Методы учета затрат на производство продукции, работ, услуг в управлении организацией.

Попроцессный метод в основном применяется на предприятиях с низким количеством номенклатуры товара, а также незначительным влиянием или отсутствием незавершенного производства. Примером такого производства может служить угольная шахта. Прямые и непрямые (косвенные) затраты относятся на абсолютно весь выпуск продукции. При этом себестоимость непосредственно каждой единицы продукции рассчитывается как частное общей суммы затрат на весь обобщенный объем производства.

Позаказный метод применяется в мелкопартионном и индивидуальном производстве, например, в машиностроении, где большинство изделий изготавливаются по индивидуальным чертежам. Прямые затраты на производство такого изделия аккумулируются непосредственно на заказе, а непрямые затраты в месте возникновения затрат (МВЗ). Себестоимость заказа калькулируется из прямых затрат и косвенных затрат, которые аккумулируются на МВЗ и распределяются согласно утвержденной базе распределения. Базой распределения часто служит коэффициент трудоемкости.

Попередельный метод служит основным методом для предприятий с большим количеством стадий производства, при котором возникает необходимость калькуляции себестоимости полуфабрикатов. Таким производством наглядно выступает производство металлопроката. В цепочке чугун-сталь-прокат существует необходимость исчисления себестоимости каждого из полуфабрикатов. Прямые и косвенные затраты учитываются на каждом переделе. Затраты всего предприятия аккумулируются на последнем переделе.

Нормативный метод заключается в учете некоторых затрат по текущим нормам по нормативным калькуляциям. В процессе отчетного периода ведется анализ отклонений фактических показателей от нормативных с изучением узких мест. Себестоимость по такому методу рассчитывается как сумма нормативных затрат и отклонений от них, а также принятых изменений самих норм. Отклонения от существующих норм определяется при помощи оперативного учета.

Стандарт-костинг – метод по своему принципу аналогичный с используемым на постсоветском пространстве нормативным методом. Этот метод эффективно работает в условиях неизменности цен на сырье и вспомогательные материалы, а также стабильной номенклатуры продукции. Данный метод появился в депрессивной американской экономике 30-х годов. Метод основывается на использовании нормативов затрат на производство продукции, которые утверждаются до наступления отчетного периода. В процессе оперативного учета затрат, суммы отклонений от нормативов аккумулируются на специальных счетах, и в конце отчетного периода, как правило, относятся на общий финансовый (итог) результат.

Директ-костинг или маржинальный метод – один из наиболее распространенных в мировой микроэкономике методов учета производственных расходов. Отличием метода от других является то, что затраты на производство единичного товара анализируются только в переменной части затрат. Под переменными понимаются затраты, сумма которых непосредственно напрямую зависит от количества произведенного товара. Постоянные затраты (предприятие их несет независимо от производства) анализируются в разрезе предприятия.

Метод «Justintime» впервые был опробован в японских компаниях в начале 70-х годов и основывается на практически полном отсутствии запасов. Производство того или иного товара осуществляется только при его необходимости. Это позволяет существенно снизить косвенные расходы на содержание складов, потерь от простоев оборудования и т. д. При использовании метода Justintime базисный упор делается на качество товара, его доступность и общую стоимость, не рассматривая уровень цен.

АВС-костинг (Activitybasedcosting) основывается на учете затрат согласно работ (функций). Все производства рассматривается в качестве набора определенных операций, при выполнении которых затрачиваются ресурсы, как материальные, так и затраты на оплату труда. Все операции условно разделяют на 4 работы: штучная работа, пакетная работа, продуктивная работа и общехозяйственная работа. Три первых типа работ составляют себестоимость конкретного товара, четвертая работа распределяется между выпускаемыми товарами согласно драйверам затрат.

Таргет-костинг. Данный метод рассматривает себестоимость как расчетную величину, получаемую как разница между среднерыночной ценой производимого товара и величины прибыли. Исходя из целевого уровня себестоимости, утверждаются нормы производственных затрат. Такой метод достаточно эффективен при разработке нового товара. Если производственная себестоимость при опытных партиях товара выше целевой себестоимости, запускать серийное производство товара не имеет смысла.

Наши рекомендации