Система бюджетирования и ее контрольные функции в организации УУ на предприятии

Система бюджетирования и ее контрольные функции в организации УУ на предприятии

Бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.Процесс разработки, согласования, утверждения бюджетов и контроль за их исполнением называют бюджетированием.

Цель создания системы бюджетирования — управление экономикой, финансами и финансовым состоянием организации путем координации деятельности всех структурных подразделений длядостижения единой, количественно определенной цели.

Основными функциями системы бюджетирования являются:

• планирование и координация:

• принятие решений и делегирование полномочий;

• оценка деятельности;

• взаимодействие и мотивация персонала;

• контроль и анализ.

Функции планирования и координации составляют основу бюджетирования. С одной стороны, они конкретизируют стратегические планы организации, а с другой – консолидируют информацию тактического и оперативного характера, связывая стратегическую и оперативно-тактическую составляющие планирования. Посредством бюджетирования устанавливаются рамки, определенные финансовой политикой. Внутри рамок установленного бюджета принимаются все последующие управленческие решения.

Принятие решений и делегирование полномочий обусловлено тем, что система бюджетирования четко определяет процедуры принятия управленческих решений и разграничивает ответственность по ним.

Оценка деятельности производится на основе показателей исполнения бюджета, которые могут служить одной из характеристик текущей деятельности организации и качества ее результатов.

Взаимодействие и мотивация персоналаобеспечиваются тем, что деятельность по формированию, корректировке, контролю и анализу бюджета предусматривает слаженную работу сотрудников различных служб организации.

Контроль и анализосуществляют регулярное сопоставление достигнутых результатов с запланированными. Анализ отклонений дает возможность своевременно принимать необходимые решения.

Бюджетирование позволяет достигнуть поставленных планов. В бюджетировании очень хорошо отслеживать отклонения от плана, можно вносить изменения в план в связи с какими-либо изменениями внешней среды, внутреннего фактора. Также бюджетирование позволяет применять средства анализа, н-р, факторный анализ можно широко использовать, выявляя факторы влияния на результат. Так как бюджет управленческая форма, то показатели статей могут быть любыми, н-р, нефинансовые показатели в виде учетных статей (можно вести учет и выполнение плана).

Бюджет состоит из генерального (операционный и финансовый). Операционный бюджет состоит для коммерческих предприятий из плана продаж (исходя из него строятся остальные операционные бюджеты). Формирование самих бюджетов – сложный процесс (сверху-вниз, снизу-вверх). Финансовый бюджет – бюджет движения денежных средств.

Существуют некоторые достоинства и недостатки системы бюджетирования:

«+» – ставятся максимальные результаты (задачи), которые должны быть достигнуты;

«–» – руководители не разбираются (снизу-вверх, сверху-вниз) в задачах (в результатах).

Процесс бюджетирования должна сопровождать бюджетная дисциплина:

1) поставленные плановые показатели д/б достигнуты;

2) отчетность,формируемая в этих бюджетах, д/б вовремя сформирована

Основные классификации затрат в системе УУ (дополнительно)

Признак классификации Подразделения затрат
По экономическим элементам По экономическим элементам
По статьям По статьям
По способу отнесения на себестоимость продукции Прямые и косвенные затраты
По отношению к объему производства Постоянные и переменные
По месту признания в качестве расхода Затраты на продукт, затраты периода
По отношению к технологическому процессу Основные и накладные
По периодичности возникновения Текущие и единовременные
По отношению к готовому продукту Готовая и незавершенная

Таблица 4

Таблица 5

Таблица 6

Таблица 1. Управленческие решения по привлечению источников финансированияв зависимости от задач бизнеса.



Задачи бизнеса Управленческие решения по привлечению источников финансирования Возможные ограничения
Ускоренный рост бизнеса Привлечение долевого капитала (стратегического или финансового инвестора в долю) Низкая рыночная привлекательность компании Непрозрачность системы финансового управления компании Зависимость возможности публичного (открытого) размещения акций от размера оплаченного уставного капитала
Приобретение долгосрочных активов без единовременного отвлечения собственных средств Привлечение долгового капитала (долгосрочные кредиты банков, лизинг, выпуск облигаций) Стоимость (цена) заемного капитала Низкая кредитоспособность Риск неосуществимости инвестиционного проекта
Финансирование текущих потребностей Устранение сезонности Привлечение краткосрочных кредитов банков, включая овердрафтное кредитование Стоимость (цена) заемного капитала Низкая кредитоспособность, недостаточно хорошая кредитная история Отсутствие высоколиквидного залога
Финансирование проектов, раскрытие информации о которых лишает компанию конкурентного преимущества Финансирование за счет внутренних (собственных) источников Частное (закрытое) размещение акций Недостаток собственных источников Невысокая доходность и неустойчивость компании Риск неосуществимости проекта
Усиление экономической безопасности и повышение финансовой независимости Финансирование за счет собственных источников Изменение дивидендной политики Финансирование в рамках группы компаний Низкая прибыльность, недостаток собственных источников Снижение заинтересованности акционеров
Формирование дополнительных финансовых потоков за счет внутренних источников Продажа непрофильных активов, «урезание» расходов Применимы к тем активам и благам (расходам), которые не нужны компании Ограниченность источника
Максимальное привлечение бесплатных внешних источников (устойчивых пассивов) Управление кредиторской задолженностью Отказ кредиторов от реструктуризации задолженности, возможные экономические санкции

2. Управление ликвидностью предполагает принятие определенных решений в отношении отдельных групп (видов) оборотных активов. Рост степени ликвидности оборотных активов, снижение доли низколиквидных их видов играют важную роль в повышении платежеспособности организации.

При принятии решений в отношении материальных оборотных активов следует выделить:

- активы, принимающие участие в производственном процессе, недостаток которых может привести к проблемам в основной деятельности (к остановкам производственно-технологического процесса, снижению выпуска готовой продукции и срывам поставок покупателям и т.п.);

- активы, реализация которых проблематична (неликвиды). По возможности следует избавиться от этой части активов по демпинговым ценам;

- активы, которые могут быть реализованы без ущерба основной деятельности (излишние, сверхнормативные). Реализация этой части материальных оборотных активов является основным резервом повышения ликвидности, мобилизации дополнительного денежного притока средств и погашения обязательств перед кредиторами.

Дебиторская задолженность представляет собой фактическую иммобилизацию средств организации в расчеты (в оборот других предприятий), но в тоже время является естественным следствием системы ведения взаиморасчетов между поставщиками и покупателями продукции. Основные задачи в этой части управленческих решений заключаются в контроле за возвратом средств и ускорении инкассации дебиторской задолженности.

При принятии управленческих решений в отношении ликвидности баланса и платежеспособности предприятия необходимо оценить размер и структуру краткосрочных обязательств. Рост их особенно опасен, если при этом наблюдается значительное увеличение доли наиболее дорогих источников, в том числе просроченных долгов по налогам и сборам. В такой ситуации следует осуществлять мероприятия по высвобождению из оборотных активов всех возможных средств путем их оптимизации и погашать наиболее срочные (просроченные), а затем и наиболее дорогие обязательства.

Оценивая ликвидность баланса, финансовый менеджер должен учитывать, что высокий уровень коэффициента текущей ликвидности означает лишь формальное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами и характеризует только теоретическую возможность рассчитаться по обязательствам. Будет ли иметь место этот расчет фактически, зависит от оптимизации операционного цикла и рациональной организации денежного оборота.

3. Управление рентабельностью и распределением прибыли традиционно является объектом особого внимания менеджмента.

Безусловно, что анализ и разработка управленческих решений в этой части особенно важны для убыточных предприятий, когда требуется выявление причин убыточности и обоснование возможных резервов по ее ликвидации или минимизации. Оптимальность пропорций в распределении чистой прибыли должна учитываться при разработке дивидендной политики, представляющей собой важный элемент финансового менеджмента не только в акционерных обществах, но и в компаниях других организационно-правовых форм. Недопустимо превышение использования прибыли над полученной ее величиной, поскольку это окажет такое же негативное воздействие на финансовое состояние, как и убытки в убыточных предприятиях.

4. Составление прогнозной отчетности является важным и востребованным в современных условиях вопросом, который также должен решаться в рамках анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Практическое значение прогнозирования показателей отчетности заключается в следующем:

1) Руководство имеет возможность заранее оценить, насколько базовые показатели прогнозной отчетности соответствуют поставленным на том или ином этапе задачам, охарактеризовать перспективы роста предприятия, скоординировать долгосрочные и краткосрочные цели его развития, стратегию и тактику действий.

2) Лица, принимающие управленческие решения, заблаговременно получают информацию о возможной в прогнозном периоде величине доходов, расходов, денежных потоков, активов и источников финансирования.

Это позволяет:

- на основе прогноза выручки и финансовых результатов (прогнозного отчета о прибылях и убытках) оценить устойчивость получения доходов и прибыли в основной деятельности и зависимость будущих финансовых результатов от неосновной деятельности, определить возможную величину чистой прибыли как источника пополнения собственного капитала и выплаты дивидендов;

- на основе прогноза денежных потоков (прогнозного отчета о движении денежных средств) определить размеры и периоды появления кассовых разрывов и рассмотреть варианты их преодоления;

- на основе прогнозного баланса оценить складывающуюся в прогнозном периоде взаимоувязку и сбалансированность активов и капитала.

3) Наконец, данные прогнозной отчетности дают возможность оценить уровень и динамику показателей финансовой устойчивости и платежеспособности в прогнозном периоде.

Управленческие решения, принимаемые на основе рассмотрения и оценки прогнозной отчетности, позволяют разработать систему мероприятий по улучшению деятельности и заложить их в бизнес-план предприятия.

5. Оптимизация решений в области бухгалтерской учетной политики тесно связана с действиями финансового менеджера как в отношении структуры баланса, так и финансовых результатов. От решения этого вопроса непосредственно зависит обоснование налоговой учетной политики и разработка оптимальных налоговых схем в рамках действующего законодательства.

Кроме того, неудовлетворительное ведение бухгалтерского учета приводит к ошибкам в расчетах с контрагентами, бюджетом и др. и не позволяет лицам, принимающим управленческие решения, получить полную, достоверную и прозрачную информацию о деятельности организации.

Система бюджетирования и ее контрольные функции в организации УУ на предприятии

Бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.Процесс разработки, согласования, утверждения бюджетов и контроль за их исполнением называют бюджетированием.

Цель создания системы бюджетирования — управление экономикой, финансами и финансовым состоянием организации путем координации деятельности всех структурных подразделений длядостижения единой, количественно определенной цели.

Основными функциями системы бюджетирования являются:

• планирование и координация:

• принятие решений и делегирование полномочий;

• оценка деятельности;

• взаимодействие и мотивация персонала;

• контроль и анализ.

Функции планирования и координации составляют основу бюджетирования. С одной стороны, они конкретизируют стратегические планы организации, а с другой – консолидируют информацию тактического и оперативного характера, связывая стратегическую и оперативно-тактическую составляющие планирования. Посредством бюджетирования устанавливаются рамки, определенные финансовой политикой. Внутри рамок установленного бюджета принимаются все последующие управленческие решения.

Принятие решений и делегирование полномочий обусловлено тем, что система бюджетирования четко определяет процедуры принятия управленческих решений и разграничивает ответственность по ним.

Оценка деятельности производится на основе показателей исполнения бюджета, которые могут служить одной из характеристик текущей деятельности организации и качества ее результатов.

Взаимодействие и мотивация персоналаобеспечиваются тем, что деятельность по формированию, корректировке, контролю и анализу бюджета предусматривает слаженную работу сотрудников различных служб организации.

Контроль и анализосуществляют регулярное сопоставление достигнутых результатов с запланированными. Анализ отклонений дает возможность своевременно принимать необходимые решения.

Бюджетирование позволяет достигнуть поставленных планов. В бюджетировании очень хорошо отслеживать отклонения от плана, можно вносить изменения в план в связи с какими-либо изменениями внешней среды, внутреннего фактора. Также бюджетирование позволяет применять средства анализа, н-р, факторный анализ можно широко использовать, выявляя факторы влияния на результат. Так как бюджет управленческая форма, то показатели статей могут быть любыми, н-р, нефинансовые показатели в виде учетных статей (можно вести учет и выполнение плана).

Бюджет состоит из генерального (операционный и финансовый). Операционный бюджет состоит для коммерческих предприятий из плана продаж (исходя из него строятся остальные операционные бюджеты). Формирование самих бюджетов – сложный процесс (сверху-вниз, снизу-вверх). Финансовый бюджет – бюджет движения денежных средств.

Существуют некоторые достоинства и недостатки системы бюджетирования:

«+» – ставятся максимальные результаты (задачи), которые должны быть достигнуты;

«–» – руководители не разбираются (снизу-вверх, сверху-вниз) в задачах (в результатах).

Процесс бюджетирования должна сопровождать бюджетная дисциплина:

1) поставленные плановые показатели д/б достигнуты;

2) отчетность,формируемая в этих бюджетах, д/б вовремя сформирована

Наши рекомендации