Основные формы поддержки малого бизнеса.

В 2010-2011 годах в России действовали различные программы государственной поддержки малого бизнеса. Поддержка может предоставляться в форме: денежных субсидий (например, возможность получить почти 60 000 руб. при регистрации ИП); обучения (на безвозмездной основе, либо с частичным, обычно символическим, покрытием расходов); стажировок; льготного лизинга; бизнес-инкубаторов (возможность снять хороший офис за символическую плату); льготного/бесплатного участия в выставках и ярмарках; грантов и так далее.

На сегодняшний день масштабы развития предприятий малого бизнеса невелики. Отмечается в связи с этим и небольшой вклад их в оздоровление экономики страны. А связана такая тенденция с тем, что государственная поддержка предприятий малого бизнеса пока не предоставляется в полной мере. А именно эти предприятия являются наиболее зависимыми от любых колебаний рынка и очень нуждаются в государственной поддержке. [24, c.94-98]

Сегодня выделяют в стране несколько разных форм поддержки малого бизнеса - это финансовая форма, информационная форма и иные формы поддержки. Существуют даже специальные ассоциации предприятий малого бизнеса и фонды, деятельность которых направлена на развитие и поддержку малого бизнеса. Есть также много разнообразных фондов, которые призваны решать подобные проблемы. И предприятия в установленном законодательством порядке имеют право обратиться за данной помощью. Но на что именно имеют право предприятия малого бизнеса и какие проблемы отмечены на сегодняшний день? Одной из основных форм предоставления поддержки малым предприятиям это финансовая форма поддержки. Такая форма выделяет несколько видов:

- субсидии субъектам МСП на создание собственного дела (грантовая поддержка);

- субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам;

- субсидии на возмещение части затрат по кредитам.

Если средств на открытие собственного дела недостаточно, можно предоставить документы для получения специального гранта, который позволит возместить расходы на регистрацию предприятия, а также расходы на реализацию бизнес-плана созданного предприятия.[15, c.55-59]

Субъекты малого бизнеса, которые реализовали оборудование и технику по договору лизинга, также могут принять участие в конкурсе и получить субсидию для возмещения определенной части расходов первоначального платежа по договорам лизинга. Размер данной субсидии не должен быть выше, чем 25% от цены предмета лизинга. Также данная субсидия может быть предоставлена для компенсации части затрат, которые связаны с выплатой процентов по лизинговым договорам.

Одна из наиболее частых проблем - это сложности с получением кредитов. Банковские учреждения кредиты выдают только под залог или с поручителями, но это как раз и проблема для многих небольших предприятий, которые только начинают свою деятельность. А финансовые вложения для развития просто необходимы. Кроме того, большинство банков страны для субъектов малого бизнеса если и выдают кредиты, то очень небольшие и под высокие проценты. Благодаря субсидии для возмещения части затрат по кредитам, предприниматели могут сократить расходы по уплате процентов на 5% и более годовых. Перечисляется субсидия на расчетный счет, который указан в договоре раз в месяц. Перерасчет производится на основании документов расчета по процентам, которые предоставляют субъекты малого бизнеса. Не менее важна и поддержка информационная. Она реализуется благодаря созданию региональных, федеральных, а также муниципальных информационных систем, а также информационно-телекоммуникационных систем и обеспечению их работы.

Иные виды поддержки предусматривают мероприятия, которые не входят в первые два вида поддержки и также направлены на развитие малого и среднего бизнеса в регионе. Государство с целью поддержать малый бизнес может предоставлять небольшим компаниям для выполнения государственные заказы, вводить определенные льготы, особенно это практикуется в отношении предприятий, которые организованы в отстающих по развитию экономической деятельности регионах. [12, c.111-122]

Вывод: несмотря на то, что многие формы и виды поддержки предпринимательской деятельности предусмотрены законодательством, особого роста предприятий этой сферы не наблюдается. Хотя, есть регионы в стране, где местные власти уделяют развитию небольших предприятий большое внимание , например, наша Белгородская область . И если в скором времени этот опыт примут во внимание и соседние регионы, тогда можно будет отметить высокую эффективность деятельности малых предприятий, которые позволят заметно пополнить бюджет страны и оздоровить экономику.

2.3. Реализация государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в регионах ( на примере Белгородской области).

Итак, как было уже отмечено выше, Белгородская область сделала значительный шаг вперед в сфере поддержки малого бизнеса, что эффективно отразилось на его развитии. В нашем регионе создана благоприятная среда для развития малого бизнеса, сформирована правовая основа его деятельности, действуют механизмы организационной, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки. Также в области функционируют структуры, реализующие мероприятия правительства области по государственной поддержке малого бизнеса. Одной из таких структур является созданный несколько лет назад Белгородский фонд поддержки малого предпринимательства.

Основные цели данного фонда:

-содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства.

-участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов в области малого предпринимательства, а также в реализации федеральных, областных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.

-участие в мероприятиях, способствующих демонополизации экономики, развитию конкуренции, насыщению товарного рынка, созданию новых рабочих мест.

-участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства.

-поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений.

-содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.

-организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства, передовых достижений в области маркетинга, менеджмента, информационных технологий.

Благодаря деятельности Фонда поддержки малого и среднего можно наблюдать прогресс в различных отраслях малого бизнеса в Белгородской области. Рассмотри диаграмму на рис.2.1. [26]

Рис.2.1.

«Отрасли малого бизнеса в Белгородской области». Основные формы поддержки малого бизнеса. - student2.ru

Мы видим, что в 2009г. услуги и торговля занимали достаточно значительное место в сфере Белгородской экономики, а в 2011 данные отрасли значительно упрочились и еще увереннее стали на ноги. Если посмотреть в процентном соотношении, то непосредственно доля услуг увеличилась на 5%, а торговли – на 9%. Сельское хозяйство и производство немного сокращают темпы своего развития, но нашим губернатором уже предпринято ряд мер по решению данной проблемы. Возьмем к примеру для рассмотрения село Лапыгино Староосколького городского округа, которое Евгений Савченко посетил 29 апреля 2012 года . Его визит прошел под лозунгом: «Старооскольский бизнес – в помощь людям».

Итак, обратимся к селу Лопыгино. По словам начальника управления Лапыгинской сельской территории Игоря Подгорного, здесь работают 11 субъектов малого бизнеса сельскохозяйственного направления. Шесть торговых точек различных форм собственности представляют сферу обслуживания. Особое внимание на территории уделяется реализации программы «Семейные фермы Белогорья» и развитию ЛПХ. Здесь действуют 20 семейных ферм животноводческого и растениеводческого направления. В 2011 году семейными фермами произведено продукции на 39 млн. 610 тысяч рублей, что на 59 % выше показателя 2010 года. Всего участниками программы «Семейные фермы Белогорья» в 2011 году привлечено 7 млн. 361 тыс. рублей инвестиций: 6 млн. 120 тыс. составили собственные средства участников программы, 647 тыс. рублей – это 13 кредитов на развитие ЛПХ, в структуре инвестиций 294 тыс. рублей – денежные средства по программе стабилизации на рынке труда. В ее рамках с 2009 по 2012 годы 15 жителей территории получили субсидии для развития собственного дела на 882 тыс. рублей. Еще 300 тыс. инвестированных рублей – это грант Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.

Рассмотрев выше представленные факты, понятно, что мы в какой-то мере можем гордиться уровнем поддержки малого бизнеса и соответственно определенной стабильностью его развития в Белгородской области, здесь, можно предположить, были учтены все особенности территории и ,конечно же, экономики. Жаль, что не во всех регионах так хорошо реализована система поддержки малых предприятий, которые действительно сталкиваются с множеством проблем. [16, c.72],[26]

Остановимся на этом поподробнее и рассмотрим непосредственно проблемы, стоящие перед малым бизнесом.

Наши рекомендации