Виды цен в зависимости от степени (жесткости) государственного регулирования цен

На уровень, структуру и динамику цен воздействуют рынок (все его участники) и государство. Государство вмешивается в рыночное ценообразование путем определенного регулирования цен. Степень воздействия государства на цены и заставляет условно классифицировать их на три вида: свободные (рыночные); жестко регулируемые цены; косвенно регулируемые цены.

Свободные (рыночные) цены характеризуются тем, что они формируются под воздействием рыночных факторов (рыночной конъюнктуры). На формирование свободных цен не оказывает прямого непосредственного воздействия государство.

Жестко регулируемые цены — это такие цены, уровень, динамика и структура которых подвержена непосредственному прямому влиянию государства. Изменение регулируемых цен осуществляется либо непосредственно государством, либо другими участниками рынка, но по методике, устанавливаемой государством. К способам жесткого прямого государственного регулирования цен относятся:

- установление жестко фиксированных цен, по которым должна реализовываться продукция. Для рыночной экономики данный способ не адекватен, поэтому он применяется редко;

- установление верхнего предела цены. Этот способ применим для борьбы с монопольно высокими ценами и решения проблем с ценами на социально важные товары;

- установление нижнего предела цен. Этот способ способствует сокращению производства контрафактной продукции (в основном низкого качества, к примеру, на водку), стимулированию развития малого и среднего бизнеса;

- определение уровня посреднических наценок;

- предварительное уведомление производителей и потребителей об изменении цены и ее элементов. К примеру, заранее объявленное повышение ввозных пошлин на конкретные импортные изделия, и др.

Косвенно регулируемые цены — это цены, на которые государство оказывает воздействие косвенными методами. К ним относятся: налоговая, кредитная, амортизационная, внешнеторговая политики государства, политика в области заработной платы и пенсионного обеспечения и др.

Следует отметить, что ни в одной стране нет полностью свободных от государственного регулирования цен. В то же время нет и чисто регулируемых государством цен, свободных от воздействия рыночных факторов. Все цены являются следствием воздействия, как рыночных факторов, так и государства. Только степень их воздействия на разные товары различна.

2.3.4. Виды цен в зависимости от стадий ценообразования

Движение товаров от производителя к потребителю опосредуется конкретными видами цен, дифференцированными в зависимости от наличия образующих эти цены элементов. В зависимости от этой классификации (стадий ценообразования) можно выделить следующие виды цен:

- оптовая цена изготовителя;

- оптовая (отпускная) цена изготовителя;

- оптовая (отпускная) цена закупки;

- розничная цена.

Таблица 2.1 - Структурно-логическая схема цены

Основные элементы конечной (розничной) цены
Затраты на производство и реализацию Прибыль изготовителя НДС и акциз, уплачиваемые изготовителем Цена за посреднические услуги Цена за услуги розничной торговли
Затраты посреднической организации Прибыль посреднической организации НДС, уплачиваемый посреднической организацией Затраты торговой организации Прибыль торговой организации НДС, уплачиваемый торговой организацией
Оптовая цена изготовителя  
Оптовая (отпускная) цена изготовителя  
Оптовая (отпускная) цена закупки  
Розничная цена
                 

Эти виды цен количественно связаны между собой: на последующей стадии цена становится выше, чем на предыдущей. В табл. 2.1 представлена схема формирования цен в зависимости от стадий ценообразования.

Оптовая цена изготовителя формируется на стадии изготовления товара. Она включает в себя затраты на производство и реализацию товара (себестоимость) и прибыль изготовителя. В конечном счете именно оптовая цена изготовителя предназначена для обеспечения изготовителю расширенного воспроизводства. К примеру, если затраты на производство и реализацию единицы конкретного товара (себестоимость) составляют 100 руб., а прибыль — 50 руб., то оптовая цена изготовителя будет 150 руб.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя предназначена для реализации товара изготовителем. Именно по этой цене товар покупает у изготовителя либо непосредственно потребитель, либо посредник. Оптовая (отпускная) цена изготовителя состоит из оптовой цены изготовителя и величины акциза и НДС. Причем акциз входит в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя только по подакцизным товарам. Если товар является подакцизным, то при включении в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя вначале рассчитывается (включается) акциз, а затем НДС. К примеру, известно, что на единицу конкретного товара оптовая цена изготовителя равна 150 руб., акциз установлен в размере 20 руб., а ставка НДС — 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена изготовителя будет рассчитываться по следующей схеме:

- К оптовой цене изготовителя добавляется акциз (150 руб. + 20 руб. = 170 руб.).

- Рассчитывается величина НДС (170 руб. ∙ 18 / 100 = 30,6 руб.).

- К полученной оптовой цене изготовителя с учетом акциза добавляется величина НДС (170 руб. + 30,6 руб. = 200,6 руб.).

Оптовая (отпускная) цена закупки формируется, если между изготовителем и потребителем существует система посреднических организаций (за исключением организаций розничной торговли). Посредник за свои услуги получает определенную цену, предназначенную для покрытия его затрат, обеспечения прибыли и возможности уплаты НДС. Цена за посреднические услуги может быть выражена в различных формах: посредническая надбавка, снабженческо-сбытовая надбавка, комиссионный сбор или вознаграждение и др.

Пример определения оптовой (отпускной) цены закупки.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя единицы продукции составляет 200.6 руб. Затраты посредника — 30 руб., прибыль — 15 руб., НДС — 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена закупки будет рассчитываться следующим образом.

- Определяется цена за посреднические услуги без НДС (30 руб. + 15 руб. = 45 руб.). Рассчитывается величина НДС, которую должен уплатить посредник (45 руб. ∙ 18 / 100 = 8,1 руб.).

- Определяется посредническая надбавка (45 руб. + 8,1 руб. = 53,1 руб.).

- Определяется оптовая (отпускная) цена закупки (200,6 руб. + 53,1 руб. = 253,7 руб.).

Розничная цена формируется на базе оптовой (отпускной) цены закупки с добавлением розничной надбавки. Розничную (как и посредническую) надбавку следует рассматривать в двух ипостасях. Во-первых, как элемент розничной цены на конкретный товар. Во-вторых, как цену за услуги розничной торговли. Розничная надбавка состоит из затрат организации розничной торговли, ее прибыли и НДС, уплачиваемого ею.

Пример расчета розничной цены товара.

Цена закупки равна 200,6 руб. Затраты организации розничной торговли составляют 30 руб., прибыль — 20 руб. НДС — 18%. Тогда розничную цену можно определить следующим образом.

- Определяется цена за услуги розничной торговли без НДС (30 руб. + 20 руб. = 50 руб.).

- Рассчитывается величина НДС, которую должна уплатить организация розничной торговли (50 руб. ∙ 18 / 100 = 9 руб.).

- Определяется розничная надбавка (50 руб. + 9 руб. = 59 руб.).

- Определяется розничная цена (200,6 руб. + 59 руб. = 259,6 руб.).

Розничная цена используются в системе розничной торговли. Это конечная цена. При формировании цен по стадиям ценообразования розничная цена является наиболее высокой из всех видов цен на конкретный товар.

Наши рекомендации