Нац-я стратегия устойчивого социально-экономического развития (НСУР-2020).

В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» к основным документам на долгосрочную перспективу относятся Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и Основные направления социально-экономического развития страны, на среднесрочную — Программа социально-экономического развития Республики Беларусь.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020), разработанная Министерством экономики с участием других министерств и ведомств, Национальной академии наук Беларуси, НИЭИ и других научно-исследовательских институтов, неправительственных организаций в 2003—2004 гг.,

В НСУР-2020 главное внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика».

В документе на основе анализа сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, оценки тенденций мирового экономического развития определяются стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь, а также важнейшие индикаторы, характеризующие степень их реализации.

Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.

Длительный период, необходимый для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития:

• первый этап (2001—2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэкономических условий для стабильного социально-экономического развития и охраны окружающей среды, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики;

• второй этап (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетные направления: технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов гражданского общества;

• третий этап (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства.

Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе обусловила необходимость проработки в НСУР-2020 двух сценариев социально-экономического развития.

Первый сценарий (инерционный) основывается на формирующихся в базисном пятилетии тенденциях и направлениях социально-экономического развития, более полном использовании действующих производственных мощностей по выпуску продукции, востребованной рынком, умеренных темпах обновления основного капитала. Для этого сценария характерны относительно медленные темпы осуществления институциональных и структурных преобразований экономики, минимальные объемы привлечения иностранных инвестиций и кредитов, сохранение сложившихся внешнеэкономических условий и конъюнктуры цен на внешних рынках для отечественной продукции.

Второй сценарий (целевой) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопущении ухудшения состояния окружающей среды. Он связан с целенаправленным созданием и максимальным использованием благоприятных внутренних и внешних условий и факторов экономического развития; предусматривает ускорение институциональных и структурных преобразований экономики, повышение уровня ее либерализации, государственной поддержки предпринимательства, улучшение конъюнктуры на внешних рынках для белорусских товаров и услуг, значительный приток иностранных инвестиций и кредитов, широкое развитие интеграционных связей со странами СНГ, Евросоюза и другими государствами.

Практически все принципы устойчивого развития Повестки дня на XXI век сохраняют свое значение и в НСУР-2020. Важнейшими из них являются:

• человек — цель прогресса, уровень человеческого развития — мера зрелости общества и государства;

• повышение уровня благосостояния народа, преодоление бедности, улучшение структур потребления и производства;

• приоритетное развитие систем образования, науки, здравоохранения, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, дальнейшего развития экономики;

• переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инвестиционно-инновационный типы развития экономики;

• проведение рыночных преобразований экономики с учетом требований устойчивого развития;

• повышение эффективности и конкурентоспособности экономической системы;

• ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

• развитие процессов демократизации и становления открытого общества, включая правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.

Основными компонентами устойчивого развития являются социальная, экономическая и экологическая сферы и соответствующие им виды деятельности и направления политики, обеспечивающие их сбалансированное и взаимоподдерживающее движение.

Основными направлениями реализации социальной политики в НСУР-2020 приняты:

• создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.;

• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания;

• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

• поэтапное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;

• содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;

• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и системы социального страхования;

• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению.

Основными направлениями экономической политики являются:

• обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;

• финансовое оздоровление экономики;

• активизация институциональных преобразований;

• повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов;

• структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий;

• государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов, создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов;

• государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

• активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества, развитие интеграционных процессов с Россией, другими странами СНГ, Евросоюза и другими государствами дальнего зарубежья;

• использование преимуществ глобализации для устойчивого развития национальной экономики, увеличение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• широкое использование региональных и местных инициатив;

• обеспечение экономической безопасности.

Основными направлениями экологической политики являются:

• рациональное природопользование и сохранение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

• устойчивое управление экосистемами и поддержание биологического разнообразия;

• переход к экологически ориентированному принципу хозяйствования;

• рациональное использование природно-ресурсного потенциала;

• внедрение ресурсосберегающей техники и технологии, экологически безопасных производств;

• снижение антропогенной нагрузки до минимального уровня;

• развитие современных биотехнологий и генной инженерии;

• защита атмосферы и водных бассейнов;

• повышение экологического потенциала лесных, земельных и других ресурсов;

• рационализация образования, переработки и удаления отходов;

• экологическое просвещение и образование, подготовка кадров;

• организация мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение населения;

• обеспечение экологической безопасности.

НСУР-2020 одобрена Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь, Президиумом Совета Министров Республики Беларусь и рекомендована для практического использования министерствами и ведомствами при разработке прогнозов и программ.

Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы конкретизируют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020.

Главные цели Основных направлений — оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

В первом пятилетии (2006—2010 гг.) важнейшая цель заключается в создании макроэкономических условий для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения эффективности реального сектора экономики и уровня благосостояния народа.

Основными задачами являются:

• финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств;

• целенаправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сфер, призванных обеспечить повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации;

• реформирование агропромышленного комплекса;

• формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, других международных интеграционных образований;

• совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках;

• расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала.

Важнейшей целью второго пятилетия (2011—2015 гг.) является достижение устойчивого экономического развития и обеспечение на этой основе основных параметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния.

Основными задачами являются:

• активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих экологически чистых производств;

• расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;

• совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;

• развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства;

• переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий.

Наши рекомендации