Нормативно-правовое регулирование применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны
Вопросы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируются на международном, наднациональном и национальном уровне.
Международно-правовой нормой, на которую опираются иные нормативно-правовые акты, является международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключенная в Киото 18 мая 1973 г (Киотская конвенция). Киотская конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы. Она состоит из текста Конвенции, а также Генерального и Специального приложения. В специальных приложениях раскрываются вопросы, касающиеся применения таможенных процедур и режимов. Специальное приложение D «Таможенные склады и свободные зоны» является отправной точкой в рассмотрении вопроса о применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Глава 2 специального приложения D устанавливает: «свободная зона - это часть территории Договаривающейся Стороны, в пределах которой любые прибывшие на нее товары обычно рассматриваются, в том, что касается импортных пошлин и налогов, как товары, находящиеся за пределами таможенной территории»[1]. Таможенное регулирование в свободных зонах основывается на положениях данной главы, а также на положениях Генерального приложения к Конвенции. По вопросам создания свободных зон, видов товаров, которые могут быть допущены в такие зоны, характера операций, которым товары могут быть подвергнуты во время их нахождения в свободных зонах, а также порядка осуществления таможенного контроля в отношении товаров, находящихся в свободных зонах Киотская конвенция ссылается на национальное законодательство государств, принявших положения Конвенции. Правила, установленные Конвенцией, обладают рекомендательным характером и не могут препятствовать применению национального законодательства государств-участников, а только устанавливают основополагающие принципы, имеющие целью унификацию международного регулирования таможенного дела.
На наднациональном уровне, то есть на уровне государств-участников Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС, Союза), применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируется Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенным в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010г.
Положения глав 9 – 20 данного Соглашения регулируют вопросы действия рассматриваемой таможенной процедуры, применяемой в рамках ЕАЭС на территории государств-участников Договора о ЕАЭС.
Глава 9 устанавливает основные положения, касающиеся таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а именно, что данная процедура применяется на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) или части её территории. «Особая экономическая зона – это часть территории государства-члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны» [Ст. 1 Соглашения]. В то же время территория ОЭЗ является частью территории ЕАЭС. На территории ОЭЗ могут размещаться и использоваться товары, которые были ранее помещены под таможенную процедуру СТЗ, товары Союза, которые не помещались под такую таможенную процедуру, и иностранные товары, находящиеся под иными таможенными процедурами. Территория ОЭЗ, на которой применяется данная таможенная процедура, является зоной таможенного контроля. Для того, чтобы можно было успешно провести таможенный контроль, территория ОЭЗ обустраивается специальным образом: ставятся ограждения, устраиваются объекты таможенной инфраструктуры, контрольно-пропускными пунктами, площадками для хранения товаров, для стоянки транспортных средств, информационными и техническими средствами таможенного контроля[7].
Статья 10 Соглашения дает определение понятия «свободная таможенная зона» (СТЗ). «СТЗ - это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза» [2]. Товары, которые помещаются под данную процедуру (как иностранные, так и товары ЕАЭС) сохраняют свой статус, которым они обладали до помещения под процедуру. Товары, которые получаются при помещении товаров Союза под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, приобретают статус товаров Союза. Товары, которые в ходе осуществления операций с исходными товарами получаются из иностранных товаров, помещенных под рассматриваемую таможенную процедуру, и товары, которые получаются совместно из иностранных товаров и товаров Союза, приобретают статус иностранных товаров. Товары Союза, помещаемые под таможенную процедуру СТЗ, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В соответствии с 12 статьёй товары находятся под таможенной процедурой СТЗ до того момента, когда прекращает функционировать ОЭЗ, либо лицо, поместившее товары под таможенную процедуру СТЗ, теряет свой статус резидента, или если принимается решение о прекращении применения таможенной процедуры СТЗ.
Статья 13 устанавливает операции, которые можно совершать с товарами, помещенными под рассматриваемую процедуру. Это все те операции, которые соответствуют условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ, включая:
1) складирование (хранение, накопление, дробление) товаров;
2) операции по погрузке (разгрузке) товаров и иные грузовые операции, связанные с хранением;
3) операции, обеспечивающие сохранность товаров, подготавливающие товары к транспортировке (включают дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств);
4) операции, предусматривающие совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами;
5) операции по переработке товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, операции по изготовлению товаров (включают сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операции по ремонту товаров;
6) потребление товаров;
7) отбор проб и образцов в соответствии со ст. 155 Таможенного кодекс таможенного союза;
8) перемещение товаров с территории одной ОЭЗ на территорию другой ОЭЗ, на которых применяется таможенная процедура СТЗ, с использованием таможенной процедуры таможенного транзита;
9) использование товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в качестве товаров, которые содействуют изготовлению других товаров или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе изготовления. [Ст. 13 Соглашения]
Также проектом ТК ЕАЭС установлены 2 операции, которые ранее не предполагались существующим законодательством (см. рис.1).
Рис. 1 Операции с товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ
Комиссией таможенного союза (КТС) и законодательством государств-членов Союза могут быть установлены перечни операций, которые нельзя производить с товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ.
Все таможенные операции производятся в соответствии с положениями Таможенного кодекса. Ввоз товаров на территорию ОЭЗ осуществляется с разрешения или уведомления таможенного органа, вывоз – с разрешения таможенного органа. Таможенные органы осуществляют идентификацию товаров, резиденты – ведут учет товаров и изменений, происходящих с товарами, и предоставляют отчетность в таможенный орган [ст. 14 Соглашения].
Статья 15 Соглашения устанавливает, что таможенная процедура СТЗ завершается помещением товаров, ранее помещенных под данную таможенную процедуру, под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом таможенного союза за исключением таможенного транзита. Причинами прекращения действия таможенной процедуры СТЗ является:
1) прекращение функционирования ОЭЗ, принятие решения о прекращении применения таможенной процедуры СТЗ на территории конкретной ОЭЗ;
2) утрата резидентом своего статуса;
3) необходимость вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, товаров, изготовленных из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с территории конкретной ОЭЗ;
4) передача резидентом прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под данную таможенную процедуру, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из них, иному лицу.
В соответствии с положениями 16 статьи Соглашения обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру СТЗ, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, а при ввозе товаров на территорию портовой или логистической ОЭЗ – с момента такого ввоза.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, которые были ранее помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, прекращается у декларанта в тех случаях, когда:
1) завершается таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении данных товаров;
2) наступают ситуации, установленные пунктом 2 статьи 80 Таможенного кодекса таможенного союза [4].
Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:
1) день вывоза иностранных товаров, находящихся под таможенной процедурой СТЗ, товаров, изготовленных с применением иностранных товаров, с территории СЭЗ, на которой применена таможенная процедура СТЗ, до помещения под иные таможенные процедуры, установленные ТКТС. В случае, если этот день не установлен - день выявления факта такого вывоза с территории СЭЗ
2) День передачи таких товаров иному лицу до их помещения под иные таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом таможенного союза, а если этот день не установлен - день выявления факта такой передачи;
3) День утраты таких товаров, за исключением утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, а если этот день не установлен - день выявления факта такой утраты.
«Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения этих товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, или на день ввоза товаров в портовую или логистическую СЭЗ, если помещение товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны осуществлялось без таможенного декларирования»[2, ст. 16].
Статьёй 17 установлены особенности исчисления таможенных пошлин, налогов при завершении таможенной процедуры СТЗ. Основным положением является то, что исчисление производится в соответствии с правилами исчисления таможенных пошлин, налогов, установленных для таможенной процедуры, под которую помещаются товары при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, с учетом особенностей, установленных статьёй 17.
Что касается определения таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, при завершении действия данной процедуры, то Соглашение по вопросам ОЭЗ ссылается на Соглашение об определении таможенной стоимости товаров и закрепляет,
что таможенная стоимость определяется в соответствии с указанным Соглашением с учётом особенностей, установленных решением Комиссии таможенного союза и Соглашением по вопросам ОЭЗ [Ст. 18 Соглашения]. В данном случае имеется в виду Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.11.2016 № 130 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада»[6].
Определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, для таможенных целей производится в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, которые могут выражаться в:
1) изменении классификационного кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков;
2) выполнении необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара товаром таможенного союза;
3) изменении стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигают фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли)[2, ст. 19].
В целях идентификации иностранных товаров, в товарах, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, могут использоваться следующие способы:
1) проставление резидентом или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на иностранные товары;
2) подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров;
3) сопоставление предварительно отобранных проб, образцов иностранных товаров и товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров;
4) использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров;
5) иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и совершаемых с ними операций [Ст. 20 Соглашения].
На национальном уровне применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируется Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ. В части правового регулирования отношений в сфере особых экономических зон данный Федеральный закон ссылается на Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, а также на иные акты таможенного законодательства ЕАЭС, законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах и иное законодательство Российской Федерации, которое может включать указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.
В соответствии с данным ФЗ «особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны» [5]. В РФ могут создаваться ОЭЗ четырёх типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
Таможенная процедура СТЗ может применяться на территориях всех типов ОЭЗ за исключением туристско-рекреационных.
На территориях промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, товары Таможенного союза, не помещенные под таможенную процедуру СТЗ, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры. На территориях портовых особых экономических зон могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, а также в случаях, установленных Соглашением о СЭЗ, транспортные средства международной перевозки и товары, не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
ФТС России определяет порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон.
Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, которые нельзя помещать под таможенную процедуру СТЗ.
При помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ, их необходимо задекларировать в соответствии с положениями таможенного законодательства ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Декларантом товаров может выступать резидент ОЭЗ, на которую возятся товары, либо иные лица в отдельных случаях.
Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля, таможенный контроль проводится в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и РФ. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы особых экономических зон и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа и под его надзором. Территория особой экономической зоны должна быть обустроена и оборудована в целях проведения таможенного контроля в соответствии с Приказом ФТС России от 30.04.2015 № 817 «Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны…»[7].
Требования к оборудованию и обустройству территории особой экономической зоны представлены на рис.2.
Рис.2 Требования к оборудованию и обустройству территории особой экономической зоны
В части осуществления операций с товарами, помещаемыми под таможенную процедуру СТЗ, порядка ввоза и вывоза товаров с (на) территорию ОЭЗ, учёта товаров и предоставления отчетности, положения данного Федерального закона совпадают с положениями Соглашения по вопросам СЭЗ [5].
Рассмотренные нормативно-правовые акты дают всестороннюю и полную характеристику правового регулирования и основ функционирования таможенной процедуры свободной таможенной зоны, затрагивая международный, наднациональный и национальный уровни.