Перспективы создания свободной экономической зоны в Крыму

Ромашина Наталья

студентка 2 курса РАНХиГС при Президенте РФ,

«Институт менеджмента и маркетинга»,

направление «Международные отношения»,

Научный руководитель – д.ф.н., проф. Семедов С.А.

Перспективы создания свободной экономической зоны в Крыму

В данной статье рассматриваются цели создания свободных экономических зон и их виды. Раскрываются принципы функционирования зоны в Крыму. Определяется влияние, которое свободная экономическая зона окажет на развитие региона. Рассматриваются факторы, сдерживающие привлечение инвестиций в Крым.

This article deals with objectives of setting up special economic zones and their types. It focuses on principles of functioning of a free economic zone in Crimea. It analyses an impact that a free economic zone will have on the development of the region. It focuses on factors hindering the attraction of investments.

Ключевые слова: Свободная экономическая зона, инвестиции, инфраструктура, налоговые и таможенные льготы, финансирование.

Key words: free economic zone, investment, infrastructure, tax and customs incentives, funding.

В настоящее время неотъемлемой частью экономической политики государств является создание свободных экономических зон. Они позволяют не только повысить экономическое развитие страны, но и включить национальную экономику в мировые хозяйственные связи.

Под свободной экономической зоной (СЭЗ) понимается ограниченный участок территории государства, в пределах которого действуют льготные условия хозяйственной и предпринимательской деятельности валютного, налогового, таможенного, визового характера.

Сейчас в мире насчитывается около 2000 свободных экономических зон, действующих в более чем 80 странах. В развитых государствах, они создаются, как правило, в экономически депрессивных районах с целью оживления их производства и выравнивания межрегиональных различий. В развивающихся странах образование зон направлено на решение других задач, таких, как привлечение иностранного капитала, современных технологий и освоение нового опыта работы.[1] Таким образом, к целям создания свободных экономических зон относят:

1. Ускорение развития отсталых регионов и активизация производства,

2. Привлечение иностранных инвестиций и передовых технологий,

3. Повышение экспортного потенциала региона страны,

4. Рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов,

5. Создание современной рыночной инфраструктуры,

6. Уменьшение уровня безработицы и повышение квалификации рабочей силы,

7. Приобретение мирового опыта в сфере организации, управления и международного предпринимательства.

При организации свободных экономических зон используются два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. В первом случае зона представляет собой обособленную территорию, на которой все предприятия-резиденты обладают льготными условиями хозяйственной деятельности. Под вторым случаем подразумевается создание льготного режима только для определенного вида деятельности, независимо от местоположения фирмы.

Свободные экономические зоны по характеру деятельности и функциональному предназначению разделяют на 5 групп:

1. Торговые СЭЗ, они создаются на территории крупных транспортных узлов или в непосредственной близости от них.

2. Промышленно-производственные СЭЗ, на их территории создается экспортная и импортозамещающая продукция, тем самым они способствуют повышению экспортного потенциала региона и увеличению его валютных доходов.

3. Научно-технологические СЭЗ, на их территории сосредоточены национальные и зарубежные исследовательские, научно-производственные компании. Для их создания необходима квалифицированная рабочая сила и развитая научно-производственная база.

4. Сервисные СЭЗ, на их территории сконцентрированы фирмы и учреждения, специализирующиеся на предоставлении различного рода услуг (финансовые, страховые, туристические и др.)

5. Комплексные СЭЗ, они не обладают узкой специализацией, а охватывают разные стороны производственной, инновационной, экспортно-импортной деятельности.

Для формирования свободной экономической зоны необходимо благоприятное географическое положение и близость к транспортным путям, поэтому не зря большинство зон сосредоточено вблизи морских и речных портов, железнодорожных и магистральных линий, международных аэропортов. Кроме того, важно наличие ценных природных ресурсов и развитого производственного потенциала.

Впервые о создании свободных экономических зон на территории России заговорили еще во времена существования Советского Союза, в конце 80-х гг. Они должны были способствовать формированию открытых секторов и открытых территорий, благодаря чему в страну проник бы иностранный капитал. Современный этап развития свободных экономических зон в России связан с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». По данному нормативно-правовому акту свободные экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Для реализации законопроекта в 2006 г. было создано ОАО “Особые экономические зоны”, 100% акций которого принадлежат государству. В настоящий момент в России функционируют 29 особых экономических зон, которые относятся к четырем видам: промышленно-производственные, туристско-рекреационные, транспортно-логистические, технико-внедренческие зоны.[2]

В марте 2014 г. сразу же после присоединения Крыма к России, было объявлено о том, что на территории полуострова будет создана свободная экономическая зона, в основу формирования которой лягут два принципа. Первый заключается в стимулировании развития инфраструктуры и производства, второй – в необходимости смягчения “правил игр” для крымского бизнеса, чтобы в дальнейшем искоренить существенные межрегиональные различия и преодолеть отсталость экономики.[3]

Крым обладает выгодным географическим положением, имеет выход к Черному морю, тем самым на полуострове существует инфраструктура незамерзающих морских портов (Ялтинский порт, Евпаторийский морской торговый порт, Керченский морской торговый порт и др.). У региона существует обширная сырьевая база, включающая запасы нефти, газа и газового конденсата. Огромное значение имеют природные рекреационные ресурсы. Игорь Руденский, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, оценивая крымские перспективы, отметил, что полуостров является уникальным туристско-рекреационным регионом, обладая значительным аграрным потенциалом. В Крыму развито садоводство, виноградарство, рыболовство, зерновое хозяйство, мясо-молочное животноводство, птицеводство. На полуострове есть и промышленность, однако в последние десятилетия регион недостаточно финансировался, поэтому теперь необходимо за короткие сроки осуществить значительные вложения в развитие региона, ликвидировать дефицит бюджета и решить инфраструктурные проблемы.

Свободная экономическая зона в Крыму начинает действовать с 1 января 2015 г. и создается сроком на 25 лет, который впоследствии может быть продлен. [4] Она будет функционировать согласно Федеральному Закону "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

На ее территории фирмы и предприятия получат налоговые и таможенные льготы, которые будут стимулировать их деятельность.

Во-первых, планируется уменьшение размера налогов или полное освобождение от них. Так, ставка налога на прибыль будет составлять до 13,5 %, а в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет – 0%. (В других субъектах РФ он составляет 20%, 2% из которых перечисляют в федеральный бюджет, а 18% - в региональный). Предприниматели будут освобождены от уплаты налога на имущество организаций (на 10 лет) и земельного налога (до ввода объекта в эксплуатацию), необходимого для реализации инвестпроектов (не более чем на 3 года). Сельхозналог в 2015-16 гг. будет уменьшен с 6% до 0%, в 2017-21 гг. – до 4%.

Во-вторых, будут упрощены таможенные процедуры. Министр по делам Крыма Олег Савельев выступил за введение режима "порто-франко", который подразумевает беспошлинный ввоз и вывоз товаров. Таким образом, нулевые ставки таможенных сборов и освобождение грузов через свободные морские порты создадут более благоприятные условия для движения капитала.

В-третьих, для предприятий будут установлены пониженные страховые взносы. Страховые взносы в Пенсионный фонд составят 6%, в Фонд социального страхования – 1,5%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 0,1%. (В текущем году в России они составляют в ПФР – 22%, в ФСС — 2,9%, в ФОМС — 5,1%).

В-четвертых, планируется установление специальных условий осуществления банковской деятельности. Однако банкам будет запрещено открывать свои отделения за пределами полуострова, чтобы избежать злоупотребления своими льготными условиями.

В-пятых, предполагается введение льготного визового режима. Иностранцам, которые захотят работать на территории полуострова, будет упрощена процедура получения виз. Оформление однократных туристических виз, сроком не более 30 дней, будет производиться в пункте пропуска через границу.

Для получения данных льгот требуется, чтобы объем капитальных вложений составлял не менее 100 млн. руб. за три года со дня регистрации в качестве участника свободной экономической зоны (для малого и среднего бизнеса — 20 млн. руб.). Кроме того, преференции не распространяются на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих сферах, а также на оптовую и розничную торговлю.

Предполагается, что льготные условия в Крыму позволят инвесторам уменьшить издержки до 30% по сравнению с другими российскими регионами.

Прежде всего, преференции будут направлены на развитие инфраструктуры. Планируется строительство, расширение и углубление морских портов, модернизация и строительство автомобильных и железных дорог. Одним из наиболее значимых инфраструктурных проектов является реконструкция участка международной автомобильной дороги государственного значения М-17 Херсон — Джанкой — Феодосия — Керчь. Они будут способствовать строительству и восстановлению рекреационных и туристических объектов. В качестве инвестпроектов предлагается создание туристической инфраструктуры старой части Феодосии, рекреационно-оздоровительный центр с апартаментами в Евпатории, яхт-клуб в Алуште и др. Ожидается, что льготы приведут к оздоровлению производства, строительству новых заводов, что, безусловно, способствует созданию новых рабочих мест, тем самым будет снижаться уровень безработицы в регионе.

По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, эти меры должны простимулировать деловую активность на полуострове, обеспечить приток капиталовложений в промышленность, транспорт, инфраструктуру, логистику, туристическую, санаторно-курортную сферы и сельское хозяйство. Таким образом, экономика Крыма получит дополнительные ресурсы для повышения уровня жизни граждан этого региона.

Однако мировое сообщество не признает присоединение Крыма к Российской Федерации, поэтому, несмотря на все положительные аспекты создания зоны, существуют высокие риски для иностранных инвесторов, деятельность которых на территории полуострова со стороны Запада будет восприниматься как незаконная. Многие предприниматели предпочтут дождаться стабилизации политической и экономической ситуации, чтобы быть уверенными в гарантированности сохранности инвестиций. Кроме того, сдерживать инвестиции будут неудобства морского и воздушного транспорта, которые связаны со стоимостью транспортировки и необходимостью многократно перегружать товары с одного вида транспорта на другой. В настоящий момент аэропорт Симферополя не принимает ни одного международного рейса. Главная аэронавигационная организация Европы — Евроконтроль - ввела европейским компаниям запрет на полеты в Крым, а также на транзитные рейсы через воздушную зону полуострова. Также в любой момент на территории Крыма могут возникнуть проблемы с электроснабжением и водой, поскольку оба ресурса поставляются с Украины.

Тем не менее, у России имеется значительный опыт в организации свободных экономических зон, и будем надеяться, что они позволят адаптировать существующие предприятия к работе в новых российских условиях, привлечь дополнительные инвестиции, развить инфраструктуру, а также способствовать появлению новых рабочих мест, пополнению доходной базы региональных бюджетов и увеличению потока туристов.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

2. Винник С. Куда льгота выведет // Российская газета: Экономика Крыма от 13 ноября 2014 г. - №6530 (258)

3. Лешина И. Е. Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. Проблемы и перспективы развития // Проблемы местного самоуправления, 2005. - № 4 (16)

4. Ситнина В. Территориальная значимость // Коммерсантъ Власть. 2014. - № 43.

[1] Лешина И. Е. Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. Проблемы и перспективы развития // Проблемы местного самоуправления, 2005, № 4 (16) // http://www.samoupravlenie.ru/16-12.htm

[2] Ситнина В. Территориальная значимость // Коммерсантъ Власть. 2014. - № 43. – C. - 18

[3] Винник С. Куда льгота выведет // Российская газета: Экономика Крыма от 13 ноября 2014 г. - №6530 (258) // http://www.rg.ru/2014/11/13/reg-kfo/bavikina.html

[4] Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201411300008

Наши рекомендации