Схема анализа лекционного занятия
При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:
1. Научность содержания.
2. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.
3. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.
4. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.
5. Воздействие личности лектора на аудиторию.
6. Выразительность и доступность речи.
Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).
Схема анализа лекции
Общие вопросы:
1. Присутствующие:
2. Ф.И.О. преподавателя –
3. Дата посещения, время:
4. Специальность, предмет:
5. Количество студентов на лекции –
6. Тема лекции:
№аллы | Что оценивается | Качественная оценка | Баллы | ||||
1. Содержание | |||||||
1. | Научность | а) в соответствии с требованиями в) популярно с) ненаучно | |||||
2. | Проблемность | а) ярко выражена в) отсутствует | |||||
3. | Сочетание теоретического с практическим | а) выражено достаточно в) представлено частично с) отсутствует | |||||
4. | Доказательность | а) убедительно в) декларативно с) бездоказательно | |||||
5. | Связь с профилем подготовки специалиста | а) хорошая в) удовлетворительная с) плохая | |||||
6. | Структура лекции | а) чёткая в) расплывчатая с) беспорядочная | |||||
7. | Воспитательная направленность | а) высокая в) средняя с) низкая | |||||
8. | Соответствие учебной программе | а) полностью соответствует в) частично соответствует | |||||
9. | Использование времени | а) используется рационально в) излишние траты на организационные моменты с) время используется не рационально | |||||
2. Изложение материала лекции | |||||||
1. | Метод изложения (преимущественно) | а) проблемный в) частично-поисковый с) объяснительно-информационный | |||||
2. | Использование наглядности | а) используется в полном объёме в) используется недостаточно с) не используется | |||||
3. | Владение материалом | а) свободно владеет в) частично пользуется конспектом с) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту | |||||
4. | Уровень новизны | а) в лекции используются последние достижения науки в)в излагаемой лекции присутствует элемент новизны с) новизна материала отсутствует | |||||
5. | Реакция аудитории | а) повышенный интерес в) низкий интерес | |||||
3. Поведение преподавателя | |||||||
1. | Манера чтения лекции | а) увлекательная, живая в) увлекательность и живость выражены ярко с) монотонная, скучная | |||||
2. | Культура речи | а) высокая в) средняя с) низкая | |||||
3. | Контакт с аудиторией | а) ярко выражен в) недостаточный с) отсутствует | |||||
4. | Манера держать себя | а) умеренно выражена мимика и жестикуляция в) избыточная мимика и жестикуляция с) суетливость и беспорядочность движений | |||||
5. | Внешнее проявление психического состояния | а) спокойствие и уверенность в) некоторая нервозность с) выраженная нервозность | |||||
6. | Отношение преподавателя к слушателям | а) в меру требовательное в) слишком строгое с) равнодушное | |||||
7. | Такт преподавателя | а) тактичен в) бестактен | |||||
8. | Внешний облик | а) опрятен в) неряшлив | |||||
Шкала итоговой оценки:
100-90 – отлично;
89-90 – хорошо;
79 - 70 – удовлетворительно;
менее 70 – плохо
При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач. При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.