Организация системы поддержки малого бизнеса
Ниже приводятся некоторые принципы организации системы поддержки малого бизнеса, опирающиеся на особенности предпринимательской деятельности и проблемы ее развития.
Система поддержки малого предпринимательства может быть организована как в рамках единой организации, например Центра по развитию малого бизнеса, так и состоять из относительно независимых организаций, взаимодействующих между собой.
1. Централизованная структура имеет определенные преимущества. Она позволяет избежать дублирования функций и упростить координацию. Кроме того, предпринимателю приходится иметь дело лишь с одной организацией. Среди недостатков централизованной системы можно назвать высокую степень бюрократизации и низкий уровень гибкости такой структуры. Система, состоящая из независимых организаций, дает возможность использовать опыт нескольких институтов. При этом возрастает гибкость системы и появляется возможность более оперативного решения проблем.
2. Зачастую система поддержки организована таким образом, что задачи выполняются сторонними по отношению к предприятию экспертами. Например, при разработке бизнес-плана консультантом менеджер предприятия выступает лишь в роли источника информации. Он не получает никаких знаний в процессе создания бизнес-плана и поэтому не использует его впоследствии. Система поддержки должна быть организована таким образом, чтобы работники предприятия принимали участие в проводимых мероприятиях и таким образом получали новые знания и опыт.
В децентрализованную систему поддержки малого бизнеса могут входить несколько организаций.
· Совет по развитию малого бизнеса, состоящий из представителей бизнеса и правительства и позволяющий установить диалог по проблемам предпринимателей.
· Информационное агентство по малому бизнесу. Это организация, в которую предприниматель обращается в первый раз и которая определяет круг его дальнейших контактов.
· Фонд поддержки малого бизнеса, который является основным институтом, предоставляющим предпринимателям финансовые средства.
· Бизнес-центр, отвечающий за профессиональную переподготовку предпринимателей. Центр может также заниматься подготовкой бизнес-планов, деловым консультированием и проводить практические исследования. Одной из функций центра может быть также подготовка ежегодного отчета по развитию малого бизнеса в РК.
По мере необходимости могут быть созданы новые организации. При децентрализованной системе они формально не связаны между собой, однако каждая из организаций выполняет определенные функции, способствующие развитию малого бизнеса. Регулярно оказываемые малому бизнесу услуги будут дополняться программами, организованными для решения конкретных наиболее острых проблем.
Ассоциации предприятий малого бизнеса также являются частью системы по его поддержке. На сегодняшний день такие ассоциации только начали формироваться, хотя существуют также места неформальных встреч предпринимателей (например, спортивные клубы).
С началом реформ в России стали создаваться многочисленные малые предприятия, обладающие своими особенностями. Их руководители склонны к быстрым действиям и характеризуются нетерпеливостью. Они лично принимают все решения и верят в появляющиеся у них идеи. Предприниматели устанавливают персональные отношения с потребителями и поставщиками и избегают интенсивного общения с правительственными организациями.
Существует множество барьеров для развития малого бизнеса. Исследование показало наличие у предпринимателей финансовых, управленческих и маркетинговых проблем. Поэтому во многих странах были разработаны системы его поддержки. Для того чтобы быть эффективной, она должна опираться на понимание особенностей предпринимательской деятельности. Роль системы поддержки состоит в том, чтобы помочь предпринимателю преодолеть стоящие на его пути барьеры, мотивировать его деятельность.
Несмотря на то, что на уровне государства достаточно отчетливо осознается роль малого бизнеса как существенного фактора развития социальноориентированной рыночной экономики, в реальной практике государство не может обеспечить эффективную комплексную политику поддержки и создания условий для его развития. В рейтинге 43 стран “по степени эффективности фискальной политики государства по стимулированию деловой активности” у России самый низкий показатель - 0,56, при этом лучшие показатели для стран с наиболее динамично развивающейся экономикой составляют 9,11-7,08 [8].
Существующая в РК система поддержки малого бизнеса нуждается в совершенствовании, создании новых и расширении работающих в этом направлении организаций. Предлагается использовать сетевую децентрализованную структуру, при которой входящие в нее организации предлагают определенные услуги малым предприятиям, а Совет по развитию малого бизнеса осуществляет общую координацию.
Глава 4