Классификация цен в зависимости от государственного воздействия и регулирования

В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована следующими целями:

· обеспечение экономической безопасности страны;

· защита отечественного товаропроизводителя;

· защита наименее обеспеченных слоев населения от необос­нованного роста цен на товары первой необходимости;

· создание условий для нормальной конкуренции;

· ограничение власти предприятий – естественных монополистов;

· ограничение инфляционного роста цен в результате возник­новения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;

· поддержание ценовых пропорций.

Меры воздействия на производителей со стороны государства делятся на прямые и косвенные.

I. Прямые меры - это установление определенных правил ценообразова­ния, к которым относятся установление регулируемых или фиксированных цен, а также законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы. К данным ограничениям можно отнести запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, нарушающую интересы экономических субъектов, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу и другие методы злоупотребления рыночной властью, нарушающие конкуренцию на рынках.

1. Регулируемые цены – это цены, формирующиеся в результате взаимодействия спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании прямое воздействие государственных органов, осуществляемое одним из следующих способов:

· Прямым ограничением роста или снижения цен, в результате которых формируются предельные цены, то есть цены, выше или ниже которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг. Предельно высокими являются регистрируемые отпускные цены производителей социально значимых товаров - лекарственных средств, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения[20].

· Регламентацией рентабельности, то есть фирма имеет относительную свободу в ценообразовании, и ограничивается не цена, а доля прибыли в цене. Данное регулирование не используется в мировой практике, так как не заинтересовывает фирмы в снижении издержек.

· Установлением предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта,

· Установлением предельных значений элементов цены. Установление предельных размеров снабженческо - сбытовых надбавок и торговых наценок применяется для регулирования цен на социально значимые товары.

2 Фиксированные цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне государством в лице каких-либо органов власти и управления, и их изменение возможно только по решению субъекта, утвердившего их[21]. Продажа покупателям товаров по единой цене является самым жестким способом государственного регулирования. Существуют такие формы фиксирования цен: как прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, устанавливающиеся в экстремальных условиях войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, а также фиксирование тарифов естественных монополистов.

Так, например, тарифы на международные перевозки устанавливаются в соответствии с тарифной политикой железных дорог государств – участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении и утверждаются на ежегодных тарифных конференциях железнодорожных администраций стран СНГ – участниц тарифного соглашения от 17 февраля 1993 года. Ставки тарифной политики на соответствующий фрахтовый год установлены на базе международного железнодорожного транзитного тарифа и единого транзитного тарифа.

II. Косвенные меры — это воздействие на цены посредством использо­вания экономических рычагов, к которым можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансо­вую, инвестиционную, кредитную и денежную политику, устанавливающие соответствующие на рынках «правила игры». В результате на рынке будут формироваться свободные цены, то есть цены, свободно складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения, но под воздействием экономических рычагов государственного регулирования.

Косвен­ное воздействие на цены оказывают все государственные регулирую­щие акции, которые могут воздействовать как на факторы предложения: государственные закупки товаров, деблокирование запасов, поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке, политику в области рабочей силы, изменение косвенных налогов, и налогов, входящих в себестоимость продукции, расширение или снижение импорта, так и на спрос: пропагандистские компании, изменение подоходного налога, индексация доходов населения, пенсионная политика и др.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере ослабления кризиса.

Наши рекомендации