Оборотные средства предприятия, понятие, состав, структура, источники формирования, показатели эффективности использования

Оборотные средства представляют собой совокупность денежных средств, авансированных в оборотные активы предпри­ятия, участвующие в сферах производства и обращения.

Оборотные средства предприятий торговли и общественного питания занимают ведущее место в совокупности всех активов, в связи с этим задача оптимального управления ими является основной.

Финансовые ресурсы, авансированные в оборотные средства, образуют оборотный капитал.

Оборотный капитал (или оборотные активы) представляют собой совокупность имущественных ценностей торгового предприятия, обслуживающих текущую хозяйственную деятельность и полностью потребляемые в течение одного торгово-производственного цикла. К ним относятся имущественные ценности со сроком использования до одного года и денежные средства.

К оборотным активам (средствам) предприятия торговли относятся:

- запасы товаров готовой продукции, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП);

- денежные средства (в кассе, на расчетном и валютном счетах предприятия и прочие);

- дебиторская задолженность долгосрочного и краткосрочного характера;

- краткосрочные финансовые вложения (включая ценные бумаги).

Оборотные средства - это прежде всего стоимостная категория. Являясь стоимостью в денежной форме, они не расходуются, не потребляются, а авансируются в оборотные фонды и фонды обращения и совершают непрерывный круговорот, в процессе которого меняют форму стоимости (денежная - товарная - денежная) и обслуживают процесс товарного обращения.

Авансирование - одна из отличительных черт оборотных средств. Временным критерием авансирования оборотных средств является не квартальный и годовой объем фондов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий кругооборот.

Структура оборотных средств предприятий торговли и общественного питания зависит от типа, товарной специализации и степени насыщенности рынка товарной массой.

В общем объеме всех финансовых средств предприятий торговли и общественного питания до 80% составляют оборотные средства, вложенные в товарные запасы.

В розничной торговле структура оборотных средств выглядит следующим образом:

- товарные запасы - 66%;

- МБП - 0,1%;

- денежные средства - 31%;

- расчеты с дебиторами - 2%.

Структура оборотных средств любого предприятия зависит от его финансового состояния на конкретную дату, соблюдения финансово - расчетной дисциплины.

Оборотные средства предприятий торговли и общественного питания формируются за сет собственных, заемных и привлеченных источников финансирования.

В практике учета и планирования оборотных средств они подразделяются:

1) по принципу организации их планирования и финансирования на нормируемые и ненормируемые;

2) по источникам формирования на собственные, заемные и привлеченные.

К нормируемым оборотным средствам относятся: товарные запасы, денежные средства в кассе, производственные запасы (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты), малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов.

Размер нормируемых оборотных средств находится в непосредственной зависимости от объема товарооборота и скорости обращения товаров.

Финансовым планом устанавливаются определенные нормы запасов этих средств в пределах минимально необходимых для осуществления торговой деятельности.

К ненормируемым оборотным средствам относятся денежные средства на расчетном и других счетах, средства в расчетах с дебиторами, товары отгруженные и на ответственном хранении.

Ненормируемыми эти средства называются потому, что они не нормируются, в финансовом плане не предусматриваются нормативы остатков этих средств.

Источниками покрытия ненормируемых оборотных средств обычно являются прочие пассивы и средства временно свободных специальных фондов.

Величина оборотных средств предприятий торговли и общественного питания зависит от многих факторов. Основными из них являются:

1. Объем и ассортиментная структура товарооборота.

2. Условия и частота завоза товара.

3. Организация коммерческой работы.

4. Организация и формы расчетов с поставщиками товаров.

В условиях развития рыночных отношений одной из важных задач управления оборотными средствами является повышение эффективности их использования и, прежде всего, путем ускорения оборачиваемости.

Чем быстрее оборачиваемость оборотных средств, тем меньше потребность в кредитах, соответственно меньше издержки обращения, больше прибыль за счет снижения расходов за пользование банковскими кредитами, по хранению товарных запасов, потерь товаров и др.

Эффективность использования оборотных средств характеризуют следующие показатели:

1. Оборачиваемость оборотных средств, которая измеряется продолжительностью одного оборота в днях и количеством оборотов оборотных средств за анализируемый период (коэффициент оборачиваемости). Размер необходимых оборотных средств тесно связан с объемом товарооборота и скоростью их оборачиваемости. Чем больше товарооборот, тем больше требуется оборотных средств и наоборот. Ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия позволяет ему существенно снизить потребность в них, т.к. между скоростью оборота и размером этих средств существует оборотно-пропорциональная зависимость.

2. Коэффициент эффективности использования оборотных средств, исчисляемый как отношение суммы прибыли к средней сумме оборотных средств за анализируемый период. Характеризует величину товарооборота, полученную на рубль оборотных средств.

3. Коэффициент фондоемкости (загрузки) оборотных средств. Он показывает величину оборотных средств, приходящихся на рубль товарооборота. Чем меньше коэффициент загрузки, тем выше эффективность использования оборотных средств, меньше потребность в них.

Для того чтобы повысить эффективность использования оборотных средств, необходимо использовать следующие пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

- совершенствование товародвижения и нормализация размещения оборотных средств;

- совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями;

- ускорение оборота денежных средств за счет инкассации торговой выручки и лимитирования денежных средств в кассах предприятия;

- минимизация запасов хозяйственных материалов, МБП, инвентаря, расходов будущего периода;

- недопущение дебиторской задолженности.

Наши рекомендации