ТРИЗ и методика математического развития ребенка

Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, — характерная особенность современной методики математического развития. Важнейшая цель при этом — помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций, составляющих мыслительный процесс. Внимание педагога акцентировано не столько на необходимости получения ребенком правильного ответа, сколько на понимании того, каким образом его получить.

Целями адаптирования элементов ОТСМ* и ТРИЗ к математическому развитию детей могут быть:

—коррекция и активизация умственных процессов;

—совершенствование познавательных процессов и созданиепотребности в умственной деятельности;

—развитие творческого потенциала.

Для их достижения используются такие методы и приемы ТРИЗ, как выделение и разрешение проблемных ситуаций, конструирование сказочных персонажей на основе фантограммы, организация и проведение логических ТРИЗ-упражнений и специальных ТРИЗ-игр, организация рефлексии детской деятельности. Рассмотрим их подробнее.

Выделение и разрешение проблемных ситуаций

Проблемные ситуации можно выделить из любимых произведений детской литературы, детских мультипликационных и художественных фильмов, учебного Интернета, сказок, рассказов и даже сюжетных игр. При этом приемы разрешения противоречий, доступные уже старшим дошкольникам, таковы:

—разделение источников противоречия в пространстве и времени;

—переход на микроуровень;

—выход в надсистему;

— сочетание противоположностей на разных системных уровнях.Существуют следующие ТРИЗ-принципы минимизации противоречий,которые можно использовать с дошкольниками как в ходе

* ОТСМ — общая теория сильного мышления.



Математическоеразвитиедошкольников




ТРИЗ-направление




логико-математического развития на уровне планирования образовательных ситуаций, так и при непосредственном решении задач [71].

1. Дробление:

а) разделить объект на независимые части;

б) выполнить объект разборным;

в) увеличить степень дробления объекта.

2. Вынесение: отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную частьили нужное свойство.

3. Принцип местного качества:

а) перейти от однородной структуры объекта или внешней среды(внешнего воздействия) к неоднородной;

б) разные части объекта должны выполнять различные функции;

в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.

4. Асимметрия:

а) перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;

б) если объект уже асимметричен, увеличить степень асимметрии.

5. Объединение:

а) соединить однородные или предназначенные для смежныхопераций объекты;

б) объединить во времени однородные или смежные операции.

6. Универсальность: объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

7. Принцип «матрешки»:

а) один объект размещен внутри другого, который, в спою очередь, находится внутри третьего, и т.д.;

б) один объект проходит сквозь полость другого.

8. Предварительное антидействие: если по условиям задачинеобходимо совершать какое-то действие, надо заранее совершить антидействие.

9. Предварительное действие:

а) заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотябы частично);

б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить вдействие без затрат времени на доставку и с наиболее удобного места.

10. Принцип «Заранее подложенная подушка»: компенсировать относительно невысокую надежность объекта предварительно подготовленными аварийными средствами.

11. Принцип «наоборот»:

а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществитьобратное действие;

б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную — движущейся;

в) повернуть объект «вверх ногами», вывернуть его.

12.Сфероидальность: перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей,выполненных в виде куба или параллелепипеда, к шаровым конструкциям.

13.Динамичность:

а) характеристики объема (или внешней среды) должны менятьсятак, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;

б) разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга;

в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным,перемещающимся.

14. Принцип «обратить вред в пользу»:

а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта;

б) устранить вредный фактор за счет сложения его с другимивредными факторами;

в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

15. Принцип «посредника»:

а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие;

б) на время присоединить к объекту другой объект, которыйлегко удалить.

16. Однородность: объекты, взаимодействующие с данным,должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему посвойствам).

17. Отброс и регенерация частей: выполнившая свое назначениеи ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т.д.) или видоизменена в ходе работы.

18. Изменение агрегатного состояния объекта: это не толькопростые переходы (например, от твердого состояния к жидкому),но и переходы к промежуточным состояниям (например, использование эластичных твердых тел).

19. Изменение окраски:

а) изменить окраску объекта или внешней среды;

б) изменить степень прозрачности объекта или внешней среды.



Наши рекомендации