Факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации

Факторный анализ – это многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями разных факторов. Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

Таблица 3.3- Исходная информация для факторного анализа прибыли от продажи основных видов продукции в ПАО «Сибур Холдинг»

Показатель Вид продукции
сжиженные углеводородные газы природный газ пластики и продукты органического синтеза
1.Количество реализованной продукции, тыс.т.: -2012 г. -2014 г.            
2.Себестоимость единицы реализованной продукции, руб./т.: -2012 г. -2014 г.         4,01 4,98     706,3
3.Цена реализации единицы продукции, руб./т.: -2012 г. -2014 г.         4,77 5,63     714,1

По данным таблицы 3.3 проведем факторный анализ прибыли от реализации всей продукции и отдельно по основным продуктам.

Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции.

1. Затраты в базисном периоде

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru , где

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - затраты в базисном периоде (2012г);

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - количество реализованного, какого либо продукта в базисном периоде;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - себестоимость единицы, какого либо продукта в базисном периоде;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =47182548+44110000+494325=91786873 тыс. руб.

2. Затраты в фактическом периоде

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru , где

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - затраты в фактическом периоде(2014г);

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - количество реализованного, какого либо продукта в фактическом

периоде;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - себестоимость единицы, какого либо продукта в фактическом периоде;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru = 81245164+83166000+635670=165046834 тыс. руб.

3. Условные затраты

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru , где

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - затраты условные, рассчитанные при фактическом объеме реализации и базисной себестоимости;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =64035244+66967000+526500=131528744 тыс. руб.

4. Денежная выручка в базисном периоде

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru , где

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - денежная выручка в базисном периоде;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - цена реализации единицы, какого либо продукта в базисном периоде;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =62195520+52470000+603414,5=115268934,5 тыс. руб.

5. Денежная выручка в фактическом периоде

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru , где

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - денежная выручка в фактическом периоде;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - цена реализации единицы, какого либо продукта в фактическом периоде;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =25722+94021000+784800=200319000 тыс. руб.

6. Денежная выручка условная

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru , где

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - денежная выручка условная, рассчитанная при фактическом

объеме реализации и базисной цене реализации;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =84410560+79659000+642690= 164712250 тыс. руб.

7. Прибыль в базисном периоде

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru ,где

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - прибыль, полученная от реализации продукции в базисном периоде;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =115268934,5 -91786873=23482061,5 тыс. руб.

8. Прибыль в фактическом периоде

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru , где

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - прибыль в фактическом периоде

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =200319000-165046834=35272166 тыс. руб.

9. Прибыль условная

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru , где

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru - прибыль условная;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =164712250-131528744=33183506 тыс. руб.

10. Отклонение прибыли

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru , где

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =35272166-23482061,5 =11790104,5 тыс. руб.

11. Отклонение в прибыли за счет изменения объема реализованной продукции

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =(131528744/91786873-1)* 23482061,5 =10167260,62 тыс. руб.

12. Отклонение прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru 33183506-23482061,5-10167260,62=-465816,12 тыс. руб.

13. Отклонение прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =131528744-165046834=-33518090 тыс. руб.

14. Отклонение прибыли за счет изменения реализационных цен

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =200319000-164712250=35606750 тыс. руб.

Находим отклонение в прибыли по сжиженным углеводородным газам:

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =9255064

В том числе за счет изменения:

а) объема реализованного продукта;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =(5122-3774)*(16480-12502)=5362344 тыс. руб.

б) себестоимости реализованного продукта;

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =(12502-15862)*5122=-17209920 тыс. руб.

в) цены реализации

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru

факторный анализ прибыли от продажи продукции в организации - student2.ru =(20600-16480)*5122=21102640 тыс. руб.

Таблица 3.4 -Результаты расчетов факторного анализа прибыли от реализации продукции

(по всей реализованной продукции)

Показатель Значение показателя
Отклонение прибыли, ± тыс.руб. В том числе за счет изменения: -объема реализованной продукции -структуры реализованной продукции -себестоимости единицы реализованной продукции -реализационных цен 11790104,5   10167260,62 -465816,12 -33518090

По данным таблицы 3.4 можно отметить, что прибыль от продажи продукции увеличилась на 11790104,5 тыс.руб. Основным фактором, повлиявшим на увеличение прибыли от продаж является увеличение реализационных цен, за счет чего прибыль увеличилась на 35606750 тыс. руб., а так же увеличение объема реализованной продукции, за счет чего прибыль от продажи увеличилась на 10167260,62 тыс.руб. Увеличение качества продукции и соответственно спроса на нее способствовало увеличению объема реализованной продукции. Увеличение объемов производства продукции способствовало и увеличению себестоимости продукции, за счет чего прибыль от продажи продукции снизилась на 33518090 тыс.руб. Изменение структурных сдвигов в реализации продукции данных видов, снизило объем прибыли, на 465816,12 тыс.руб.

Таким образом, возникает необходимость более детального анализа факторов формирующих финансовый результат по отдельному виду продукции, что наглядно представим в таблице 3.

Таблица 3.5 - Результаты расчетов факторного анализа прибыли от реализации продукции в ПАО «Сибур Холдинг»

Показатель Вид продукции
сжиженные углеводородные газы природный газ пластики и продукты органического синтеза
 
Отклонение прибыли, ± тыс.руб. В том числе за счет изменения: -объема реализованной продукции -себестоимости единицы реализованной продукции -реализационных цен   -17209920     -16199000   40040,5   7100,5 -109170  

Анализ данных таблицы 3.5 показал, что увеличение объемов прибыли в ПАО «Сибур Холдинг» главным образом наблюдается по сжиженным углеводородным газам, которая увеличилась в 2014г. по сравнению с 2012г. на 9255064 тыс.руб.. Данное увеличение произошло за счет увеличения цен реализации, за счет чего прибыль от продажи увеличилась на 21102640 тыс.руб, а за счет увеличения объемов продажи, прибыль от продажи увеличилась на 5362344 тыс.руб. Также наблюдается увеличение прибыли от продажи природного газа, что обусловлено увеличением цен реализации, за счет чего прибыль от продажи увеличилась на 14362000 тыс. руб., и увеличение объемов продажи природного газа, за счет чего прибыль увеличилась на 4332000 тыс.руб. Продажа пластики и продуктов органического синтеза в 2014г. по сравнению с 2012г. увеличило прибыль от продажи на 40040,5 тыс.руб., на что повлияло увеличение реализационных цен.

Наши рекомендации