Основные школы экономического анализа

Раскина Л.Н «. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Лекция 1. История и предмет экономической теории

1. Возникновение и развитие экономики как науки

2. Предмет экономической теории

1. Возникновение и развитие экономики как науки

Экономика — это наука о том, как производятся и распределяются все необходимые нам товары и услуги. Она учит, как лучше, т. е. с меньшими затратами, организовать выпуск экономических благ для удовлетворения растущих потребностей людей. Эта часть науки называется экономическим анализом.

Экономика — это также учение о том, какие необходимо использовать инструменты и мотивы для более эффективной организации всей системы производства и распределения экономических благ. Это учение называется экономической политикой.

Экономический анализ — необходимое условие и фундамент для выработки правильной экономической политики. Однако в большинстве учебников по экономической теории дается другое, более научное определение экономики:

Экономика — это наука о том, как наши ограниченные производственные ресурсы используются для удовлетворения постоянно растущих человеческих потребностей и желаний.

Смысл этого определения мы раскроем немного ниже, а сейчас приведем краткую характеристику основных школ и направлений экономического анализа, внесших наиболее заметный вклад в развитие экономики как науки и как экономической политики.

Термин "экономика"произошел от древнегреческого слова "экономия". Поэтому в буквальном смысле "экономия" означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства. По мере развития общественного разделения труда и товарно-денежных отношений возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны, что обусловило появление специальной науки — политической экономии.Слово "политическая" также имеет древнегреческие корни. Оно происходит от термина "полис" (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл — искусство управления государственным, общественным хозяйством.

История развития экономической науки показывает, что учение о богатстве зародилось не в тех государствах, которые находились на достаточно высоком уровне хозяйственного развития и были центрами широко развитых торговых отношений (Египет, Ассирия, Вавилон, Персия), а в Греции около V в. до н. э. К тому моменту греческие колонии распространились по берегам Средиземного моря, и греки достигли высшей ступени развития не только ремесла и торговли, но и знаний. Наряду с философией греки развивали теорию полезных искусств, в которую входили искусство земледелия, медицины, военное искусство, а также искусство управления своим домом (экономия).

Наиболее глубокие суждения об экономических проблемах мы находим у Аристотеля. Он различал два вида хозяйств: экономию — хозяйство для поддержания и более полного удовлетворения семейных нужд (к нему Аристотель относил главным образом земледелие) и хрематистику — хозяйство для обогащения (сюда включались ремесленная деятельность и торговля). К хрематистике Аристотель относился отрицательно, считая, что она противоречит как законам этики, так и требованиям природы, поскольку направлена не на удовлетворение повседневных нужд, а на накопление богатства. С точки зрения Аристотеля, истинной задачей человека должна быть не физическая жизнь, не накопление богатства, а размышление и созерцание истины, стремление к абсолютному совершенству.

После Аристотеля мало что нового внесено в развитие греческого понимания экономии. Экономические доктрины Средневековья опирались в основном на христианское толкование богатства. Христос осуждал богатство, считая его большим препятствием к спасению души. "Богатому трудно войти в Царство Небесное, — говорил Он. — Если хочешь быть совершенным, продай свое имущество и раздай нищим и ты получишь сокровище на небе; потом следуй за Мной". Труд признавался достойным похвалы лишь как страдание, как умерщвление плоти, как искупление греха, но он не должен сопровождаться даже мыслью о приобретении, об обогащении. Вот почему в эпоху Средневековья понятие экономии предается забвению, существовавшие экономические доктрины были скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами раннехристианской справедливости, а не результатом обобщения реальных фактов экономической жизни.

Формирование экономики как науки относится к периоду зарождения капитализма. Именно в это время появляются и первые школы экономического анализа.

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

МЕРКАНТИЛИЗМ(XVI — XVIII вв.) — первая школа экономического анализа, возникшая в эпоху первоначального накопления капитала, когда в центре внимания находилась не сфера производства, а сфера обращения. Меркантилизм представляет собой концепцию, согласно которой основу национального процветания составляет накопление денег (золота и серебра), считавшихся главной формой богатства.

Предмет анализа — сфера обращения, в основном внешняя торговля, благодаря которой можно накопить деньги в стране. Для того чтобы приобрести больше денег, необходимо больше продавать; для того чтобы их сохранить у себя, нужно как мож­но меньше покупать у другого государства.

Роль государства.Все производство и потребление призван был регулировать монарх. Конечный результат зависел от действий правительства, надежности протекционистских мер, принимаемых государством. Поэтому внешняя торговля обставлялась бесчисленными регламентациями.

Экономический анализ, проводившийся меркантилистами, получил название политической экономии.

ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЗИОКРАТЫ (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго И др.) — школа, возникшая во Франции в XVIII в. и проповедовавшая идею о том, что источниками богатства являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве.

Предмет анализа— сфера сельскохозяйственного производства. "Чистый доход" рассматривался как дар природы.

Физиократы заложили также основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (А. Смит, Д. Ри-кардо, Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль) — школа, возникшая в конце XVIII— начале XIXв.; ее сторонники считали, что источником богатства нации является не количество имеющихся у нее природных ресурсов и не активный торговый баланс, а труд работников, занятых в сфере материального производства.

Предмет анализа— сфера производства и распределения материальных благ и их цена, обусловленная издержками их производства.

Метод анализа — причинно-следственный (каузальный).

Роль государства — оно "ночной сторож", а не активный участник экономической игры.

МАРЖИНАЛИЗМ(К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк, У. Дже-вонс, Л. Вальрас) — школа, возникшая во второй половине XIXв., представители которой положили в основу экономического анализа субъективно-психологические мотивы поведения хозяйствующих субъектов; акцентировали внимание на особом значении в экономике сферы потребления; сформулировали теорию предельной полезности блага и теорию предельной производительности факторов производства.

Предмет анализа — сфера потребления и цена, обусловлен­ная полезностью товаров и услуг.

Метод анализа — причинно-следственный (каузальный).

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — "Есо-пот1са" (А. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето) — школа экономической мысли, сформировавшаяся в конце XIXв.; ее последователи уделяли основное внимание не происхождению богатства и его распределению, а изучению принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей.

Предмет анализа — объединение сфер производства и потребления. Главным предметом анализа становится не теория стоимости, как у классиков, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основу теории спроса было положено учение о предельной полезности, а в основу теории предложения — теория предельной производительности факторов производства. В отличие от классиков, стремившихся к выявлению объективных закономерностей, неоклассики исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов (''свобода выбора").

Метод анализа— функциональный.

Неоклассическая теориявпоследствии получила название "микроэкономика".

Задача государства — создание условий для эффективного функционирования рынка, невмешательство в предпринима­тельскую деятельность.

КЕЙНСИАНСТВО — школа экономической мысли, основателем которой был английский экономист Дж. Кейнс, поставившая в центр внимания проблемы макроэкономики и обосновавшая необходимость государственного вмешательства в экономику. Возникла в 30-е гг. XX в. как ответ на Великую де­прессию 1929—1933 гг.

Задача государства — стимулирование совокупного спроса для достижения полной занятости.

МОНЕТАРИЗМ (М. Фридмен) — современная школа экономической мысли, сформировавшаяся в США и ставящая центр макроэкономической политики деньги, отводя им решающую роль в колебании объема национального производства и уровня цен.

Задача государства — контроль над денежной массой, находящейся в обращении и в запасах, для достижения сба­лансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен.

ТЕОРИЯ "ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" (Р. Хол, Г. Талок, А. Лаффер) — современная школа экономической мысли, возникшая в США, в центре ее внимания находятся проблемы стимулирования частной инициативы и предпринимательства для развития производства и предложения.

Задача государства — уменьшение налогового бремени на производителей как условие активизации инвестиционной деятельности, замораживание или сокращение социальных программ как средство поддержки бюджета и стимулирование трудовой активности, повышения предложения труда.

Наши рекомендации