Тема «Виды экономического анализа»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВОМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендовано в качестве электронного издания

к самостоятельной работе

учебно-методической комиссией

направления 13.04.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»

магистерской программы

13.04.01.01 «Промышленная теплоэнергетика»

Кемерово 2017

Рецензенты:

Моисеева Е. И., доцент кафедры производственного менеджмента,

Богомолов А. Р., председатель УМК направления 13.04.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»

Казимирская Татьяна Анатольевна. Экономика и управление производством : методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе [Электронный ресурс] : для студентов направления 13.04.01 «Теплоэнергетика и теплотехника» магистерской программы 13.04.01.01 «Промышленная теплоэнергетика» всех форм обучения / Т. А. Казимирская. – Электрон. дан. – Кемерово : ГУ КузГТУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ;зв. ; цв. ; 12 см. – Систем. требования : PentiumIV; ОЗУ 8 Мб ; Windows 2003 ; (CD-ROM-дисковод) ; мышь. - Загл. с экрана.

Предназначены для практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Содержат перечень вопросов и методические указания для подготовки к практическим занятиям, задания для самостоятельного решения, методические указания по выполнению контрольной работы студентами очно-заочной и заочной форм обучения, темы рефератов и методические указания по его написанию, оценочные средства для промежуточной аттестации (перечень вопросов для подготовки к зачету), список рекомендуемой литературы.

© КузГТУ

© Казимирская Т. А.

Введение

Методические указания составлены на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включают вопросы, обязательные для изучения дисциплины «Экономика и управление производством» студентами направления 13.04.01 «Теплоэнергетика и теплотехника» магистерская программа 13.04.01.01 «Промышленная теплоэнергетика».

Методические указания предназначены для формирования у студентов системных научных фундаментальных знаний в области развития форм и методов экономического анализа в условиях рыночной экономики; приобретения студентами практических навыков самостоятельного и творческого использования полученных знаний в практической деятельности.

В процессе освоения дисциплины обучающиеся должны усвоить теоретические основы анализа хозяйственной деятельности как системы обобщенных знаний о его предмете, методе, функциях, принципах, задачах, методическом инструментарии и организации; современные принципы работы с экономической информацией и уметь использовать статистические и количественные методы для решения организационно-управленческих задач; методики комплексного анализа результатов деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики.

Для закрепления теоретических знаний в процессе изучения дисциплины «Экономика и управление производством» в соответствии с учебным планом проводятся практические занятия, на которых обсуждаются основные категории и проблемы экономического анализа, изложенные в лекционном материале, учебниках, нормативных документах, периодических изданиях и на Интернет-порталах, а также решаются задачи по изучаемым темам.

Основной целью практических занятий является контроль выполнения самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов тем дисциплины.

Основными задачами являются:

- овладение методикой экономического анализа;

- приобретение навыков обработки результатов экономического анализа и использование их в своей будущей профессиональной деятельности при принятии управленческих решений.

С целью систематического изучения дисциплины в течение семестра, закрепления и углубления полученных знаний и навыков, подготовки к предстоящим занятиям, формирования культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и умений предусмотрена самостоятельная работа.

Цель самостоятельной работы – закрепление уже имеющихся и приобретение новых теоретических знаний по темам курса, выработка навыков работы с учебной, периодической, статистической литературой по проблемам экономики, освоение и анализ процессов и закономерностей, характерных для современной экономики, активизация творческой деятельности студентов и осознание ими самостоятельной работы как важного элемента саморазвития.

Самостоятельная работа магистранта заключается в:

– изучении теоретических положений (работа над учебным материалом – конспектом лекций, учебниками и т. п.);

– подготовке к аудиторным и практическим занятиям в соответствии с установленными требованиями;

– выполнении домашних заданий в виде составления обзора по теме практических занятий (на основании контрольных вопросов); и решения задач (изучив тему, студент может проверить полученные знания, ответив на вопросы, выполнив задания, указанные в разделах каждой темы);

– написании реферата;

– подготовке к текущей и промежуточной аттестации.

Форма контроля самостоятельной работы студента – доклад на практическом занятии, оформленный и сданный преподавателю реферат, а также:

- оценка уровня подготовки студента в процессе проведения преподавателем практического занятия;

- зачет по дисциплине.

Система контроля включает в себя текущую и промежуточную оценку успеваемости в рамках балльно-рейтинговой системы. Текущий контроль осуществляется по отдельным темам дисциплины в ходе практических занятий путем устного и письменного опроса, решения задач. Текущий контроль проводится четыре раза в семестр.

Промежуточный контроль в форме зачета предполагает оценку результатов усвоения дисциплины.

Практическое занятие

Практическое занятие

Практическое занятие

Практическое занятие

Факторного анализа»

4.1.1. Перечень вопросов для подготовки к занятию

1. Определение факторного экономического анализа.

2. Что такое детерминированный и стохастический факторный анализ?

3. Классификация факторного анализа.

4. Последовательность проведения факторного анализа.

5. Определение способа цепных подстановок.

6. Общий вид способа цепных подстановок.

7. Определение способа абсолютных разниц.

8. Общий вид способа абсолютных разниц.

9. Определение способа относительных разниц.

10. Общий вид алгоритма расчета способом относительных разниц.

11. Интегральный метод.

12. Основные типы детерминированных моделей.

13. Как проводится расширение, удлинение, сокращение и разложение факторных моделей?

4.1.2. Методические указания к практическому занятию

Под факторным экономическим анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Факторный экономический анализ проводится в следующей последовательности:

– постановка задачи;

– изучение состояния объекта;

– отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели;

– классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода;

– определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;

– моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями;

– расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

– работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Детерминированный факторный анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, то есть полную зависимость, а именно при изменении аргумента происходит соответствующее изменение функции.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем, в отличие от функциональной, является неполной, вероятностной (корреляционной), то есть изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях, что зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей:

– аддитивная модель;

– мультипликативная модель;

– кратная модель;

– смешанная модель.

Аддитивная модель используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей (например, показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства во взаимосвязи с объемами выпуска по отдельным структурным подразделениям или отдельным видам продукции):

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Мультипликативная модель – модель, в которую факторы входят в видe произведения (например, двухфакторная модель объема производства, фонда заработной платы, многофакторные модели производительности труда).

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Кратная модель применяется тогда, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого (например, фондовооруженность, коэффициент оборачиваемости оборотных средств):

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Смешанная (комбинированная) модель – это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей (например, рентабельность производства):

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Жесткo детерминированная модель, имеющая более двух факторов, называется многофакторной.

В факторном анализе используются следующие способы исследования:

– цепной подстановки;

– индексный;

– абсолютных разниц;

– относительных разниц;

– интегральный;

– логарифмирования и другие.

Первые четыре способа основываются на методе элиминирования. Элиминировать – значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и так далее, при неизменности остальных, что позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

– способ цепных подстановок. Используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных (комбинированных). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде.

Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Последовательность подстановок:

– cначала анализируется влияние количественных факторов, а затем качественных;

– сначала анализируется влияние показателей натуральных, а затем стоимостных,

– сначала анализируются первичные, а затем вторичные показатели.

Алгоритм подстановок:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

– способ абсолютных разниц. Является одной из модификаций элиминирования. Как и метод цепной подстановки, он применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru и Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru .

Хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте этот метод получил широкое применение в анализе хозяйственной деятельности.

Порядок применения этого метода следующий: определяется разница между фактической и базисной величиной каждого част- ного фактора и влияние этих разниц на общее отклонение обоб- щающего показателя. Последовательность замены аналогична методу цепных подстановок.

Алгоритм подстановок:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

– способ относительных разниц. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях типа Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru .

Алгоритм подстановок:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

– интегральный способ. Позволяет рассчитать однозначные оценки влияния факторов при любой последовательности вычисления, од­нако использование интегрального метода требует знания основ математического анализа и проведения значительного объема вы­числений.

Алгоритм подстановок:

модель вида: Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

модель вида: Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

модель вида: Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

модель вида: Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

К методам детерминированного факторного анализа относят следующие:

– удлинение;

– формальное разложение;

– расширение;

– сокращение.

Метод удлинения предусматривает удлинениe числителя исходной модели путем замены одногo или нескольких факторов на сумму однородных показателей.

Например, себестоимость eдиницы продукции можно представить в качествe функции двух факторов: изменениe суммы затрат на производство и реализацию продукции ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru и объема выпуска продукции ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ).

Исходная модель этой факторной системы будет иметь вид:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Если общую сумму затрат заменить отдельными их элементами, такими, как оплата трудa ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ), сырье и материалы ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ), амортизация основных средств ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ), накладные затраты ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ) и др., то детерминированная факторная модель будет иметь вид аддитивной модели с новым набором факторов:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

где Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – трудоемкость продукции; Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – материалоемкость продукции; Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – фондоемкость продукции; Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – уровень накладных затрат.

Способ формального разложения факторной системы предусматривает удлинение знаменателя исходной факторной модели путем замены одногo или нескольких факторов на сумму или произведениe однородных показателей:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

то Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

В результатe получили конечную модель того же вида, что и исходной факторной системы (кратную модель). На практикe такое разложение встречается довольно частo. Например, при анализе показателя рентабельности издержек (R):

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

где Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – величина прибыли от реализации продукции.

Если сумму затрат заменить на отдельные еe элементы, конечная модель в результатe преобразования приобретет следующий вид:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Метод расширения предусматривает расширение исходной факторной модели за счет умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей.

Например, если в исходную модель Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ввести новый показатель c, то модель примет вид:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

В результате получилась конечная мультипликативная модель в видe произведения нового набора факторов.

Этот способ моделирования очень широко применяется в анализe. Напримеp, среднегодовую выработкy ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ) продукции одним работником (показатель производительности труда) можно записать таким образом: Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru . Если ввести такой показатель, как количество дней, отработанных всеми работниками ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ), то получим следующую модель годовой выработки:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

где Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – объем валовой продукции; Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – среднедневная выработка; Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – количество работников; Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – количество дней, отработанных одним работником.

После введения показателя количества отработанных часов всеми работниками ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ) получим модель с новым набором факторов: среднечасовой выработки ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ), количествa отработанных дней одним работником ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ) и продолжительности рабочего дня ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ):

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

где Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – среднечасовая выработка.

Метод сокращения представляет собой создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя дроби на один и тот же показатель:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

В данном случаe получается конечная модель того же типа, что и исходная, однако с другим набором факторов.

Рассмотрим примеры.

Рентабельность производства рассчитывается делением суммы прибыли на среднегодовую стоимость основного и оборотного капитала предприятия ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ):

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Если числитель и знаменатель разделим на объем продажи продукции (товарооборот) – РП, то получим кратную модель, но с новым набором факторов: рентабельности реализованной продукции и капиталоемкости продукции:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

где Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – рентабельность продаж; Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru – капиталоемкость продукции.

Фондоотдача ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ) определяется отношением валовой ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ) или товарной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов ( Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru ):

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Разделив числитель и знаменатель на среднегодовое количество рабочих, получим более содержательную кратную модель с другими факторными показателями: среднегодовой выработки продукции одним рабочим, характеризующей уровень производительности труда, и фондовооруженности труда (ФВ):

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

Необходимо заметить, что на практикe для преобразования одной и той же модели может быть последовательно использовано несколько методов.

Таким образом, результативные показатели могут быть разложены на составные элементы (факторы) разными способами и представлены в видe различных типов детерминированных моделей.

Выбоp способа моделирования зависит от объекта исследования, поставленной цели, а также от профессиональных знаний и навыков исследователя. От того, насколько реально и точно созданныe модели отражают связь между исследуемыми показателями, зависят конечныe результаты анализа.

4.3. Задачи для самостоятельного решения

4.3.1. Составьте модель факторного анализа фонда заработной платы, заполнив пустые ячейки схемы. На основе заполненной схемы предложите различные модели факторного анализа годового фонда заработной платы:

Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru

4.3.2. Способами абсолютных разниц и цепных подстановок проведите факторный анализ годового фонда заработной платы.

Предварительно рассчитайте недостающие для проведения анализа данные.

Показатели План Факт Отклонение, Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru
Среднесписочная численность рабочих, чел. (Ч)  
Отработано дней одним рабочим за год, дни (Д)  
Продолжительность рабочего дня, час. (П) 7,8 7,5  
Среднечасовая заработная плата (ЧЗП), р.      
Годовой ФЗП, тыс. р. 13 500 15 800  

4.3.3. Проведите факторный анализ фондоотдачи основных фондов, используя способ цепных подстановок.

Показатели Базисный год Отчетный год Отклонение, Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru
Удельный вес действующего оборудования в активной части ОПФ, % 32,3 35,7  
Удельный вес активной части ОПФ основных фондов, % 35,6 37,4  
Фондоотдача действующего оборудования, р. 2,85 2,72  
Фондоотдача ОПФ, р.      

4.3.4. Рассчитайте влияние на фондоотдачу основных фондов изменения фондоотдачи действующего оборудования, используя способ абсолютных разниц.

Показатели Базисный год Отчетный год Отклонение, Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru
Удельный вес действующего оборудования в активной части ОПФ, % 52,4 55,7  
Удельный вес активной части ОПФ, % 44,2 43,4  
Фондоотдача действующего оборудования, р. 2,78 2,62  
Фондоотдача ОПФ, р.      

4.3.5. Проанализируйте влияние на эффективность использования основных фондов таких факторов как, стоимость основных фондов и объем товарной продукции.

Расчеты проведите интегральным методом.

Сделайте вывод по полученным результатам.

Показатели Условные обозначения План Факт
Товарная продукция, млн р. ТП
Среднегодовая стоимость ОПФ, млн р. ОПФ
Фондоотдача, р. ФО    

4.3.6. Дополните таблицу недостающими данными.

Проведите факторный анализ производительности труда всеми возможными способами.

Показатели План Факт Отклонение, Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru
Среднегодовая численность ППП, чел. (Чппп)  
Среднесписочная численность рабочих, чел. (Чпппр)  
Удельный вес рабочих в общей численности работников (Уд)      
Отработано дней одним рабочим за год, дни (Д)  
Продолжительность рабочего дня, час. (П) 7,8 7,5  
Производство продукции, тыс. р. (ВП) 80 000 83 600  
Среднегодовая выработка одного работника, тыс. р. (ГВппп)      
Выработка на одного рабочего:      
- среднегодовая, тыс. р. (ГВ)      
- среднедневная, р. (ДВ)      
- среднечасовая, р. (ЧВ)      

4.3.7. По данным таблицы проведите факторный анализ прибыли на рубль материальных затрат.

Расчеты проведите способом относительных и абсолютных разниц.

Сделайте соответствующие выводы.

Показатели Значение показателя Отклонение, Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru
план факт
Прибыль от реализации продукции, тыс. р.  
Выручка от реализации продукции, тыс. р.  
Объем выпуска продукции, тыс. р.  
Материальные затраты, тыс. р.  
Рентабельность оборота, %      
Удельный вес выручки в общем выпуске продукции      
Материалоотдача, р.      
Прибыль на рубль материальных затрат, коп.      

4.3.8. С помощью детерминированных методов факторного анализа проанализируйте влияние изменения эффективности использования производственных фондов на объем продукции по приведенным данным с использованием методов абсолютных разниц и цепных подстановок.

Сделайте вывод по полученным результатам.

Показатели Условные обозначения По плану Фактически
Объем произведенной продукции, тыс. р. РП    
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. р.   ОПФ    
Фондоотдача, р. ФО 1,19 1,21

4.3.9. По имеющимся исходным данным определите влияние основных факторов на изменение среднегодовой выработки одного рабочего.

Расчеты рекомендуется провести способом относительных разниц и интегральным методом.

Сделайте вывод по полученным результатам.

Показатели Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, %
Среднегодовая выработка 1 рабочего, р.        
Среднее число дней, отработанных 1 рабочим за год, дн.    
Средняя продолжительность рабочего дня, час. 7,8 7,7    
Среднечасовая выработка 1 рабочего, р.    

4.3.10. Рассчитайте темп роста объема реализации продукции; величину прибыли от продаж продукции; увеличение (снижение) величины прибыли от продаж про­дукции в отчетном периоде по сравнению с преды­дущим; влияние отдельных факторов на изменение прибыли от реа­лизации продукция: цен продаж; полной себестоимости; объема реализации продукции (работ, услуг); структуры реализованной продукции.

Показатели     Отчет за предыдущий период   Фактически реализован­ная продукция в отчет­ном периоде
в ценах, по себестоимо­сти преды­дущего пе­риода в ценах, по себестоимо­сти отчетного пе­риода
Выручка от реализации продукции, тыс. р.  
Затраты на производст­во и реализацию про­дукции, тыс. р. I606I5

4.3.11. Рассчитайте уровень рентабельности производственных фондов за отчетный и предыдущий периоды; изменение рентабельности производственных фондов по срав­нению с предыдущим годом; влияние отдельных факторов на изменение уровня рентабель­ности производственных фондов (фондоемкости; коэффициента закрепления материальных оборотных средств; прибыли на 1 рубль выручки от реализации продукции), используя метод сокращения в детерминированном факторном анализе:

Показатели (млн р.)
Выручка от реализации продукции Прибыль от реализации продукции Среднегодовая стоимость основных средств Среднегодовая стои­мость мате­риальных обо­ротных средств
Преды­дущий год Отчет­ный год Преды­дущий год Отчет­ный год Преды- ду­щий год Отчетный год Преды­дущий год Отчет­ный год
20I4I5

Практическое занятие

Комплексная оценка ФПО.

На данном шаге определяется комплексная оценка финансового потенциала организации.

Характеристика уровней финансового потенциала
Уровень финансового потенциала организации Краткая характеристика
Высокий уровень финансового потенциала организации Деятельность организации прибыльна. Финансовое положение стабильно.
Средний уровень финансового потенциала организации Деятельность организации прибыльна, однако, финансовая стабильность во многом зависит от изменений, как во внутренней, так и во внешней среде.
Низкий уровень финансового потенциала организации Организация финансово нестабильна.

Данный этап рекомендуется проводить экспертным путем на основании значимости каждой составляющей.

Для нашего примера организация не по всем составляющим финансового потенциала организации имеет высокие оценки, следовательно, ей можно приϲʙᴏить средний уровень финансового потенциала организации.

Таким образом, оценка производственного и финансового потенциала организации – необходимый этап стратегического анализа и управления, охватывающий все основные внутренние процессы. В результате такого анализа обеспечивается системный взгляд на организацию, кᴏᴛᴏᴩый позволяет не только выявить все сильные и слабые стороны, но и создать на ϶ᴛᴏй основе комплексный план перспективного развития.

5.3. Задания для самостоятельного решения

5.3.1. Провести экспресс-оценку производственного потенциала организации студентам:

– очной формы обучения, используя исходные данные для расчета, приведенные в таблице;

– очно-заочной и заочной форм обучения, используя данные конкретного хозяйствующего субъекта промышленной теплоэнергетики (котельная, ТЭЦ, ТЭС).

Весовой коэффициент по производственной, материальной и кадровой составляющим принять соответственно 1,2; 1,1 и 1,0 для всех форм обучения.

Исходные данные для расчета показателей производственной,

материальной и кадровой составляющих ППО

Показатели Варианты
Первоначальная стоимость ОПФ, млрд. р. 3,8 6,4 8,7
Стоимость ОПФ на начало отчетного года, млрд. р. 3,5 5,8 9,6
Ввод ОПФ, млн р., в том числе:      
- в феврале;
- в мае;
- в декабре
Вывод ОПФ, млн р., в том числе:      
- в апреле;
- в августе;
- в ноябре
Остаточная стоимость ОПФ, млрд. р. 2,5 3,7 4,2
Установленная мощность ТЭС, МВт (Гкал*ч)   (515,91)   (1031,81)   (1547,72)
Полезный отпуск тепловой энергии, тыс. Гкал.
Себестоимость 1 Гкал, р. 1128,55 1226,42 948,26
Величина постоянных затрат, р./Гкал. 638,15 531,96 700,31
Величина материальных затрат в себестоимости 1 Гкал., %
Тариф, р./Гкал. 1341,05 1405,18 1094,84
Штатный коэффициент (удельная численность персонала), чел./МВт 0,52 0,64 0,58
Среднемесячная заработная плата одного работающего, с учетом социальных выплат, тыс. р. 23,85 26,52 25,18
Численность персонала на начало отчетного года, чел.
Численность оборота по приему, чел.
Численность оборота по выбытию, чел.
Выработано тепловой энергии, тыс. Гкал.
Среднесписочная численность работников отчетного года года, чел.      
Среднесписочная численность работников предыдущего года, чел.
Соотношение изменения цен на материалы и цен на продукцию Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru Тема «Виды экономического анализа» - student2.ru
Профессиональный состав кадров не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует потребностям, крайне важно радикальное обновление персонала соответствует потребности, но крайне важно обучение и обновление персонала не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует потребностям, крайне важно радикальное обновление персонала

5.3.2. Определить уровень финансового потенциала организации, предварительно оценив финансовый потенциал по финансовым показателям и составив по ним кривую финансового потенциала организации (исходные данные для расчета выдает преподаватель).

Практическое занятие

Практическое занятие

Управленче

Наши рекомендации