Установление налогов и сборов

Налог устанавливается законодательными (представительными) органами. Исполнительные здесь совсем ни при чём, это не их компетенция.

Региональные не устанавливают налоговые ставки (в налоговом кодексе даются пределы, а в их пределах законом субъекта РФ устанавливаются конкретные цифры), а также порядок и сроки уплаты. А все остальные элементы устанавливаются, в том числе и налоговые льготы.

Местные налоги устанавливаются подобно региональным налогам. По конкретным ставкам местных налогов и по порядку и срокам уплаты местных налогов они устанавливаются конкретными нормативными актами. Остальное устанавливается в НК.

Федеральные налоги устанавливаются НК. Региональные и местные двумя нормативными актами – НК и региональными либо местными нормативными актами.

Введение в действие актов законодательства о налогах и сборах.

НК устанавливает совершенно специальный порядок о введении в действие законов о налогах и сборах. Статья 5 НК РФ предусматривает этот порядок. Он достаточно сложен. Суть его заключается в том, чтобы дать возможность налогоплательщику до того, как новый закон о налоге будет введён, ознакомиться с ним.

В том случае внесения изменений.

Во-первых, всякие изменения в законодательство (в НК РФ, или законы субъектов РФ, или постановления муниципальных образований), они должны быть введены в действие не ранее 1 месяца со дня официального опубликования. Есть специальные источники официального опубликования: Российская газета и Собрание законодательства РФ.

Второе условие – не ранее первого числа очередного налогового периода по данному налогу. Это условие должно быть соблюдено одновременно с первым.

Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

До 1998 года (принятие НК РФ) налогоплательщик боролся за свои права (были различные организации), он желал, чтобы налоговые отношения регулировались определёнными законами – не любым законом. Не говоря уже о том, что налогоплательщик боролся всячески против того, чтобы налоговые отношения регулировались ведомственными актами. Надо, чтобы налоговые отношения, как особые отношения, которые заключаются в том, что государство в императивном порядке изымает имущество у налогоплательщиков, должны налоги закрепляться и порядок их сборов в строго определённых федеральных законах.

В статье 1 НК РФ идёт речь о законодательстве о налогах и сборах. Она гласит: «законодательство о налогах и сборах включает в себя законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и нормативные правовые акты муниципальных образований о налогах».

В законодательство РФ о налогах и сборах включается (как говорит НК РФ): состоит из НК РФ и федеральных законах о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним (то есть с НК РФ). К примеру, федеральные законы о внесении изменений в НК РФ.

Законодательство субъектов РФ о налогах (сборов на региональном уровне нет) состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативно-правовые акты муниципальных образований о местных налогах. Это акты, которые принимаются представительным органом муниципального образования в соответствии с НК РФ.

Иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

Учитывая то, что законодатель не допустил размывание налоговых законов, очевидно, что законодатель не мог позволить регулировать налоговые отношения ведомствами.

Общий принцип: ведомственное налоговое регулирование недопустимо, за исключением случаев, установленных в Налоговом Кодексе РФ и правовой режим такого регулирования определён статьёй 4 НК РФ.

Статья 4 НК РФ указывает, кто имеет право такого нормативно-правового регулирования:

1) Правительство РФ.

2) Министерство финансов (кодекс говорит: федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по выработке государственную политику…).

3) Исполнительные органы власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах издают нормативно-правовые акты.

1. В пределах своей компетенции.

2. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

3. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правительство РФ определяет порядок списания безнадёжных долгов по налогам и сборам. Правительство определяет перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (64 статья НК).

Статья 84: Министерство финансов РФ определяет порядок ведения единого государственного реестра налогоплательщиков.

Как видно, эти нормативно-правовые акты носят весьма узкий характер, зачастую – чисто технический.

В части 2 статьи 4 НК РФ прямо сказано, что федеральная налоговая служба и федеральная таможенная служба и иные неназванные в НК РФ органы и службы вообще не имеют право принимать нормативно-правовые акты по налогам и сборам.

Наши рекомендации