Новая стратегия научно-технического и социально-экономического развития
На первый план объективно выдвигается новая модель развития, главным приоритетом которой становится повышение качества жизни, включая общее оздоровление условий существования и работы индивида, повышение качества окружающей среды, обеспечение необходимого уровня медицинских услуг, потребление в нужных количествах экологически чистых продуктов питания, социальная и личная безопасность, обеспечение условий для развития и самореализации личности.
Наиболее сложным вопросом для новой модели является нахождение путей сопряжения экономического роста с повышением качества жизни. Это делает жизненно необходимой новую стратегию научно-технического и социально-экономического развития, которая включает ряд аспектов:
♦ технологический: развитие безотходных и энерго- и ресурсосберегающих технологий, создание и широкое применение новых технологий в области утилизации отходов (включая ядерные), рекультивации земли и очистки водных бассейнов, создание и использование альтернативных источников энергии;
♦ социально-экономический: создание условий для качественного роста, производительного и полного использования человеческих ресурсов, гуманизации труда и повышение качества трудовой жизни, сокращение рабочего времени;
♦ социально-психологический: изменение иерархии личных и общественных потребностей, отказ от материального сверхпотребления в сторону повышения и удовлетворения культурных и интеллектуальных потребностей;
♦ общественно-политический: изменение приоритетов экономической и научно-технической политики в сторону улучшения качества жизни.
В последние десятилетия XX в. производство в развитых странах находится под влиянием ряда новых долговременных факторов, в том числе: обострение конкуренции и ее глобализация, возросшая неопределенность в динамике хозяйства страны, растущая диверсификация производимой продукции, повышение роли ее качества, изменение характера используемой рабочей силы и повышение ее потребностей. Интересы выживания в этих условиях требуют от предпринимателей кардинальных изменений не только в технологии, но и в организации производства и в управлении трудом.
Организационно-управленческая модернизация трансформируется, переходя от «пирамидальной» к «сетевой» организации фирм путем отказа от вертикального и последовательного управления в пользу горизонтальных связей, развития внутрипроизводственной интеграции и внешней системы интеграционных связей. Наблюдается увеличение числа и видов информационно-технических связей, позволяющих почти мгновенно объединять различные производственные операции и функции, что резко повышает возможности организации и контроля, делает реальной широкую децентрализацию основной массы операционных и управленческих решений в рамках единой концепции.
Современная логика производства ориентирована на производимый продукт как конечную и самодостаточную цель, которой подчинена организация всех стадий, звеньев и отдельных функций по его созданию и сбыту. Производство в этом случае рассматривается как единое целое, а не как соединение разрозненных технологических и трудовых операций.
В разнообразных формах происходит движение в направлении создания новой, альтернативной тейлоризму модели развития и использования человеческих ресурсов, которую можно определить как антропоцентрическую систему производства. В этом движении сливаются в едином инновационном процессе преобразования в технологии организации производства с перестройкой системы подготовки и переподготовки рабочей силы.
Новая модель использования человеческих ресурсов опирается на новый механизм трудовой мотивации, считывающий сдвиги в ценностной ориентации рабочих и служащих, сочетающей материальные и моральные стимулы, индивидуальные и коллективные формы оплаты. Распространяются формы оплаты, увязанные не столько с текущей выработкой, сколько с общей компетенцией работника, его потенциальными возможностями. Повышается роль разовых выплат, увязанных с результатами деятельности предприятия или компании. Большой эффект достигается при соединении участия в результатах с бригадной формой организации труда.
В 70-е и 80-е годы в развитых странах Запада проводились разнообразные реформы, направленные на расширение прав трудящихся на рабочем месте. Эти реформы привели к уменьшению существенного разрыва между уровнями политической и экономической демократии, увеличили вовлеченность рабочих в дела их предприятий. Расширение прав трудящихся охватывает участие как в результатах деятельности предприятий или компаний, так и в собственности и управлении.
Устойчивую заинтересованность в деятельности компаний, особенно в обновлении производства, укреплении его финансовой базы, дает участие в собственности. Большей частью оно реализуется путем предоставления рабочим и служащим акций тех компаний, в которых они работают. В последние десятилетия этот процесс в ряде стран (США, Великобритания, Германия, Франция) получил мощную государственную поддержку в виде налоговых скидок, льготных кредитов и т.п. Распространению рабочих акций способствовала реприватизация некоторых отраслей экономики, осуществлявшаяся консервативными правительствами. Предоставляя акции рабочим, компании стремятся не только сблизить их с интересами предприятий, но и мобилизовать их личные сбережения для инвестирования в производство.
Получает все большее распространение отвечающее объективным потребностям инновационной экономики привлечение трудящихся к управлению. Оно осуществляется на разных уровнях, начиная от рабочего места и кончая (в некоторых странах) отраслевыми или общенациональными.
При наличии общих черт постиндустриального развития и глобализации мировой экономики сохраняют свое значение национальные и региональные различия в социально-экономических процессах, в том числе и в группе развитых стран. С большой долей условности здесь можно выделить три основных типа развития: американский, японский и западноевропейский.
Американский тип развития
В большей мере он ориентирован на рыночные силы, конкуренцию, индивидуальный успех, достижение краткосрочных результатов. Относительно устойчивый экономический рост в США был сопряжен с самыми высокими темпами роста занятости, более низким уровнем безработицы, чем в Западной Европе.
Получившие широкое распространение передовые компьютерные и информационные технологии нередко накладываются на традиционную иерархическую структуру управления и тейлористско-фордистскую систему производства. Американский бизнес утратил свое былое лидерство в освоении новейших форм организации труда. В этом одна из причин низких темпов роста производительности труда и ослабления конкурентных позиций США на мировом рынке.
Уменьшение влияния профсоюзов в последние годы сочетается с тенденцией к замедлению темпов роста заработной платы. При самой высокой доле военных расходов здесь сравнительно невелика доля расходов государства в ВВП (менее 20%). Между тем в стране ощущается тревога по поводу накопления нерешенных социальных проблем: улучшения системы образования и подготовки кадров, реформы здравоохранения, защиты окружающей среды, ликвидации нищеты в городах.
Японский тип развития
Обеспечивший превращение страны в экономическую сверхдержаву, он обнаруживает высокую способность взаимодействия и концентрации усилий для достижения общенациональных целей государственных и рыночных структур всех участников производственного процесса, большую приспособляемость к изменениям в мировой экономике. В течение длительного времени Япония демонстрирует рекордные темпы экономического роста, относительно высокие темпы увеличения занятости, низкий уровень безработицы. Лидерство во многих областях НТП обеспечивает высокую конкурентоспособность японской продукции, быстрые темпы роста производительности труда. Значительно возрос и уровень реальной заработной платы.
Важными факторами экономических успехов Японии являются высокий уровень общеобразовательной и квалификационной подготовки рабочей силы, специфическая система трудовых отношений, основанная на «трех китах»: пожизненный найм, оплата «по старшинству», фирменные профсоюзы. Японскому типу развития присущ коллективизм, интеграция рабочих в систему производства, высокая внутрифирменная мобильность рабочей силы.
Традиционная японская система трудовых отношений, привлекающая к себе интерес и в развитых странах Запада, полностью себя оправдывала в условиях быстрого экономического роста. Однако его замедление в последние годы и старение населения делают обременительными издержки, связанные с пожизненным наймом и оплатой «по старшинству». К тому же в условиях возросшего динамизма научно-технического развития обнаруживается недостаточная гибкость традиционной системы. Все это ведет к ее модификации или свертыванию, переходу к системе найма по западным образцам и плате по результатам (или их сочетанию с традиционными системами). Проявилась также новая тенденция к образованию отраслевых и подотраслевых профсоюзов.
Слабое развитие социальных услуг государства (по доле социальных расходов в ВВП Япония находится на одном из последних мест среди развитых стран) отчасти компенсируется системой социальных услуг, предоставляемых корпорациями.