Инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса в РФ

Комплексная и эффективно функционирующая инфраструктурная среда выступает одной из главных доминант развития малого предпринимательства, а также осуществления результативных мер его поддержки на государственном и муниципальном уровнях. Практически с первых шагов возрождения малого предпринимательства как экономически значимого компонента нового рыночного хозяйства в России начала складываться и соответствующая система инфраструктурных институтов, причем, с одной стороны, стихийно, а с другой - благодаря целенаправленным действиям государственных и общественных структур, а также реализации программ международной помощи малому бизнесу России.

В соответствии с ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Сегодня инфраструктура развития и поддержки малого и среднего бизнеса (помимо институтов федерального уровня) охватывает 80 региональных фондов поддержки, 52 региональных агентства в системе РАПМСП, 4б межрегиональных маркетинговых центров во главе с ММЦ “Москва”, 31 региональный информационно-вычислительный центр, 54 региональных бизнес-инкубатора, 30 бизнесцентров, 98 учебно-деловых центров (в том числе 67 - в рамках Морозовского проекта); формируется система технопарков; созданы два региональных центра правовой и экономической безопасности малого и среднего предпринимательства.

Региональное распределение этих институтов инфраструктуры очень неравномерно и, в принципе, обнаруживает' прямую зависимость между результатами их деятельности и количественными и качественными показателями развития малых предприятий в конкретных регионах. Более того, в некоторых наиболее “продвинутых” субъектах Российской Федерации система институтов инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности.

Однако позитивный процесс количественного роста и качественного совершенствования работы этих институтов так и не получил своего логического завершения в виде целостной и взаимосвязанной инфраструктурной системы, своего рода “окружающей среды” для предпринимательства, способной охватить все стороны деятельности и все потребности малых и средних предприятий различных отраслей экономики, различной степени “хозяйственной зрелости” и пр.

Более того, острый экономический и финансовый кризис во многом перечеркнул то в рыночных преобразованиях в России, что казалось уже близким к завершению. При этом кризис не только подорвал внутренние импульсы развития сектора малого предпринимательства: чувствительный удар пришелся также и на такой аспект формирования предпринимательской среды, как становление и финансовое обеспечение деятельности объектов рыночной инфраструктуры, тяготеющих, прежде всего, к потребностям субъектов малого бизнеса.

Инфраструктура поддержки МП в российской экономике изначально была призвана решать двуединую задачу: во-первых, стимулировать рост и саморазвитие малых предприятий и, во-вторых, направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые в перспективе наиболее отвечают потребностям национальной экономики. Однако до последнего времени российская инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса так и не смогла решить ни одной из этих задач в полном объеме.

Вследствие многочисленных причин правового, организационного, финансового и информационного характера, образовался разрыв между номинальным ростом численности и многообразием видов инфраструктурных институтов поддержки малых предприятий и практической результативностью их деятельности. Деятельность указанных институтов - и на федеральном, и на региональном уровне - неполно и непоследовательно интегрировалась в соответствующие целевые государственные программы. Как следствие, в большинстве фондов поддержки, центров развития малого и среднего предпринимательства и других подобных инфраструктур средств хватает только на зарплату служащим (и то не всегда). На бесплатные консультации, обучение работников малых предприятий, предоставление информации и т.п. российских средств нет. На глазах чахнут, не обретя способности к финансовой самодостаточности, различные институты поддержки малого и среднего бизнеса, созданные в ходе реализации проектов международной помощи. Но часто даже те немногие, еще реально возможные меры поддержки, которые могут быть предоставлены малым предприятиям на местах бесплатно или на льготных условиях, не находят своего адресата. Практика показывает, что очень многие малые и средние предприятия либо не осведомлены о существовании возможности получения чьей-либо помощи, либо считают эту помощь несущественной для своих практических дел.

Конечно, сама модель российских реформ - поспешных, без четкой, долгосрочной программы действий; реформ, несущих на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, уже изначально едва ли могла породить самостоятельные, эффективно действующие институты рыночной инфраструктуры. Но при всех просчетах институциональное направление реформ, включающее также формирование инфраструктуры развития и поддержки сектора малого предпринимательства, в определенном смысле обладает самостоятельной ценностью и накапливает опыт, которым не следует пренебрегать. Процесс становления инфраструктуры можно сравнить со строительством каналов, которые еще предстоит наполнить живительной влагой. Применительно к инфраструктуре поддержки малого бизнеса, аналогом такой живительной влаги выступают финансовые источники, современные организационные формы и методы работы, а также квалификация кадров.

Процесс формирования инфраструктуры поддержки российских малых предприятий подошел к черте, за которой невозможен дальнейший прогресс без устранения “узких” мест, преодоления негативных моментов, реализации накопленного позитивного опыта и выхода на качественно новый уровень развития. Новые подходы, сообразные времени и потребностям малого и среднего предпринимательства, требуют, прежде всего, четкого разграничения полномочий и вертикального взаимодействия соответствующих структур федерального, регионального и местного уровней. Это касается и упорядочения функционирующих на одном уровне государственных, муниципальных и общественных институтов поддержки предпринимательства, взаимодействие которых сегодня не вмещается ни в понятие “сотрудничество”, ни в понятие “конкуренция”.

Соответствующие инфраструктуры - действующие или вновь образованные - должны “закрыть ниши”, отвечающие наиболее прогрессивным направлениям развития малого и среднего предпринимательства. Так, институционального оформления требует практика решения следующих задач:

- осуществление контроля над действиями государственных (муниципальных) заказчиков по обеспечению участия малых предприятий в выполнении государственных и особенно муниципальных заказов (специальные комиссии при полномочных государственных и муниципальных заказчиках);

- оказание прямого содействия в установлении кооперационных и иных хозяйственных связей между малыми, средними и крупными предприятиями (пром. зоны и полигоны);

- проведение независимой экспертизы потенциальной ценности бездействующих производственных и иных площадей и производственно-технологических комплексов для развертывания на их основе деятельности малых и средних предприятий (специальные комиссии при комитетах по имуществу);

В сложившейся ситуации преждевременно говорить о полном разгосударствлении инфраструктур развития и поддержки малого и среднего бизнеса. За государством должно сохраниться решение крупных задач в этом направлении: преобладающее участие государства в образовании кредитно-инвестиционных и лизинговых организаций, особенно в экономически менее развитых и депрессивных регионах с недостаточным уровнем развития малого предпринимательства; поддержка в этих регионах основных специализированных объектов инфраструктуры; создание или участие в создании региональных институтов, способных централизованно аккумулировать все необходимые для малого и среднего бизнеса экономические, правовые, учебные, информационные и иные услуги (региональных центров поддержки предпринимательства - РЦПП), а в сфере инновационного малого бизнеса - инновационно-технологических центров (ИТЦ) и иных инновационных институтов и центров продвижения и передачи новых технологий в сферу малого предпринимательства.

Правовому оформлению и четкой институционализации подлежат также такие важные мероприятия, как поддержка кредитных союзов и иных элементов инфраструктуры микрокредитования малого предпринимательства. Необходимы помощь в создании обществ взаимного страхования малых предприятий и иных механизмов, обеспечивающих снижение предпринимательских (инвестиционных) рисков в МП; расширение выставочно-ярмарочной деятельности; организация обучения основам предпринимательской деятельности; поддержка предпринимательских инициатив безработных граждан; организация подготовки и переподготовки государственных служащих и персонала федеральных и региональных структур, занимающихся поддержкой предпринимательства.

Как и политика в отношении малого и среднего предпринимательства в целом, решение проблем инфраструктуры развития и поддержки этого сектора экономики нуждается в едином координирующем начале. Такую роль, в принципе, должна выполнить система целевых программ развития и поддержки малого и среднего бизнеса - государственных (федерального и регионального уровней) и местных. Однако практика показала, что по многим причинам (не только финансового свойства) проблематика развития и функционирования инфраструктурных институтов, действующих в интересах предпринимательства, не может быть ограничена жесткими программными рамками. Часть усилий в этом направлении может быть возложена на более гибкий механизм отдельных федеральных и региональных проектов со смешанной системой финансирования, независимым управлением и др.

Поэтому сейчас в формировании инфраструктурных институтов для идентификации и реализации всех “программных” и “внепрограммных” мер поддержки малого предпринимательства, принципиальное значение имеет подготовка особой концепции общенациональной политики в отношении малого предпринимательства, в частности, применительно к нынешним условиям стабилизационно-восстановительного периода в экономике страны. Без такой концепции долгосрочного развития (минимум на 5-7 лег) функционирование рыночных институтов поддержки малого бизнеса по-прежнему будет носить хаотический, неадаптированный для регионов и, как неизбежное следствие, мало результативный характер.

Эта концепция должна исходить из чисто количественных параметров, предполагающих создание в каждом регионе “минимально достаточного” числа инфраструктурных институтов развития и поддержки предпринимательства. При этом сами критерии “минимальной достаточности” должны четко соотноситься с тенденциями социально-экономической дифференциации субъектов Российской Федерации, характером отраслевой структуры и ресурсной базой регионального хозяйства, а также тенденциями внутрирегионального развития и размещения субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, система инфраструктурных институтов развития и поддержки предпринимательства должна строиться сегодня на следующих принципах:

- комплексности оказываемой поддержки;

- непрерывности и долговременности поддержки (“ведение” предприятия, как минимум, в течение 2-3 лет с момента начала его деятельности);

- целенаправленности, перспективности и опережающем характере поддержки (помощи с обоснованием той рыночной “ниши”, которую должно в итоге занять данное предприятие; предвидении трудностей роста, априорной разработке концепций качественного роста на основе накопления и инвестирования капитала и пр.);

- открытости всех форм работы (за исключением вопросов, относящихся к коммерческой тайне обслуживаемых предприятий) с публичной отчетностью о деятельности;

- гибкости механизмов финансирования (прямом бюджетном финансировании, использовании различных льготных купонов, частичной или отсроченной оплаты, оплаты в кредит и пр.).

Важной целевой задачей предложенной выше концепции национальной политики в отношении малого предпринимательства должно стать более четкое определение функций и целей федерального центра в формировании и финансировании институтов его поддержки.

Однако в решении такой важной задачи, как формирование целостной системы инфраструктуры развития и поддержки российских малых и средних предприятий, даже наличие достаточных финансовых ресурсов не всегда гарантирует успех дела. Важно опереться на систематическое и повсеместное проведение мониторингов многообразных и динамичных потребностей малых предприятии в услугах различных институтов рыночной инфраструктуры. Очевидно, что бремя решения этой задачи должны, преимущественно, взять на себя федеральные органы государственной политики в этой области.

Наши рекомендации