Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по практике

Задание 2.Подготовить и провести на базе вуза

- 2 лекции,

-2 практических занятия.

Основными требованиями, предъявляемыми к современной лекции, являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни. С учетом этих требований каждая лекция в вузе должна:

• иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

• иметь твердый теоретический и методический стержень, быть ориентированной на решение соответствующей проблемы;

• иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

• быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

• обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

• находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

• отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

• быть наглядной, сочетаться, по возможности, с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

• излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

• быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Семинар является активной формой организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Он призван развивать у обучающихся навыки самостоятельной работы с литературой, умения составлять планы и тексты докладов и рефератов, выступать с ними перед аудиторией, участвовать в дискуссиях при обсуждении проблемных вопросов.

Структура семинарских занятий такова:

• постановка темы (проекта) и целей семинара, раскрытие значения рассматриваемой проблемы;

• чтение докладов учащимися (тематика докладов и ответственность за их подготовку определяется заблаговременно за одну – две недели до семинара);

• свободное обсуждение проблемы, дискуссия (возможен «мозговой штурм», ситуационный и другие методы);

• подведение итогов, оценка знаний учащихся;

• выдача задания на дом.

Задание 3. Посетить одно из занятий, проведенных магистрантом. Написать анализ данного занятия.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:

1. Научность содержания.

2. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.

3. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.

4. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.

5. Воздействие личности лектора на аудиторию.

6. Выразительность и доступность речи.

Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).

Схема анализа лекции

Общие вопросы:

1. Присутствующие:

2. Ф.И.О. преподавателя –

3. Дата посещения, время:

4. Специальность, предмет:

5. Количество студентов на лекции –

6. Тема лекции:

№аллы   Что оценивается Качественная оценка Баллы
1. Содержание    
1. Научность а) в соответствии с требованиями в) популярно с) ненаучно
2. Проблемность а) ярко выражена в) отсутствует
3. Сочетание теоретического с практическим а) выражено достаточно в) представлено частично с) отсутствует
4. Доказательность а) убедительно в) декларативно с) бездоказательно
5. Связь с профилем подготовки специалиста а) хорошая в) удовлетворительная с) плохая
6. Структура лекции а) чёткая в) расплывчатая с) беспорядочная
7. Воспитательная направленность а) высокая в) средняя с) низкая
8. Соответствие учебной программе а) полностью соответствует в) частично соответствует
9. Использование времени а) используется рационально в) излишние траты на организационные моменты с) время используется не рационально  
2. Изложение материала лекции  
1. Метод изложения (преимущественно) а) проблемный в) частично-поисковый с) объяснительно-информационный
2. Использование наглядности а) используется в полном объёме в) используется недостаточно с) не используется
3. Владение материалом а) свободно владеет в) частично пользуется конспектом с) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту  
4. Уровень новизны а) в лекции используются последние достижения науки в)в излагаемой лекции присутствует элемент новизны с) новизна материала отсутствует    
5. Реакция аудитории а) повышенный интерес в) низкий интерес
3. Поведение преподавателя  
1. Манера чтения лекции а) увлекательная, живая в) увлекательность и живость выражены ярко с) монотонная, скучная  
2. Культура речи а) высокая в) средняя с) низкая  
3. Контакт с аудиторией а) ярко выражен в) недостаточный с) отсутствует
4. Манера держать себя а) умеренно выражена мимика и жестикуляция в) избыточная мимика и жестикуляция с) суетливость и беспорядочность движений  
5. Внешнее проявление психического состояния а) спокойствие и уверенность в) некоторая нервозность с) выраженная нервозность
6. Отношение преподавателя к слушателям а) в меру требовательное в) слишком строгое с) равнодушное
7. Такт преподавателя а) тактичен в) бестактен
8. Внешний облик а) опрятен в) неряшлив
               

Шкала итоговой оценки:

100-90 – отлично;

89-90 – хорошо;

79 - 70 – удовлетворительно;

менее 70 – плохо

При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач. При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.

Задание 4. Разработать и применить на практике контрольно-измерительные материалы для проверки знаний, усвоенных на занятиях, проведенных в период производственной практики.

Общие принципы диагностирования качества обученности:

1.Объективность заключается в научном обоснованном содержании диагностических тестов, диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.

2.Принцип систематичности - необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса от начального восприятия знаний и до их практического применения.

.Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Выделяют следующие виды контроля:

•предварительное выявление уровня знаний (функция - определение знания важнейших элементов курса, направленное на устранение пробелов);

•текущая проверка (тематическая) (функция - способствует упрочнению знаний);

•повторная проверка (тематическая) (функция - способствует упрочнению знаний);

•периодическая проверка по устному разделу или теме урока (функция - систематизация и обобщение);

•итоговая проверка проводиться в конце каждой четверти и по завершению учебного года;

•комплексная проверка (функция - диагностирование качества реализации межпредметных связей).

Методы контроля - это способы деятельности педагога и обучающегося, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение обучающимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.

Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.

Письменная проверка наряду сустной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося.

Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.

Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.

Задание 5.Приготовить презентацию о результатах прохождения практики

В докладе-презентациидолжны быть представлены типичные разделы:

актуальность проблемы; основные теоретические положения, на которых автор основывается; цель, задачи и гипотеза исследования; методы, результаты; сравнение с литературными данными; обсуждение результатов, планы на будущее и т.п.

Начинается доклад с названия, авторов и краткого описания проблемы. Затем можно сразу привести основной результат констатирующего этапа эксперимента. Лучше сообщить его в начале, чем произнести скороговоркой, уже выбившись из времени, в конце доклада. Оставшееся время должно быть посвящено наиболее важным подробностям работы. В конце выступления можно снова изложить основной результат.

Для доклада на конференции (предзащите) отводится очень ограниченное время для выступления (как правило, 10 мин.) и структура доклада должна это учитывать.

Во время предзащиты не будет времени для детального обсуждения, но, если хорошо сделан доклад, заинтересованные слушатели подойдут за подробностями после выступления.

Магистрант, презентуя свою работу должен соблюдать все технические требования, которые представлены в методических рекомендациях (см.раздел 9)

Задание 6. Подготовить пакет документов для отчета по производственной практике

 
  Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по практике - student2.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВО «ИГУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ОТЧЕТ МАГИСТРАНТА 1 КУРСА

ФИО

Направление подготовки 44.04.01 "Педагогическое образование"

Магистерская программа "Социальная педагогика"

Квалификация (степень) выпускника - Магистр

Форма обучения очная

г.Иркутск 20 __г.    

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ПРАКТИКИ

Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по практике

Этап практики Формулировка задания Формируемая компетенция или ее элемент Форма контроля/баллы
Подготовительный Составить план прохождения педагогической практики.   ОПК-2 Представление плана 1 кредит:300-600
Основной Подготовить и провести на базе вуза 2 лекционных занятия.   ОПК-2, ПК-1, Материалы лекционного занятия 3 кредита: 900-1800  
Основной Подготовить и провести на базе вуза 2 практическихзанятия. ОПК-2, ПК-1 Материалы практического занятия   3 кредита: 900-1800
Основной     Посетить и проанализировать (письменно) учебное занятие, проведенное одним из практикантов. ПК-4 Анализ посещенного учебного занятия   1 кредит:300-600
Итоговый     Подготовить контрольно-измерительные материалы для проверки знаний студентов бакалавриата, с которыми работали магистранты в период производственной практики.     Приготовить презентацию о результатах прохождения практики ПК-1, ОПК-2 Контрольно-измерительные материалы для проверки знаний студентов бакалавриата. 1 кредита:600-1200   Презентация о результатах прохождения практики 2 кредита: 600-1200
Итоговый   Подготовить пакет документов для отчета по производственной практике. ПК-1, ПК-4 1.Отчет по педагогической практике. 2.Индивидуальный план педагогической практики с индивидуальным заданием на практику (научный руководитель). 3.Дневник практики 4.Приложения к отчёту: 1 кредит: 300-600

Критерии оценивания деятельности магистранта в период производственной практики:

1.Уровень усвоения магистрантом учебного материала.

2.Умение использовать теоретические знания в профессиональной деятельности при выполнении практических и ситуационных задач.

3. Уровень владения современными технологиямипроектирования и организации учебной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности.

4. Уровень владения технологиями конструирования образовательной и исследовательской деятельности в зависимости от результатов анализа научных исследований.

5. Обоснованность и чёткость изложения материала.

6. Оформление материала в соответствии с требованиями.

7. Уровень самостоятельности при выполнении работы.

8. Показатели творческой деятельности:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;

-видение возможных путей решения данной проблемы;

- построение принципиально нового способа решения проблем

Взаимосвязь между формируемой компетенцией, содержанием практики, формой контроля и ожидаемым результатом

Компетенция, содержание компетенции или ее элемента Этап практики Содержание задания (деятельности) студента-практиканта Форма контроля Ожидаемый результат
ОПК-2 Готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач основной Подготовить и провести на базе вуза - 2 лекции, -2 практических занятия. Дневник практики.     Обучающийся уверенно, педагогически оправдано взаимодействует с участниками образовательного процесса проектирует, организовывает и осуществлять учебный процесс в образовательном учреждении
ПК-1 Способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам основной, итоговый Посетить одно из занятий, проведенных магистрантом. Написать анализ данного занятия.     Подготовить пакет документов для отчета по практике Анализ лекционного или семинарского занятия Обучающийся на высоком методическом уровне умеет описывать и объяснять современные образовательные технологии Умение самостоятельно анализировать, обобщать педагогический опыт, делать выводы.
ПК-4 Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность подготови-тельный, основной Разработать и применить на практике контрольно-измерительные материалы для проверки знаний, усвоенных на занятиях, проведенных в период производственной практики.     Приготовить презентацию по материалам практике для итоговой конференции. План комплексного диагностического исследования   Пакет диагностических методик для выполнения психолого-педагогического исследования.   Презентация о результатах прохождения практики Обучающийся демонстрирует владение навыками проектирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности, необходимой в педагогической практике.     Обучающийсяанализируя свою педагогическую деятельность, выявляет научную сущность практических проблем.

По кредиту 600-500 баллов («отлично») ставится за отличное понимание теоретического, фактического материала, методологического аппарата; умение самостоятельно анализировать, обобщать, делать выводы; тщательную проработку индивидуальных заданий, умение демонстрировать приемы презентации и защиты авторских наработок, твердое знание основных понятий и терминов, их адекватное употребление. Оценивается ясная логика изложения; умение вести диалог и конструктивно взаимодействовать; особенно отмечается наличие индивидуального стиля исследовательской деятельности.

По кредиту 499–399 баллов(«хорошо») ставится за хорошие знания, понимание как теоретического, так и фактического материала, информационно-методической базы, умение анализировать, обобщать, делать выводы; достаточную проработку индивидуальных заданий, умение демонстрировать приемы презентации и защиты авторских наработок, знание основных понятий и терминов. Оценивается логичность изложения; умение вести диалог и конструктивно взаимодействовать; допускаются отдельные непринципиальные ошибки в интерпретации результатов исследования.

По кредиту 398 – 300 баллов(«удовлетворительно»)предполагается неуверенное знание основных теоретических понятий, ошибки при обсуждении сути излагаемого материала; нарушение логических связей при проведении анализа экспериментальной деятельности, выводы носят поверхностный характер, индивидуальные задания выполнены не в полном объеме.

«Не зачтено»: ставится за непонимание поставленных исследовательских задач, не раскрытие проблемы; если проявлено незнание основных теоретических понятий, неосознанность и непонимание сути излагаемого материала; неправильно и не структурированно составлены материалы исследования, выводы не соответствуют поставленным задачам, неумение творчески представить информационно-методические материалы.

Задание1. Составить план прохождения педагогической практики.

Планирование работы начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предстоящей преподавательской работы. Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать подготовку учебных занятий по избранной теме и представить ее в установленные сроки. Рабочий план подготовки к педагогической деятельности в рамках производственной практики составляется параллельно с предварительным изучением и отбором методической литературы, согласовывается с научным руководителем.

Рабочий план имеет произвольную форму и подвижный характер, позволяющий включать в него новые аспекты, появляющиеся в процессе разработки темы.

Научный руководитель оказывает помощь в подборе необходимой литературы, нормативных, справочных, статистических и архивных материалов и других источников по проблематике учебных занятий.

Задания для индивидуальной и самостоятельной работы при планировании:

1. Определите дисциплину и тематику учебных занятий.

2.Разработайте критерии усвоения учебного материала и необходимые контрольно-измерительные материалы.

3. Определите этапы подготовки и план проведения каждого учебного занятия.

4. Создайте информационную базу преподавательской деятельности.

5.Определите методы и методики проведения учебных занятий.

6. Спланируйте оформление и презентацию результатов производственной практики на итоговой конференции с соблюдением всех требований.

Задание 2.Подготовить и провести на базе вуза

- 2 лекции,

-2 практических занятия.

Основными требованиями, предъявляемыми к современной лекции, являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни. С учетом этих требований каждая лекция в вузе должна:

• иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

• иметь твердый теоретический и методический стержень, быть ориентированной на решение соответствующей проблемы;

• иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

• быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

• обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

• находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

• отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

• быть наглядной, сочетаться, по возможности, с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

• излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

• быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Семинар является активной формой организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Он призван развивать у обучающихся навыки самостоятельной работы с литературой, умения составлять планы и тексты докладов и рефератов, выступать с ними перед аудиторией, участвовать в дискуссиях при обсуждении проблемных вопросов.

Структура семинарских занятий такова:

• постановка темы (проекта) и целей семинара, раскрытие значения рассматриваемой проблемы;

• чтение докладов учащимися (тематика докладов и ответственность за их подготовку определяется заблаговременно за одну – две недели до семинара);

• свободное обсуждение проблемы, дискуссия (возможен «мозговой штурм», ситуационный и другие методы);

• подведение итогов, оценка знаний учащихся;

• выдача задания на дом.

Задание 3. Посетить одно из занятий, проведенных магистрантом. Написать анализ данного занятия.

Наши рекомендации