Анализ конкурентноспособности продукции и организации

Конкурентоспособность предприятия — это в первую очередь конкурентоспособность выпускаемой им продукции. Конкурентоспособность продукции — это комплекс свойств этой продукции, отличающих ее от аналогичной продукции конкурентов в части качественных характеристик и уровня затрат.

Иными словами, конкурентоспособность продукции — это степень соответствия последней требованиям рынка и потребностям покупателей. Чтобы продукция соответствовала названным потребностям, она должна обеспечивать определенный уровень следующих характеристик:

технические свойства (прочность, надежность и т.п.);

нормативные характеристики (соответствие стандартам);

экономические показатели (уровень цен, эксплуатационные расходы и т.п.);

эргономические параметры (соответствие человеческому организму);

эстетические свойства (внешний вид продукции).

Оценка конкурентоспособности базируется на сопоставлении параметров анализируемой продукции и продукции предприятийконкурентов с уровнем требований покупателей. С этой целью

рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное соотношение уровня какоголибо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукцииконкурента или эталона:

Анализ конкурентноспособности продукции и организации - student2.ru

где П. и П — уровень параметра /го изделия и эталона соответственно.

Групповые показатели объединяют единичные показатели по какойлибо однородной группе параметров (экономические, технические и т.п.) с помощью весовых коэффициентов (а), определяемых экспертным путем:

Анализ конкурентноспособности продукции и организации - student2.ru

Интегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Г^) к групповому показателю по экономическим параметрам (Гэ): Анализ конкурентноспособности продукции и организации - student2.ru

Если И> 1, то продукция превосходит изделиеэталон (или изделие конкурента), если И< 1, то анализируемое изделие уступает образцу или изделиюконкуренту.

Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность отражает эффективность функционирования предприятия, продуктивность использования всех видов ресурсов. Конкурентоспособность сама по себе, то есть вне связи с аналогичными предприятиями не является имманентным качеством фирмы. Ее, то есть конкурентоспособность можно быть оценить только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Анализ научных взглядов авторов занимающихся исследованием проблемы конкурентоспособности предприятия, показал, что существуют различные точки зрения на характеристику факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. Например, Р.А. Фатхутдинов, И.Н. Герчикова и Е.П. Голубков в зависимости от сферы формирования факторов группируют их на внешние и внутренние.

Внутренние факторы — это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К ним можно отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический персонал, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материально-технического обеспечения и др. [1, c. 320].

Внешние факторы — это социально-экономические и организационные отношения, формирующиеся вне предприятия (во внешней среде) и влияющие на деятельность предприятия, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического и административного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране и т. п.

В настоящее время проблема оценки уровня конкурентоспособности предприятий все чаще ставится перед специалистами по маркетингу на промышленных предприятиях. Это связано с тем, что в условиях сильной конкуренции любой хозяйствующий субъект для нормального функционирования и оценки своих перспектив на будущее должен знать свою конкурентоспособность этом случае, предприятие получает возможность определить свои преимущества и узкие места, выбрать правильную стратегию и тактику поведения на рынке.

42. Структура, содержание и принципы разработки бизнес-плана

Приведем примерную структуру разделов бизнес-плана.

I. Титульный лист. На титульном листе отражаются название проекта, название организации, которая планирует реализовать проект, ее месторасположение, номера телефонов, по которым можно связаться с владельцем (руководителем) или уполномоченным на ведение переговоров лицом, фамилия, имя, отчество (полностью) владельца (руководителя) и разработчика бизнес-плана, дата (месяц и год) составления. Если бизнес-план направляется внешнему инвестору или кредитору, возможно вынесение на титульный лист основных финансовых показателей (потребность в финансировании, срок окупаемости, индекс доходности).

II. Меморандум о конфиденциальности. Меморандум призван защитить авторские права разработчиков на данный бизнес-план и может быть размещен на титульном листе, если он достаточно краткий, или наследующей за титульным листом странице.

Меморандум предупреждает лиц, знакомящихся с бизнес-пла- ном, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В нем может содержаться напоминание о том, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора. Может быть указано на запрет копирования всего бизнес-плана или отдельных его частей для каких-либо целей или запрет передачи третьим лицам. Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса.

Приведем пример информации о конфиденциальности бизнес-плана:

«Данный бизнес-план представляется на рассмотрение на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения по финансированию проекта и не может быть использован для копирования или каких-либо других целей, а также передаваться третьим лицам.

Просьба вернуть бизнес-план, если он не вызывает интереса по участию в его реализации».

III. Резюме. Этот раздел носит общеинформативный, рекламный характер, призван привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают свое первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.

В этом разделе необходимо в нескольких пунктах в сжатой форме изложить весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель проекта. Основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана, поэтому резюме составляется в последнюю очередь, после написания всего бизнес-плана. но размещается в начале документа.

Рекомендуемая структура резюме:

§ краткое описание проекта, его цели и задачи;

§ ресурсное обеспечение;

§ механизм реализации;

§ уникальность или конкурентоспособность продукции или

§ услуги;

§ объем требуемого внешнего финансирования;

§ прогноз объема продаж и прибылей;

§ возврат займов инвесторам;

§ основные показатели эффективности проекта.

Основное требование к резюме — простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 1-2 машинописных страниц.

IV. Цель предлагаемого проекта. В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов деятельности, продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении.

Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.

В этом разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.

V. Анализ положения дел в отрасли. В этом разделе излагаются результаты анализа текущей ситуации и тенденций развития отрасли и делаются выводы об их влиянии на реализацию и результаты проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния организации и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из факторов, обеспечивающих победу в конкурентной борьбе, является знание ситуации на рынке продукции этого класса.

Рекомендуется дать справку по последним новинкам отрасли, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны, изучить все прогнозы поданной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги организации.

VI. Анализ положения предприятия в отрасли. В данном разделе приводятся комплексный анализ положения предприятия в отрасли, результаты его хозяйственной деятельности, организационные характеристики:

§ все виды деятельности предприятия, его продукты (услуги), потребители (клиенты);

§ организационно-правовая форма предприятия, организационная структура, учредители, персонал и партнеры, дата создания;

§ финансово-экономические показатели деятельности предприятия (фирмы);

§ месторасположение предприятия (адрес предприятия, характеристика здания или помещения, собственность или аренда, необходимость реконструкции);

§ специфика работы (сезонность, время работы (часы и дни недели) и другие особенности, связанные со сферой бизнеса или используемыми ресурсами).

Данный раздел имеет особое значение, если цель бизнес-плана — создание нового предприятия. В этом случае он должен содержать пункты обоснования успеха создаваемого предприятия, предпринимательский опыт руководителя проекта в данной сфере бизнеса. Возможны ссылки на договоры или предварительные договоренности с поставщиками или потребителями.

Если проект реализуется в рамках индивидуальной предпринимательской деятельности, то приводится описание сущности бизнеса предпринимателя.

Раздел должен убедить инвестора в надежности и перспективности фирмы, предлагающей проект.

VII. Описание продукта труда. Данный раздел должен содержать подробную информацию о потребительских характеристиках продукции (услуги) и преимуществах перед конкурентами. Данный раздел в качестве приложения может быть сопровожден натуральным образцом, фотографией, рисунком, технической документацией или подробным описанием. Если предметом проекта является не один продукт, в бизнес-плане дается описание по каждому из них. Примерная структура раздела:

§ наименование продукции (услуги);

§ назначение и область применения;

§ краткое описание и основные характеристики;

§ конкурентоспособность продукции (услуги) с выделением параметров, по которым продукт превосходит конкурентов или уступает им;

§ патентоспособность и авторские права;

§ наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции;

§ наличие сертификата качества продукции;

§ безопасность и экологичность;

§ условия поставки и упаковка;

§ гарантии и сервис;

§ эксплуатация;

§ утилизация после окончания эксплуатации.

VIII. Маркетинг и план сбыта продукции предприятия. В данном разделе необходимо выявить рынок, проанализировать его и разработать стратегию поведения на рынке, т.е. показать, почему, в каком объеме и какие потребители будут покупать продукцию, как можно воздействовать на спрос. Также описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какова его планируемая цена, формируется рекламная политика.

Информация раздела призвана убедить потенциального потребителя бизнес-плана в существовании рынка сбыта для предмета планирования и способности лиц, реализующих проект, ее продавать. Потребители (покупатели) характеризуются:

§ местом в цепочке реализации: оптовые покупатели, розничные продавцы, конечные потребители;

§ статусом: юридические лица — предприятия (характеризуются отраслью, месторасположением), физические лица — индивидуальные предприниматели (характеризуются видом и местом деятельности), население (характеризуется возрастом, полом и др.)

Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид (привлекательность), назначение, цена, прочность (срок службы), безопасность пользования. Примерная структура раздела такова:

§ анализ потребителей: требований к продукции (услуге) и возможностей их удовлетворения;

§ анализ конкуренции: наличие конкурентов, их сильные и слабые стороны, собственные возможности в конкурентной борьбе;

§ анализ рынка сбыта продукции (услуги): размер рынка и его рост, оценочная доля на рынке;

§ описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку. складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, собственно продажу, канаты сбыта продукции (услуги). Продажа может быть осуществлена через следующие каналы сбыта: магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездную службу (агенты, коммивояжеры) и др.;

§ стратегия привлечения потребителей: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.; цена и объем сбыта продукции. Именно цена продажи продукта (услуги) определяет в конечном счете величину прибыли, доходность проекта. Необходимо обеспечить увязку параметров «пена — качество — рентабельность».

Конкретные детали маркетинговой стратегии часто оказываются сложными, комплексными и затрагивают такие области, как маркетинговая расстановка, ценовая политика, торговая политика, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз производства новой продукции.

IX. Производственный план. В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, рабочим персоналом. В этом разделе должны найти отражение вопросы, каким образом и в какие сроки может быть увеличен или сокращен объем выпуска продукции.

Если цель проекта — организация производственной деятельности, то необходимо полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции, например затраты труда и материалов, как будет размещено оборудование.

Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем.

В этом разделе также осуществляется расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта: калькуляция себестоимости продукции, составление сметы затрат на производство, определение переменных и постоянных затрат в себестоимости. Примерная структура раздела такова:

§ общие сведения о производственной структуре предприятия, наличии необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта;

§ используемая технология и уровень ее освоенности предприятием;

§ потребность в производственных площадях:

§ потребность в производственном персонале (численность, специализация, квалификация);

§ удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих;

§ наличные и необходимые производственные мощности;

§ характеристика оборудования;

§ оценка потребности в сырье и материалах;

§ планирование источников поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров;

§ определение субподрядчиков;

§ определение себестоимости всех видов продукции;

§ смета текущих затрат на производство;

§ анализ структуры себестоимости.

X. Организационный план. В этом разделе указываются законодательные, нормативные и другие документы, имеющие правовую силу и отношение к данному проекту, а также график реализации проекта.

XI. Финансовый план. Финансовое планирование рекомендуется осуществлять путем составления следующих финансовых документов: плана доходов и расходов на каждый год срока реализации проекта с помесячной разбивкой первого года, плана движения денежных средств и планового баланса для первого года. Можно привести результаты анализа безубыточности.

В этом разделе планируются инвестиционные вложения (на приобретение оборудования, строительно-монтажные работы, создание оборотных средств и другие, связанные с подготовительным периодом проекта).

Планируются источники финансирования проекта. Приводится схема возврата кредитных финансовых средств.

Завершаться раздел финансового планирования должен анализом эффективности проекта. Для этих целей можно использовать методику проектного анализа (по показателям чистого дисконтированного дохода. индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости проекта), методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности (рентабельность, финансовая устойчивость проекта и т.п.).

Примерная структура раздела такова:

§ отчет о прибылях и убытках за каждый год срока реализации проекта, первый год помесячно;

§ структура налоговых платежей (может быть проанализирована отдельно);

§ план движения денежных средств первого года;

§ плановый баланс первого года;

§ потребность в инвестициях;

§ затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга) (могут

§ быть проанализированы отдельно);

§ анализ эффективности проекта (по выбранной методике).

XII. Анализ риска. Каждый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его осуществлению. Очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку.

Наличие альтернативных программ и стратегий для потенциального инвестора будет свидетельствовать о том. что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.

Риск можно оценить методами качественного анализа, который заключается в определении факторов, областей и видов риска. Эта работа осуществляется экспертным путем на основе опыта работы поданному направлению (например, SWOT-анализ), а также методами количественного анализа.

Количественный анализ дает возможность определить объем потерь по каждому виду риска. В количественном анализе используются методы аналогий, статистический, экспертный, моделирования и др. Метод аналогий предполагает использование данных по другим аналогичным проектам. Статистический метод основывается на изучении имеющейся статистики. Экспертный метод заключается в сборе мнений квалифицированных специалистов. Моделирование ситуации позволяет оценивать влияние на нее внешних воздействий. Также разработаны специальные методы и модели анализа риска: методика анализа безубыточности, запаса финансовой прочности и чувствительности проекта на основе маржинального анализа, метод проектного анализа риска путем построения дерева решений проекта, метод вероятностной оценки риска, анализ риска на основе имитационного моделирования по методу Монте-Карло.

Результатом анализа риска может стать поиск и предоставление гарантий партнерам и потенциальным инвесторам. Среди них можно выделить:

§ гарантии федеральных, региональных или местных органов власти;

§ страхование;

§ залог активов (недвижимость, ценные бумаги и т.д.);

§ банковские гарантии;

§ передача прав;

§ товарные гарантии (готовая продукция).

XIII. Приложения. В приложение могут быть вынесены все документы, которые не являются предметом планирования, но на которые ссылаются в основных разделах бизнес-плана:

§ копии контрактов, лицензии и т.п.;

§ копии документов, из которых взяты исходные данные;

§ прейскуранты поставщиков;

§ таблицы расчетов финансовых показателей, не вошедшие в основные разделы.

В заключение рассмотрения методики бизнес-планирования необходимо отметить, что на данный момент разработано и активно используется на практике большое количество программных продуктов. позволяющих автоматизировать процедуры составления бизнес-планов. Наиболее известные из них:Business Plan Pro (программа бизнес-планировщик, которая дополнительно позволяет корректировать бизнес-план в соответствии с интересами инвестора в режиме онлайн), ТЭО-ИНВЕСТ (программный комплекс для финансового планирования и разработки бизнес-планов инвестиционных проектов),Business Plan PL (программа предназначена для разработки бизнес-планов и технико-экономических обоснований ТЭО на профессиональном уровне, при этом она доступна широкому кругу пользователей, обладающих навыками работы на компьютере и элементарными знаниями в области экономики).Project Expert(программа основана на построении финансовой модели предприятия и экономического окружения, в котором оно действует, позволяет разработать достоверный пошаговый анализ вариантов принимаемых решений, финансовой эффективности бизнес-проектов, стратегического плана развития компании, подготовить бизнес-план, удовлетворяющий требованиям зарубежных и отечественных инвесторов. контролировать исполнение финансовых планов.

43.Роль анализа в комплексном планировании бизнеса. Виды планирования

Планирование - это определение целей и задач организации на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Понятие планирование деятельности организации имеет два смысла. Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории организации, ее природы. Второй - конкретно-управленческий. При этом планирование рассматривается как функция менеджмента, как умение предвидеть будущее организации и использовать это предвидение. Возможность планирования конкретного вида деятельности вытекает из природы экономической сущности организации и определяется общими условиями хозяйствования.

В основу планирования положены следующие принципы.

1) Принцип обоснованности целей и задач организации выделяет в качестве важнейших целей:

· хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;

· производственно-технологические, определяющие функциональное назначение организации;

· научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;

· социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников организации;

· экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.

2) Принцип системности означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности организации.

3) Принцип научности требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов.

4) Принцип непрерывностиотражает сочетание текущего и перспективного планирования.

5) Принцип сбалансированности плана указывает на необходимость количественного соответствия между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием.

6) Принцип директивности,в соответствии с которым план приобретает силу закона для всех подразделений организации после утверждения его руководителем организации.

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

Экономический анализ хозяйственной деятельности включает два взаимосвязанных раздела: финансовый и управленческий (производственный). Кособенностям управленческого анализа относятся:

1) ориентация результатов анализа на руководство организации;

2) отсутствие регламентации анализа со стороны;

3) комплексность анализа;

4) изучение деятельности организации с экономической, финансовой и технической стороны;

5) интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

6) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны. Предметом управленческого (производственного) анализа являются:

1) обоснование бизнес-планов;

2) система маркетинга;

3) комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;

4) технико-организационный уровень и другие условия производства;

5) эффективность использования производственных ресурсов;

6) производство и реализация продукции;

7) взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли.

Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией в системе маркетинга.

Комплексный управленческий анализ необходим для:

1) повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;

2) обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;

3) своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;

4) оценки достоверности учета и оперативности контроля;

5) мотивации работников к достижению поставленных целей.

Основным методом планирования служит сметное планирование (бюджетирование), при помощи которого:

1) стратегические задачи, потребности рынка увязываются с производственными возможностями;

2) определяются параметры, нормативы для организации деятельности;

3) общие цели детализируются и доводятся до подразделений и исполнителей в виде плановых показателей;

4) закладывается основа для контроля как обобщающих, так и частных показателей деятельности, сроков их достижения;

5) намечаются меры стимулирования эффективной работы персонала;

6) обеспечивается база для сравнения текущих показателей деятельности с плановыми показателями, выявления отклонений и координирования действий. Для соблюдения основных принципов анализа – системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем перед его проведением формируют систему аналитических показателей. В систему включают необходимое и достаточное число взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых: 1 натуральные и стоимостные;

2) абсолютные и относительные;

3) средние и удельные;

4) конечные и частные;

5) количественные и качественные. Составляющими разработки и мониторинга бизнес-плана являются:

1) выработка стратегии (стратегическое планирование);

2) формирование системы целевых показателей;

3) создание модели предприятия;

4 обеспечение достижения стратегических целей при помощи текущего и оперативного планирования;

5) создание условий для гибкой корректировки системы целевых показателей в ответ на изменяющиеся внешние условия.

Существует несколько видов планирования - это планировка производства, сбыта, развития и финансов. Все они задают программу развития, без которой не было бы упорядоченности и целенаправленности в любом производстве или бизнесе. Но главным аспектом самореализации человека является планирование его деятельности, постановка себе целей, а главное - стремление их добиться! Планирование помогает человеку самосовершенствоваться, является одним из главных методов самореализации и позволяется добиваться поставленных целей. Чтобы стать успешным, человек должен планировать все наперед: начиная от того как он проведет следующий день, так и то, какой будет его жизнь в ближайшие пару и даже десятки лет.

Существуют такие основные виды планирования, разница которых заключается времени достижения поставленных целей:

· краткосрочные - планирование следующего задания или дня. Этот вид хорошо подходит для тех, кто только начинает настраиваться на будущий успех. Планирование помогает хорошо сэкономить время при выполнении задачи. А правильно распланированное задание будет выполняться более эффективно и продуктивно;

· среднесрочные -планирование на неделю и месяц вперед. Отлично подходит тем, кто уже имеет уверенность в себе и знает, что с ним будет в ближайшем времени;

· долгосрочные - планирование на год и больше вперед. Этот вид планирования свойствен профессионалам. Именно долгосрочное планирование целей и их достижение приносят величайший успех.

Сущность методов и видов планирования заключается в том, чтобы расписать план следующего дня и пробовать в точности соблюдать его. Зависимо от вида планирования нужно ставить и соответствующие цели. Поначалу ставьте перед собой реальные цели, которые вы можете достичь со стопроцентной вероятностью. Когда начнете осознавать, что можете жить по плану - стоит планировать цели, которые добиваются уже с усилиями - именно это позволит вам вырасти как в карьере, так и в собственных глазах. Постепенно увеличивайте время планирования сначала до недели, потом до месяца.

В дальнейшем стоит применять более профессиональные принципы, методы и виды методы планирования - вести ежедневник, составлять календарь планирования (планер), дневник. Создание планера позволяет составить расписание на более длительные сроки. Вести ежедневник очень важно ведь он помогает фиксировать события, идеи, мысли и полезную информацию, которая может пригодиться в дальнейшем планировании. Не стоит начинать следующий день, заранее не спланировав его. И никогда не переходите к следующему пункта плана, не закончив предыдущий - это может нарушить ход планировки, что приведет к подсознательному нарушению самодисциплины.

Сущность планирования заключается в правильном распределении собственных ресурсов и времени. Также планирование должно быть тактическим – это приведёт не только к повышенной продуктивности собственного труда, но и получить с этого наибольшую выгоду. Важным фактором является правильная расстановка приоритетов. Нужно научиться выделять наиболее важные дела и задачи. Ставьте приоритет на то, что в первую очередь нужно выполнить - это внесет в жизнь упорядоченность.

Ведение дневника позволит анализировать прошлые успехи и неудачи для выработки правильной стратегии планирования, наиболее эффективно выполнять поиск и согласование методов реализации поставленных целей, а также применять конкретные меры и создавать пошаговую стратегию в конкретной ситуации.

Главная задача выработать непрерывную методику планирования на протяжении всей своей жизни, как трудовой, так и личной. Это позволит запрограммировать себя на выполнение задач любой сложности, даже совершенно новых.

Наши рекомендации