Особые (свободные) экономические зоны: понятие, цели, условия создания, классификация, опыт создания в России

Свободные экономические зоны – определенные территории или районы, где создаются благоприятные экономические обстановки благодаря льготному налоговому и таможенному режиму. СЭЗ предполагает свободное перемещение через границу товаров, услуг, инвестиций и людей. Цели создания: 1. улучшение инвестиционного климата в стране 2. стимулирование и привлечение иностранного капитала 3. развитие определенной территории 4. развитие определенных видов деятельности 5. развитие высоких технологий 6. повышение уровня занятости.

Требования к СЭЗ: 1. благоприятное экономическое положение 2. существующий ресурсный потенциал 3. достаточный производственный потенциал 4. наличие развитой инфраструктуры 5. относительно дешевая и высококвалифицированная раб сила 6. отсутствие административных препятствий 7. развитая и устойчивая правовая база 8. общая политическая стабильность в стране На практике при создании СЭЗ используют 2 подхода: 1. территориальный – льготный режим расположения на определенной территории 2. функциональный – распространение льгот на особый вид предпринимательской деятельности

Различаю СЭЗ следующих типов: 1. зоны свободной торговли 2. промышленно-предпринимательские зоны 3. технополисы и технопарки 4. сервисные зоны, зоны услуг Основные виды льгот: 1. таможенно-тарифные льготы 2. налоговые льготы 3. финансовые льготы (цены на коммерческие услуги, аренду) 4. административные льготы (упрощенный процесс регистрации предприятия) История организации СЭЗ в России Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 80-х годов, может быть разделен, , на несколько этапов. На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив. в июле-сентябре 2000 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области. В 2000-2001 гг. Совет Министров или Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус. В конце 2001-начале 2002 гг., когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 2003 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отмена налоговых преференций. И хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности. Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто - частные, а кто - государственные), и это предопределило их ближайший успех. Первая по такому пути пошла СЭЗ "Находка": опираясь на правительственное постановление о принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, а также - специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина (март 2005 г.), она образовала первую подобную зону уже к лету 2005 г. В том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки, действовали правительство Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона "Гавань"), администрация Ульяновска (аналогичная зона в районе городского аэропорта). Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций. Следует отметить, что правительство - вразрез с собственным курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ - поддалось этому давлению: был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области, а в июле 2004 г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии - "своеобразная модель оффшорной зоны, весьма далекая от общепринятых стандартов". Причем, когда в марте 2005 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены, борьба территорий за особые привилегии не прекратилась. В частности, Калининградская область добилась принятия в ноябре 2005 г. Госдумой РФ отдельного федерального Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. 22 января 2006 г. этот Закон был подписан Президентом. Типы СЭЗ, организуемых в России

Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы: комплексные зоны производственного характера; внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры. К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др. Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"), свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта. Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта

86. Бизнес-план инвестиционного проекта: понятие, состав, важность составления.Предприятие при разработке инвестиционного проекта разрабатывает бизнес планы. Цель: 1) обоснование организации нового предприятия; 2) документальное обоснование выпуска новой продукции; 3) внедрение новой техники; 4) реконструкция помещений. Получение инвестиций без наличия бизнес-плана практически невозможно. Бизнес-план – документ, описывающий все основные аспекты, связанные с внедрением нового инвестиционного проекта или с созданием нового предприятия, анализ проблемы, с которой может столкнутся фирма и способы их решения.Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос – стоит браться за это дело или нет. Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. Структура бизнес-плана:1) Резюме – свободный раздел бизнес-плана, т.е. краткое содержание всего бизнес-плана. Объём 3-4 листа. Раздел помещается первым (как аннотация), но составляется в последнюю очередь. Изложение простое и доступное. Содержание: назначение товара, его отличия от конкурентов, источники финансирования и финансовые результаты. I. Характеристика продукции, товара и услуги: описание продукции, модель, фото, схемы, прогнозирование спроса, данные о потребностях, прогноз цен. II. Анализ рынка сбыта. Характеристика в каких регионах и странах будут осуществляться продажи (почему именно там?); описание категории населения, которое будет покупать товар (пол, возраст, образование, городские или сельские жители, национальность…). III. Анализ конкурентов: рассматривает все предприятия, выпускающие данную продукцию (количество предприятий, название, месторасположение, объём выпуска, цены, особенности товара, качество, отношение потребителей, сильные и слабые стороны конкурентов). В итоге решается вопрос о нише предприятия. IV.План маркетинга: схема распространения товара (каталоги, прямые продажи, фирменные магазины, сетевые магазины, магазины «на диване», розница); ценообразование (оптовые цены, розничные цены, скидки, подарки, поздравления клиентов); реклама; методы стимулирования продаж; организация послепродажного обслуживания (гарантийный срок, возможность возврата и замены); формирование общественного мнения о фирме и товаре (книга, телепередача, газетные статьи, спонсорство и благотворительность). Виды цен: метод «снятия ставок», метод «завоевания рынка», метод «выживания» и т.д. V. План производства: доказательство того, что предприятие способно выпускать нужное количество товара требуемого качества. Описываются площади на которые будут осуществлять производство. Приводится полный перечень всего необходимого оборудования, инструмента (в натуральном выражении по стоимости). Указывается требуемое количество персонала, количество смен. VI. Организационный план – иерархическая структура управления, организационная структура (цеха, отделы, подразделения), форма оплаты труда, набор и подготовка кадров, систематизация учёта и контроля. VII. Организационно-правовая форма деятельности предприятия (ОАО, ИП…). VIII. Риски по проекту – возможные риски описываются, оцениваются и рассматриваются возможность их снижения. IX. Финансовый план – составляется баланс доходов и расходов, баланс активов и пассивов. Все разделы баланса обеспечиваются в рублях. X. Стратегия финансирования – определяют средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения и показатели экономической эффективности проекта.

Наши рекомендации