Зоны свободной торговли и таможенные союзы

Выше были рассмотрены виды и механизм действия инструмен­тов внешнеторговой политики применительно к отдельно взятому государству. Однако существуют некоторые особенности, когда страны объединяются для проведения внешнеторговой политики, что свя­зано с привилегиями, предоставляемыми этими странами друг другу, и проявляется прежде всего в ликвидации таможенных тарифов,

В случае если после отмены таможенных пошлин между странами-участницами сохраняется автономия при их установлении в отноше­нии третьих стран, то имеет место зона свободной торговли (Free Trade Area): Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, 1959), если же отмена таможенных пошлин между странами сопровождается установлением единых тарифов по отношению к третьим странам, то имеет место таможенный союз (Customs Union): Франция — Монако (1865), Швейцария — Лихтенштейн (1923).

Рассмотрим, какие изменения происходят в международной тор­говле при создании таможенного союза.

1. Создание новых товаропотоков (trade creation effect)

Предположим, что имеются три страны, производящие один и тот же товар Х по разным ценам:

страна А — 100; страна В — 105; страна С — 110.

В стране В действует импортная пошлина в размере 20%.

В этой ситуации страна В удовлетворяет свои потребности в то­варе Х за счет собственного производства, так как импорт из стран А и С без экспортных субсидий в этих странах практически невозмо­жен. Если страны А и В создают таможенный союз, то внутреннее производство товара Х в стране В сокращается, а внутренние потреб­ности в этом товаре удовлетворяются за счет импорта из страны А.

2. Изменение товаропотоков (trade diversion effect) Предположим, что имеются те же три страны, производящие один и тот же товар У по разным ценам:

страна А — 130; страна В — 105; страна С — 100.

До создания таможенного союза страна А, в которой действовала импортная пошлина в размере 20%, удовлетворяла свои потребности в товаре У за счет импорта из страны С.

После создания таможенного союза между странами А и В импортная пошлина, установленная в отношении третьих стран, со­хранилась на прежнем уровне, т. е. 20%. В результате этого спрос на товар У в стране А перемещается на продукцию страны В, хотя затраты здесь выше, чем в стране С.

Таким образом, при создании таможенного союза снижается кон­курентоспособность товаров из третьих стран на рынке стран тамо­женного союза. Аналогичный эффект может быть получен и в случае, когда существовавшие до этого времени импортные таможенные пошлины в отношении третьих стран будут снижаться.

Допустим, что в предыдущем случае после создания таможенного союза между странами А и В импортная пошлина в отношении третьих стран сократилась в 2 раза и составила 10%. Результат будет тот же, что и ранее, т. е. на рынке страны А товары из страны С будут заме­щаться на товары из страны В, несмотря на более высокие издержки в стране В.

Если страны, создающие таможенный союз, высоко развиты, то это может привести к общему экономическому росту. Если же стра­ны — участницы таможенного союза слабо развиты, то это может вызвать замедление их экономического роста в результате ограниче­ния конкуренции.

Объективной причиной создания зон свободной торговли и та­моженных союзов являются процессы, происходящие в мировой экономике, характеризующиеся интернационализацией производства и, как следствие этого, ускорением формирования региональных торгово-экономических союзов и группировок. Страны-соседи все больше стремятся к объединению ресурсов, средств и усилий для проведения скоординированной, а в идеале — совместной экономи­ческой политики. Наибольшее развитие региональные соглашения о свободной торговле и таможенных союзах получили в Европе, чему будет посвящена глава 6.

Наши рекомендации