Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции.

Себестоимость продукции – важный показатель деятельности предприятия.Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам. Выбор метода расчета себестоимости и распределения затрат может оказаться одним из ключевых факторов правильности управленческих решений. Цель метода – развитие полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителей и затратами на их осуществление. Калькуляция расчет себестоимости – это определение затрат в стоимостной денежной форме на производство единицы или группы единиц изделий или на отдельные виды производств. Она позволяет определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки.

Анализ себестоимости продукции является важнейшим резервом увеличения прибыли. Объектами анализа себестоимости продукции являются: 1) полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат, 2) Затраты на рубль товарной продукции, 3) себестоимость отдельных изделий и элементов затрат, 4) отдельные статьи.

При проведении анализа себестоимости необходимо сравнить плановые и фактические затраты на производство и реализацию продукции. Также анализируют динамику каждой из статей затрат. Рассматривают какие из статей затрат внесли наибольшее изменение в структуре себестоимости и структуре реализации продукции.

Обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на рубль товарной продукции.

Затраты на 1р ТП = полная с/сть всей ТП / ∑ ТП в оптовых ценах предприятия.

Для расчета себестоимости единицы продукции используется 2 группы методов.

I-я группа точные методы, применяются в тех случая, когда имеется необходимая конструкторско-технологическая документация на изделие.

1) Метод прямого счета. Он предполагает расчет затрат в целом на весь объем выпуска конкретного вида продукции и определение себестоимости продукции путем деления этой суммы затрат на количество единиц продукции. При использовании этого метода упрощается процесс учета затрат, однако вызывает сомнение точность разнесения затрат по статьям калькуляции.

2) Нормативный расчет производства по статьям калькуляции на единицу продукции на основе данных чертежной и технической документации, действующих норм и нормативов. Дает более точные результаты, чем первый метод.

3) Расчетно-аналитический. Он отличается от нормативного более точными нормативами и учетом зависимости затрат от различных факторов. Это самый точных метод.

4) Параметрический. Используется при изготовлении однотипной продукции, отличающейся по качеству и основан на учете зависимости величины затрат от качественных характеристик продукции.

II группа методов – приближенные или удаленные методы.Используется при недостаточности исходных данных.

1) Метод удельных весов. Он применяется в процессе технико-экономических обоснований новых разработок и построен на наличии данных по одной из прямых статей калькуляции и знании удельного веса этой статьи в полной себестоимости аналогичного продукта.

Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru ,

где Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru – полная себестоимость нового изделия;

Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru – расходы на покупные изделия и полуфабрикаты новых изделий;

Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru – удельный вес покупных (комплектующих) изделий в полной себестоимости базового изделия.

Метод позволяет получить все остальные статьи калькуляции:

Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru ,

где Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru – расходы по i-ой статье калькуляции;

Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru – расходы на покупные изделия и полуфабрикаты новых изделий;

Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru – удельный вес покупных (комплектующих) изделий в полной себестоимости базового изделия;

Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru – удельный вес i-ой статьи калькуляции в полной себестоимости базового изделия.

2) Метод базового блока. Принципиального отличия от первого метода нет, за исключением

Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru ,

где Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru – полная себестоимость нового изделия;

Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru - полная себестоимость блока в новом изделии;

Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета. Факторный анализ себестоимости продукции. - student2.ru – удельный вес себестоимости данного блока в полной себестоимости базового изделия.

3) Агрегатный метод – построен на суммировании себестоимости отдельных блоков.

Факторный анализ себестоимости продукции состоит в:

· рассмотрении основных факторов, участвующих в ее формировании (к примеру, увеличение или уменьшение постоянных или переменных издержек;

· определении основных статей затрат: материалов, энергии, или трудовых ресурсов, определив долю каждого из этих факторов (к примеру, преобладание доли зар. платы в той же себестоимости говорит о том, что этот процесс трудоемок).

Зависимость изменения уровня себестоимости доли продукции от факторов первого порядка изучается при помощи нижеприведенной факторной модели:

С(j) = F(j) / Q(j) + V(j)

где: С(j) – это себестоимость продукции j-ого вида; F(j) –величина постоянных расходов по j-ому продукту; Q(j) – размер объема производства по j-ому продукту; V(j) – величина переменных расходов по j-ому продукту.

Наши рекомендации