства в расчетах с дебиторами, товары отгруженные и на ответственном хранении. Собственныесредства участвуют в кругообороте только того предприятия, за которым они закреплены. Предприятие имеет право самостоятельно их размещать, планировать, использовать. Заемные– представлены в основном в форме банковского кредита для покрытия дополнительной потребности в ресурсах. Они выделяются на неопределенный срок, после чего возвращаются банку; имеют строго целевое направление. Привлеченные- привлеченные из вне.
Эффективность использования оборотных средств определяется системой показателей.
Оборачиваемость оборотных средств:Обдн= Среднегодовая стоимость оборотных средств/ однодневный оборот.Характеризует среднюю продолжительность одного оборота оборотных средств в днях, т.е. среднее время превращения их из денежной формы в товарную и из товарной в денежную. Образ= Объем производства / среднегодовую стоимость оборотных средств.Показывает число оборотов, совершаемых оборотными средствами.
Коэффициент эффективности использования оборотных средствКэ= Прибыль/среднегодовую стоимость оборотных средств. Данный показатель, выраженный в % называется рентабельностью оборотных средств.
Коэффициент обеспеченности организации собственными оборотными средствами:
Кобесп.= Собственные оборотные средства/Среднегодовую стоимость оборотных средств. Показывает долю участия собственных оборотных средств в формировании оборотных активов организации.
Относительное высвобождение оборотных средств
Вот =ОС0* Т1/Т0 – ОС1 Показывает насколько фактическая величина оборотных средств(ОС1) меньше (больше) той их величины, которая понадобилась бы организации в анализируемом периоде, исходя из условий их использования в базисном периоде. В этом случае базисная величина оборотных средств (ОС0) корректируется на темп изменения товарооборота.
Длительность погашения дебиторской задолженностиДпдз=Т/Кдз , где Т – продолжительность отчетного периода; Кдз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (раз).
Факторы и резервы роста производительности труда
В совремн усл важно при исслед ПТ изучить факторы на ее влияющие и разработать предложения по их повышению. Различие между понитием фактор и резервы заключаются в том, что фактор – это причина возможности осуществления какого-лиоб явления. А резерв – не реализационная возможность в конкретном случает.
Под фактором изменения ПТ понимают причины влияющие на ее изменения: - изменение технич ур произ-ва;- совершенствование упр организаций произ-ва и труда;- изменения объема и структуры произ-ва. Под резервом роста ПТ понимают реальные возможности экономических трудовых ресурсов. К ним относят: - сниж трудоемкости изг продукции;- улучшение исп рабо времени( укрепление дисциплины: сокращ тек кадров; исп передового опыта) - повышение компетентности кадров. В торговых организациях, где ПТ рассчитывается = ТО/ числ. Основыми направлениями повыш : -увеличить ТО, оптимизировать числ.( пов ТО – спрос насел, изучать новые товары на рынке).