Анализ себестоимости продукции ЛЦВ
Важным показателем, характеризующим работу цеха, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. В условиях перехода к рыночной экономике роль значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. Проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
При анализе себестоимости источниками информации выступали плановые и отчетные калькуляции.
Как видно из таблицы 7, в 2003 г. материальные затраты увеличились на 8382,96 тыс. руб. по сравнению с 2001 г. и составляют 8,44% от всей суммы затрат. Увеличение данной статьи вызвано ростом инфляции, а, следовательно, удорожанием сырья, а также ростом железнодорожных тарифов МПС за доставку грузов.
Также более чем в 3,3 раза увеличилась оплата труда работников в 2003 г. относительно 2001 года и примерно в 2 раза по сравнению с 2002 годом. Рост заработной платы вызван ростом инфляции, т. е. увеличением прожиточного минимума, и за счет увеличения выпуска продукции, а, следовательно, увеличились отчисления на социальные нужды 9890,79 тыс. руб.
Затраты на электроэнергию в структуре затрат значительны хоть и с каждым годом снижались и составляют 10%. Потребление топлива для технических нужд в отчетном году увеличилось по сравнению с 2001 г. на 166,68 тыс. руб. и составило 427,76 тыс. руб., а по сравнению с 2002 г. увеличение произошло на 90,32 тыс. руб.
Произошло увеличение общезаводских расходов в 2003 году на 15696,53 тыс. руб. по сравнению с 2001 годом и на 10395,49 тыс. руб. по сравнению с 2002 годом, также увеличились внепроизводственные расходы на 1870,23 тыс. руб. и на 930,88 тыс. руб. в 2003 году относительно 2001 и 2002 годов соответственно из-за увеличения расходов на охрану труда.
Потери от брака сведены к нулю, в 2001 году они составляли 19,05 тыс. руб., а 2002 году 14,50 тыс. руб.
Возросла и полная себестоимость продукции вследствие увеличения затрат практически по всем статьям калькуляции из-за инфляции, повышения тарифов на железнодорожные перевозки МПС.
Таблица 8 - Затраты на производство продукции ЛЦВ
СТАТЬИ ЗАТРАТ | СУММА (тыс. руб.) | ОТКЛОНЕНИЕ | СТРУКТУРА ЗАТРАТ (%) | ОТКЛОНЕНИЕ | ||||||
2001г. | 2002г. | 2003г. | 2003/01 | 2003/02 | 2003/01 | 2003/02 | ||||
Материалы | 8568,3 | 12338,9 | 16 951,26 | 8 382,96 | 4 612,36 | 9,20 | 8,75 | 8,44 | - 0,76 | - 0,31 |
Покупные изделия, полуфабрикаты | 2268,72 | 5317,61 | 2958,45 | 2 958,45 | -2 359,16 | 2,44 | 3,77 | 1,47 | - 0,96 | - 2,30 |
Вспомогательные материалы | 5514,23 | 8092,15 | 11408,35 | 5 894,12 | 3 316,20 | 5,92 | 5,74 | 5,68 | - 0,24 | - 0,06 |
Топливо для техноло- гических целей | 258,08 | 334,44 | 424,76 | 166,68 | 90,32 | 0,28 | 0,24 | 0,21 | - 0,07 | - 0,03 |
Транспортно-загото- вительные расходы | 3220,54 | 3538,52 | 3774,19 | 553,65 | 235,67 | 3,46 | 2,51 | 1,88 | - 1,58 | - 0,63 |
Энергия для техноло- гических целей | 9391,47 | 15670,21 | 20781,82 | 11 390,35 | 5 111,61 | 11,59 | 11,12 | 10,35 | - 1,24 | - 0,77 |
Основная зарплата производственных рабочих | 8746,36 | 14435,51 | 28842,82 | 20 096,46 | 14 407,31 | 9,39 | 10,24 | 14,36 | 4,97 | 4,12 |
Продолжение таблицы 8
Дополнительная зарплата | 987,25 | 1 702,57 | 3 360,74 | 2 373,49 | 1 658,17 | 1,06 | 1,21 | 1,67 | 0,61 | 0,47 |
Отчисления на соц. страхование | 2 123,88 | 6 041,80 | 12 014,67 | 9 890,79 | 5 972,87 | 2,68 | 4,29 | 5,98 | 3,30 | 1,70 |
Упаковка | 2 891,37 | 6 837,30 | 9 540,48 | 6 649,11 | 2 703,18 | 3,11 | 4,85 | 4,75 | 1,65 | - 0,10 |
Сжатый воздух | 1 450,70 | 4 084,43 | 5 917,20 | 4 466,50 | 1 832,77 | 2,06 | 2,90 | 2,95 | 0,89 | 0,05 |
Пар на технологию | 44,80 | 68,31 | 877,55 | 832,75 | 809,24 | 0,05 | 0,05 | 0,44 | 0,39 | 0,39 |
Цеховые расходы | 35 467,54 | 44 089,50 | 54 189,66 | 18 722,12 | 10 100,16 | 35,09 | 31,28 | 26,99 | - 8,10 | - 4,29 |
Общезаводские расходы | 11 191,12 | 16 492,16 | 26 887,65 | 15 696,53 | 10 395,49 | 11,02 | 11,70 | 13,39 | 2,37 | 1,69 |
Потери от брака | - 19,05 | - 14,50 | - | - 19,05 | - 14,50 | 0,02 | 0,01 | - | - | - |
Итого производств-ая себестоимость | 92 105,31 | 139043,41 | 197929,60 | 105 824,29 | 58 886,19 | |||||
Внепроизводственные раходы | 1 001,69 | 1 941,04 | 2 871,92 | 1 870,23 | 930,88 | 1,08 | 1,38 | 1,43 | 0,35 | 0,05 |
Всего полная себестоимость | 93 107,00 | 140969,95 | 200801,52 | 107 694,52 | 59 831,57 |
Анализ процесса управления литейного цеха ванн (ЛЦВ)
Управление необходимо рассматривать как процесс, так как достижение целей – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют управленческими функциями. К ним относятся: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
Поскольку цех является структурным подразделением комбината, то стратегических, перспективных, среднесрочных планов не составляется. Они составляются заводоуправлением комбината. В цехе же составляются только оперативные планы, что говорит о неэффективном планировании, так как перспективы дальнейшего развития цеха не ясны.
Другим важным аспектом управления цехом является функция организации. Согласно структуре управления начальник цеха делегирует полномочия своим заместителям. Каждый заместитель занимается определённым направлением в цехе. Таким образом, начальник цеха определяет каждому конкретное задание из большого количества заданий. Такая структура управления является более эффективной при управлении цехом.
Важным элементом процесса управления является функция мотивации. Мотивация – это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. В цехе на данный момент отсутствует мотивация работников. Не существует системы премирования работников за рационализаторские предложения, такие как денежное вознаграждение, дополнительный отпуск, похвалы и признание. Не существует соревнований между бригадами рабочих за более высокую производительность. Руководителям цеха и отделений необходимо определить потребности работников, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. Начальник цеха, посредством делегирования полномочий осуществляет контроль за деятельностью цеха.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Выбор проектного решения
В результате, по итогам проведённых анализов были выявлены такие недостатки: увеличение себестоимости производимой продукции, неполное использование трудовых ресурсов, увеличение износа основных средств. Старение оборудования и низкие темпы его реновации послужили причиной возникновения ряда проблем. Одна из них – накопление изношенного оборудования. Следствием этого является:
- рост затрат на его ремонт;
- ухудшение технико-экономических показателей работы предприятий. Можно сказать, что у цеха существуют резервы для улучшения качества выпускаемой продукции, снижения себестоимости, увеличения мотивации труда рабочих и работников цеха.
Поэтому, исходя из данных выводов, можно предложить несколько проектных решений по улучшению экономического состояния цеха:
1) В качестве первого мероприятия по повышению эффективности производства предлагается ввод вакуумной формовки чугунных ванн, это позволит нарастить объемы производства, улучшить качество продукции и одновременно сократить текущие затраты.
2) Изменение организационной структуры цеха с целью более рационального использования ресурсов, снижения затрат, повышения результатов управленческих решений.
3) Разработка мероприятий по повышению мотивации труда работников цеха, что улучшит производительность труда, качество выпускаемой продукции.
Мотивация труда заключается в том, чтобы работники цеха выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Мотивировать работников можно путём повышения заработной платы, продвижения по службе, похвалы и признания, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, премирование за рационализаторские разработки, за перевыполнения плана по производству готовой продукции и т.д.).
Проведенный анализ показал необходимость изменения организационной структуры управления. Целесообразно, службы, занимающиеся ремонтом и обслуживанием оборудования, и службы, занимающиеся энергетическим снабжением производства, всех подразделений завода объединить в отдельные участки – участок централизованного ремонта и участок централизованной энергетики, чтобы более эффективно использовать трудовые ресурсы и снизить цеховые затраты.
На сегодняшний день в России выпуском ванн чугунных эмалированных занимаются 3 предприятия. Предельная мощность Кировского завода составляет 200 тысяч ванн в год, завод в г.Теплая Гора выпускает 120 тыс. ванн в год. На Новокузнецком ОАО «Завод Универсал» за 2003 год было изготовлено 250 тыс. ванн на имевшихся производственных мощностях. На сегодняшний день потребность рынка составляет не менее 600 тысяч ванн ежегодно исходя из объема введенного жилья в 2003 году. Он составил – 33776 тысяч квадратных метров. Общие среднегодовые темпы прироста объема ввода жилья, а значит, потребности в ваннах составляют 6,5%. К 2008 году планируемый объем потребления ванн насчитывает 900 тысяч штук в год. Одним из факторов этого роста является расширение ипотечного кредитования банками страны. Кировский завод к этому времени готов увеличить выпуск на 100 тысяч ванн в год, приобретя дополнительную формовочную машину, завод в г. Теплая Гора не планирует увеличения объема производства из-за отсутствия свободных оборотных средств. Следовательно, свободная квота на рынке для ОАО «Завод Универсал» составит порядка 500 тысяч ванн в год.
Проанализировав рынок спроса можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности производства целесообразно увеличивать объемы выпуска продукции. Рост объемов производства продукции зависит от состояния основных фондов, их производительности, технического совершенства, уровня автоматизации. Таким образом, реализовав мероприятие по вводу вакуумной формовки чугунных ванн, можно нарастить объемы производства, улучшить качество продукции и одновременно сократить текущие затраты.