МДК 03.04 Теория и методика математического развития

МДК 03.04 Теория и методика математического развития

Специальность 050144 Дошкольное образование

Составитель Позина В.А.

Москва, 2013

Цели и задачи

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающимися в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

- составление конспектов занятий с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

- организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;

- составления психолого-педагогической характеристики ребёнка;

- наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;

- обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;

- осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

- оформления документации

уметь:

- определять цели обучения воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учётом особенностей возраста;

-_формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;

- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

- составлять программу работы с одарёнными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребёнка;

- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- использовать ТСО в образовательном процессе;

- отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

- анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений, экскурсий;

знать:

-основы организации обучения дошкольников;

- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

- приёмы работы с одарёнными детьми;

- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

- требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребёнка;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий, наблюдений;

- виды документаций, требования к её оформлению.

Профессиональные и общие компетенции, формируемые у студентов:

ПК 3.1. определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

ПК3.2. проводить занятия с детьми дошкольного возраста

ПК 3.3. осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников

ПК 3.4. анализировать занятия

ПК 3.5. вести документацию, обеспечивающую организацию занятий

ПК 5.1. разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

ПК 5.2. создавать в группе предметно-развивающую среду

ПК 5.3. систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 5.4. оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений и др.

ПК 5.5. участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Алгоритм выполнения

1. Проанализировать и определить содержание представлений и способы действий по выбранному математическому понятию в соответствии с возрастной группой и Программой воспитания и обучения.

2. С помощью методической литературы подобрать диагностические задания на выявление математических представлений.

Количество заданий может варьироваться от 2 до 4 в зависимости от содержания в данной возрастной группе.

Продумать форму организации детей, предъявление и последовательность заданий в соответствии с возрастом детей. Возможные варианты: дидактическая игра или игровое упражнение, игровая ситуация, проблемная ситуация.

Диагностическое задание оформляется по следующей структуре:

- задача на выявление знаний и способов действий

- дидактический наглядный материал

- методика проведения:

· организация и мотивация ребёнка на выполнение задания

· объяснение задания

· возможные предварительные или наводящие вопросы по ходу выполнения задания

- критерии оценки соответствия уровню представлений и способам действий

- уровни овладения представлениями и способами действий: высокий, средний, низкий и их показатели

- форма и содержание фиксирования результатов речи, действий ребёнка (таблица, свободная запись).

4. Проведение диагностических заданий и фиксирование результатов в протоколах с каждым ребёнком: свободная запись с указанием действий ребёнка, речевых комментарий своих действий, ответы на вопросы.

5. Результаты диагностики могут быть оформлены в виде таблицы.

6. Дать оценку уровня сформированности математических представлений у детей: соответствует ли данному возрасту, что соответствует (не соответствует), в чём это проявляется (пользуется ли правильно соответствующими способами действий, показывает ли по просьбе взрослого, различает ли, использует ли в речи соответствующие слова).

7. Предложить план работы по совершенствованию представлений и способов действий с детьми.

Литература:

1. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы»/под ред. Н.Е.Вераксы – М.:Мозаика-Синтез, 2012.

2. Веракса, Н.Е. Мониторинг достижения ребёнком планируемых результатов освоения программы: Подготовительная к школе группа/

3. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Истоки»/сост. Е.В.Трифонова. – М.:ТЦ «Сфера», 2013.

4. Рабочие тетради к планам занятий Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. по формированию элементарных математических представлений.

5. Сборники дидактических игр по развитию математических представлений у дошкольников.

6. Интернет-ресурсы.

ПРИМЕР

Направление: познавательно-речевое

Образовательная область «Познание» Формирование элементарных математических представлений. Первая младшая группа.

Цель: выявить умения различать основные формы предметов (кубик, шарик, кирпичик)

Форма организации: индивидуальная

Дидактическая игра «Спрячь куб (шар)»

Задача: выявить умение различать шар, куб.

Дидактический наглядный материал: шар, куб одного цвета и величины.

Методика проведения:

Воспитатель вносит в коробочке шар и куб, предлагает ребёнку узнать, что спрятано в ней. Открывает и выкладывает на стол шар и куб, просит ребёнка показать шарик (кубик) по указанию воспитателя. Затем спрашивает, показывая на предметы: Что с ним можно делать? (прокатывает его по столу, обследует ладошкой по форме). Предлагает те же действия ребёнку. Также представляется кубик (только кубик может стоять, его можно ставить, обследует ладошкой по форме).

Предлагает поиграть: я буду прятать шарик или кубик, а ты должен сказать что я спрятала и что осталось в ладошке. Воспитатель кладёт шарик и кубик на ладошки, показывает их ребёнку, прячет что-то одно за спину и спрашивает: что я спрятала, что осталось на ладошке. Игра повторяется 2- раза.

Критерии оценки:

- узнаёт шар (куб)

- умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию

- отвечает на вопросы: что это?

Протоколы на каждого ребёнка прилагаются: свободная запись с указанием действий ребёнка, речевых комментарий своих действий, ответы на вопросы.

Фиксирование результатов в таблице по материалам протоколов

Имя реб.   Шар (шарик) Куб (кубик)
Показывает самостоятельно Показывает вместе с с воспитателем Не пока зывает Показывает самостоятельно Показывает Вместе с с воспитателем Не по казы вает
………   +       +
………. +       +  
………     +     +
Имя реб.   Шар (шарик) Куб (кубик)
Называет самостоятельно Называет вместе с с воспитателем Не назы вает   Называет самостоятельно Называет вместе с с воспитателем Не назы вает
………   +       +
………. +       +  
………     +     +

Анализ результатов: соответствует ли данному возрасту, что соответствует (не соответствует), в чём это проявляется (пользуется ли правильно соответствующими способами действий, показывает ли по просьбе взрослого, различает ли, использует ли в речи соответствующие слова самостоятельно или вместе с взрослым).

Предложения по совершенствованию представлений и способов действий.

Планирование и организация проведения организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста

Задачи:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии и проявлять к ней устойчивый интерес (ОК1)

- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 2.

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 4.

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 5.

- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами ОК 6.

- ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 7.

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК8)

- осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 9.

- осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 10.

определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста (ПК 3.1.)

проводить занятия с детьми дошкольного возраста (ПК3.2.)

осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников (ПК 3.3.)

анализировать занятия (ПК 3.4.)

- вести документацию, обеспечивающую организацию занятий (ПК3.5.)

- разрабатывать методические материалы на основе с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников (ПК5.1.)

- систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов (ПК 5.3.)

- оформлять педагогические разработки (ПК5.4.)

Планирование и организация проведения организованной деятельности осуществляется в той возрастной группе, в которой будет проходить практика.

Организованная деятельность может проводиться в форме традиционных занятий (комбинированных, итоговых), так и нетрадиционных (интегрированных, тематических, с элементами соревнований, используя и другие помещения детского сада – музыкальный или физкультурный залы) с учётом выбранного вида и возраста детей.

Алгоритм выполнения

1. Планирование организованной деятельности:

- проанализировать содержание математических представлений по программе «От рождения до школы» по данной возрастной группе

- отобрать содержание математических представлений для организованной деятельности с учётом периода изучения (месяц) и возможностей детей, согласовав с ведущим воспитателем группы

- продумать и подобрать (либо в дальнейшем необходимо подготовить) дидактический наглядный материал как демонстрационный, так и раздаточный с учётом этапа изучения конкретной программной задачи (объяснение нового материала, совершенствование полученный представлений и способов действий)

- составление конспекта организованной деятельности по структуре:

· название: Конспект организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений в … группе

· Программное содержание (задачи подбираются на разные математические понятия, количество задач зависит от возрастной группы – от 2 до 4, формулировка задач с учётом этапа её решения – формировать… учить …, познакомить…, дать представления…, показать…, упражнять в …, совершенствовать…, продолжать учить… ).

Могут быть включены как воспитательные задачи на формирование навыков учебной деятельности, так и развивающие задачи на психические познавательные процессы.

· Дидактический наглядный материал (возможны зарисовки или иллюстрированные):

Демонстрационный материал: по использованию и по содержанию с конкретным его названием и количеством

Раздаточный материал: конкретное название материала и его количество на одного ребёнка

· Ход организованной деятельности (пишется от личного местоимения):

- описание подготовки рабочих мест воспитателя и ребёнка, посадки детей в зависимости от возраста (возможны зарисовки в виде плана)

- приёмы и место сбора детей, их внимания (в зависимости от возраста детей: сюрпризные моменты, игровые ситуации, внесение письма, проблемные ситуации и т.д.)

- методика проведения: речь воспитателя, демонстрация способов детей со словесными комментариями, вопросы к детям, способы активизации при ответах на вопросы (либо хоровые, либо индивидуальные), обобщения ответов детей, формулировки (инструкции) к выполнению заданий на демонстрационном и раздаточном материалах, приёмы индивидуальной работы с детьми на раздаточном материале и проверки их выполнения (возможно с использованием демонстрационного материала или самопроверки в старших группах), подробное описании места и хода проведения физкультминуток (со средней группы) и дидактических игр с указанием количества повторов, подведение итога в зависимости от возрастной группы (поощрение, окончание игровой ситуацией, вопросы к детям: что понравилось, что узнали нового и т.д.).

2. Проведение организованной деятельности (по возможности сделать фотографии):

- подготовка помещения к проведению с учётом гигиенических условий

- подготовка рабочих мест (со средней группы вместе дежурными) и расстановка столов

- реализация конспекта организованной деятельности.

3. Самоанализ проведённой организованной деятельности:

- отметить положительные моменты в осуществлении организованной деятельности

- отметить неудачи с указанием причин

- предложения по совершенствованию собственной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2004. - 400 с.

2.Новикова, В.П. Математика в детском саду. Младшая группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 110 с.

3. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Средняя группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 110 с.

4.Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старшая группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 110 с.

5.Новикова, В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 184 с.

6.Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20013. - 64 с.

7.Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20012. - 64 с.

8.Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20012. - 64 с.

9. Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20012. - 120 с.

10. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы»/под ред.Е.Н.Вераксы – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

11. Рабочие тетради к планам занятий.

12. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1993.

13. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.: Просвещение.

14. Волина В. Праздник числа. – М.: Просвещение.

15. Давайте, поиграем /под ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение.

Форма отчётности:конспект организованной деятельности (если возможно с фотографиями по ходу проведения), самоанализ.

Планирование и организация проведения индивидуально работы по формированию элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста, имеющие трудности в обучении

Задачи:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии и проявлять к ней устойчивый интерес (ОК1)

- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 2.

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 4.

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 5.

- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами ОК 6.

- ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 7.

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК8)

- осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 9.

- осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 10.

- определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста (ПК 3.1.)

- проводить занятия с детьми дошкольного возраста (ПК3.2.)

- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты

- обучения дошкольников (ПК 3.3.)

- анализировать занятия (ПК 3.4.)

- вести документацию, обеспечивающую организацию занятий (ПК3.5.)

- разрабатывать методические материалы на основе с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников (ПК5.1.)

- систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов (ПК 5.3.)

- оформлять педагогические разработки (ПК5.4.)

Планирование и организация проведения индивидуальной работы с ребёнком осуществляется в той возрастной группе, в которой будет проходить практика.

Индивидуальная работа с ребёнком может быть организована либо в первую половину дня во время утреннего приёма, либо на прогулке (если позволяют условия и выбранный вид индивидуальной работы), либо во вторую половину дня во время игровой деятельности детей. В связи с этим индивидуальная работа с ребёнком может быть совмещена с организацией работы по формированию элементарных математических представлений в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности.

Основная цель индивидуальной работы с ребёнком – совершенствование тех математических представлений и способов действий, которые не освоены и не овладены им в полной мере.

Алгоритм выполнения

1. Обсудить с ведущим воспитателем группы кто из детей нуждается в индивидуальных занятиях по формированию элементарных математических представлений: в области каких математических понятий (количество, число, величина, форма и геометрически фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени), какие трудности испытывает.

2. В зависимости от выбранной задачи продумать наиболее рациональный метод работы: практический (упражнение на раздаточном материале, в рабочей тетради для старших дошкольников), игровой (дидактическая игра: предметная, настольно-печатная, словесная, игровая ситуация в зависимости от возраста ребёнка).

3. С учётом выбранного метода подобрать дидактический наглядный материал (демонстрационный, раздаточный).

4. Спланировать данный вид работы по следующей структуре:

- программная задача

- дидактический наглядный материал

- методика проведения (мотивация ребёнка, объяснение, по необходимости показ, формулировка задания, оказание помощи в процессе выполнения задания, вопросы)

ПРИМЕР

Программная задач: поупражнять …(имя ребёнка) в умении видеть и подбирать форму геометрических фигур (круга, квадрат, треугольника, прямоугольника) к окружающим предметам

Дидактический наглядный материал:

Вариант: карты могут быть с изображением предметов по середине, а ребёнок подбирает геометрические фигуры.

5. Проведение индивидуальной работы (по возможности сделать фотографии):

- подготовка помещения (или места) к проведению с учётом гигиенических условий

- подготовка рабочего места

- реализация конспекта индивидуальной работы.

3. Самоанализ проведённой индивидуальной работы:

- отметить положительные моменты в осуществлении достижения цели

- отметить неудачи с указанием причин

- предложения по совершенствованию собственной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2004. - 400 с.

2.Новикова, В.П. Математика в детском саду. Младшая группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 110 с.

3. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Средняя группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 110 с.

4.Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старшая группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 110 с.

5.Новикова, В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 184 с.

6.Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20013. - 64 с.

7.Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20012. - 64 с.

8.Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20012. - 64 с.

9. Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20012. - 120 с.

10. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы»/под ред.Е.Н.Вераксы – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

11. Рабочие тетради к планам занятий.

12. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1993.

13. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.: Просвещение.

14. Волина В. Праздник числа. – М.: Просвещение.

15. Давайте, поиграем /под ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение.

Форма отчётности:конспект индивидуальной работы (если возможно с фотографиями по ходу проведения), самоанализ.

Алгоритм выполнения

1. Планирование самостоятельно познавательной деятельности:

- проанализировать содержание математических представлений по программе «От рождения до школы» по данной возрастной группе

- отобрать содержание математических представлений для самостоятельной познавательной деятельности с учётом периода изучения (месяц) и возможностей детей, согласовав с ведущим воспитателем группы

- продумать виды деятельности с учётом возрастной группы для реализации математического содержания:

· Игровая деятельность может включать проведение: дидактических игр (предметных, настольно-печатных, словесных), игровых ситуаций (для детей первой и второй младших групп), сюжетно-ролевых игр (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

· Продуктивная деятельность: оформление «ковриков», составление схем, проектирование (планов дома, улиц, спортивных площадок и т.д.) с использованием символов

· Трудовая деятельность: починка книг, коробок с элементами измерительных действий

· Организация выполнения заданий (может носит индивидуальный характер) в специально созданном математическом уголке разнообразными материалами: рабочими тетрадями, занимательными материалами, счётными палочками, геометрическими фигурами, игрушками вкладышами и т.д. с учётом возрастной группы

· Организация элементов экспериментирования, опытов на выявление свойств предметов (например, массы)

- продумать формы организации детей (коллективные, групповые, индивидуальные) с учётом выбранной деятельности детей, в которой будет реализовываться математическое содержание

- продумать и подобрать (либо в дальнейшем необходимо подготовить) оборудование, пособия (рабочие тетради или отдельные задания из них), дидактический наглядный материал с учётом этапа изучения конкретной программной задачи

- составление конспекта самостоятельной познавательной деятельности по структуре:

· название: Конспект организации самостоятельной познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в … группе

· программное содержание (задачи подбираются на разные математические понятия, количество задач зависит от возрастной группы и видов деятельности, формулировка задач - упражнять в …, совершенствовать…, развивать умения …).

· Ход организации самостоятельной познавательной деятельности (пишется от личного местоимения):

- описание подготовки мест, оборудования, дидактического наглядного материала (возможны зарисовки в виде плана)

- методика проведения: последовательность включения детей в разные виды деятельности, описание организации детей и приёмы проведения по каждому предполагаемому виду деятельности (место, объяснение, оказание помощи).

В старших группах все вида деятельности могут быть подчинены общей теме: Математическая игротека, Проектируем …, Готовимся к …, Экспериментируем …

5. Проведение самостоятельной познавательной деятельности (по возможности сделать фотографии):

- подготовка помещения (или мест) к проведению с учётом гигиенических условий

- реализация конспекта организации самостоятельной познавательной деятельности.

3. Самоанализ проведённой самостоятельной познавательной деятельности:

- отметить положительные моменты в осуществлении достижения цели

- отметить неудачи с указанием причин

- предложения по совершенствованию собственной профессиональной деятельности.

Форма отчётности:конспект организации самостоятельной познавательной деятельности (если возможно с фотографиями по ходу проведения), самоанализ.

Литература:

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2004. - 400 с.

2. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.: Просвещение.

3. Волина В. Праздник числа. – М.: Просвещение.

4. Давайте, поиграем /под ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение.

5. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Младшая группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 110 с.

6. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Средняя группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 110 с.

7. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старшая группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 110 с.

8. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 184 с.

9. Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20013. - 64 с.

10. Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20012. - 64 с.

11. Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20012. - 64 с.

12. Помораева, И.А. Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-синтез, 20012. - 120 с.

13. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы»/под ред.Е.Н.Вераксы – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

14. Рабочие тетради к планам занятии.

15. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1993.

16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Просвещение, 1986.

МДК 03.04 Теория и методика математического развития

Специальность 050144 Дошкольное образование

Составитель Позина В.А.

Москва, 2013

Цели и задачи

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающимися в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

- составление конспектов занятий с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

- организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;

- составления психолого-педагогической характеристики ребёнка;

- наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;

- обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;

- осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

- оформления документации

уметь:

- определять цели обучения воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учётом особенностей возраста;

-_формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;

- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

- составлять программу работы с одарёнными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребёнка;

- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- использовать ТСО в образовательном процессе;

- отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

- анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений, экскурсий;

знать:

-основы организации обучения дошкольников;

- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

- приёмы работы с одарёнными детьми;

- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

- требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребёнка;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занят

Наши рекомендации