Определение стоимости сопровождения ПП
Стоимость сопровождения программного продукта определяется по формуле:
(6.1)
где ЗПДН - дневная заработная плата исполнителя;
ТСОПР - общая трудоемкость сопровождения ПП.
Дневная заработная плата исполнителя, осуществляющего сопровождение ПП, рассчитывается по формуле:
(6.2)
где ЗП – заработная плата;
FM- месячный фонд рабочего времени.
Фонд рабочего времени одного работающего в месяц определяется по формуле
(6.3)
где DK - общее число дней в году;
DB - число выходных дней в году;
DП - число праздничных дней в году.
Планирование цены ПП и прогнозирование прибыли
Оценка рыночной стоимости программного продукта (БД) включает в себя следующие этапы:
- сбор информации об объекте оценки.На этом этапе собираются данные об оцениваемом объекте и определяются относящиеся к нему имущественные права. Сбор данных осуществлялся на основе консультаций с Заказчиком и ознакомлением Оценщика с технологией работы оцениваемой компьютерной программы (БД).
- анализ рынка аналогичных компьютерных программ (БД). На этом этапе производится анализ данных, характеризующих экономические, социальные и другие факторы, влияющие на рыночную стоимость оцениваемого объекта интеллектуальной собственности. В процессе работы над отчетом об оценке собираются необходимые данные о состоянии рынка аналогичных компьютерных программ и закономерностях его изменения. Поиск и сбор информации для проведения настоящей работы осуществляется Оценщиком по самым разнообразным каналам с привлечением различных источников данных, а также консультаций со специалистами компании, занимающейся производством и продажей компьютерных программ (БД), подобных оцениваемой.
- анализ наилучшего и наиболее эффективного использования. Вывод о наилучшем и наиболее эффективном варианте использования компьютерной программы (БД) делается на основе собранной информации с учетом существующих ограничений, специфики и типичных способов использования подобных объектов интеллектуальной собственности.
- выбор и применение методов к оценке объекта. Для определения рыночной стоимости оцениваемой компьютерной программы (БД) рассматриваются различные методы, основанные на трех подходах к оценке (затратном, сравнительном и доходном), являющихся стандартными, и принятыми Международной практикой. Проводится анализ целесообразности их использования в оценке данной компьютерной программы (БД) и выбор наиболее надежных в применении методов, на основе которых определяется ее рыночная стоимость.
- заключение о стоимости объекта и подготовка отчета об оценке. На данном этапе все результаты, полученные на предыдущих этапах, сводится воедино и излагаются в виде отчета, дается заключение об итоговой рыночной стоимости объекта оценки.
Выручка от реализации программного продукта (ПП) по ценам, установленным на основе предварительно рассчитанного базового уровня, должна, как минимум, покрывать за определенный промежуток времени затраты на его производство. Величину затрат на разработку одного ПП с определенной степенью удовлетворения заданных потребностей используют в качестве базовых ориентиров при определении верхней и нижней границ диапазона возможных цен на программный продукт.
В качестве нижнего предела цены, как правило, в зависимости от ситуации принимаются предельные или полные затраты производителя на разработку, тиражирование и сопровождение программного продукта. Верхний предел цены может определяться несколькими показателями:
‑ экономической эффективностью использования программного продукта;
‑ уникальными потребительскими свойствами программного продукта и/или его преимуществами по сравнению с аналогами;
‑ ценами конкурентов;
‑ максимальной суммой, которую пользователи согласны заплатить за программный продукт.
Выбор того или иного метода ценообразования (или нескольких из них) обуславливается различными причинами, которые зависят от множества факторов, влияющих на ценовую политику производителя программного продукта. При установлении цен на программные продукты необходимо стремиться к тому, чтобы учесть достаточное количество наиболее существенных факторов, влияющих на данный процесс. При этом в зависимости от ситуации одна группа факторов является основной, а остальные (не основные) учитываются в качестве условий и ограничений.
Существующие методы ценообразования программного продукта, при всем их многообразии, можно объединить в следующие основные группы определения цен:
‑ на основе издержек;
‑ с ориентацией на спрос;
‑ с ориентацией на конкурентов.
Таким образом, в зависимости от типа программного продукта установление цены производится в соответствии с тем или иным методом ценообразования.
В таблице 7.1 представлены факторы, влияющие на стоимость программного продукта
Таблица 7.1‑ Факторы, влияющие на стоимость программного продукта
Фактор | Описание |
Возможности рынка ПО | Организация-разработчик может выставить низкие цены на программный продукт из-за намерения переместиться в другой сегмент рынка ПО, что в будущем может привести к более высоким доходам. |
Непредвиденные факторы | Если организация примет фиксированную величину стоимости, издержки производства могут возрасти из-за непредвиденных расходов |
Условия контракта | Если, например, право на владение программным кодом после завершения проекта передано заказчику, то проект стоит дороже. |
Изменение требований | После заключения контракта за изменение требований можно назначить дополнительную цену |
Финансовая стабильность | Во избежание банкротства фирмы, испытывающие финансовые затруднения, для получения заказа могут снизить цены на свои разработки. |
На основе данных о затратах на разработку и сопровождение, результатах прогнозирования объема продаж, следует определить стоимость одного комплекта программного обеспечения.
Стоимость выставляемого на рынок ПП определяется частью стоимости разработки ПП, затрат на сопровождение и прибыли организации-разработчика.
Стоимость ПП можно рассчитать, используя соотношение
, (7.1)
где DС - часть стоимости разработки, приходящаяся на одну копию программы;
ССОПР- стоимость сопровождения ПП;
DПРИБ- процент прибыли, закладываемый в стоимость.
Стоимость сопровождения остается постоянной для каждой установки ПП, а частичная стоимость разработки, приходящаяся на каждый комплект ПП, определяется исходя из данных о планируемом объеме установок
, (7.2)
где СПП - стоимость проекта,
N - число копий ПП,
НСТ - ставка банковского процента по долгосрочным кредитам (более одного года).
Процент прибыли от одной реализации ПП
(7.3)
Сумма прибыли от продажи каждой установки ПП следует рассчитать, используя следующее соотношение:
(7.4)
где ННДС - процентная ставка налога на добавочную стоимость.