Вопрос №87. Методы государственного регулирования ВЭД
1. Таможенно-тарифное регулирование.Заключается в применении ввозных и вывозных таможенных пошлин. Правовое регулирование данного метода осуществляется в соответствии с ФЗ «О таможенном тарифе». В области тарифного регулирования действует система льгот. Виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, специфические, комбинированные. Таможенный тариф- свод ставок таможенных пошлин
2. Квотирование.Способ количественного ограничения экспорта и импорта. Решение о введении квоты принимается Правительством РФ, которое в конкретном случае определяет метод распределения квоты и устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. При этом распределение квоты основывается на равноправии участников ВЭД и их недискриминации.
3. Лицензирование.Выражается в выдаче компетентным государственным органом разрешения на ввоз или вывоз какого-либо товара.
Лицензирование устанавливается в следующих случаях:
1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
Лицензии выдает Минпромторг. Выдаются следующие виды лицензий: разовые, генеральные, исключительные:
1) разовая лицензия – лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве. Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.
2) генеральная лицензия – лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения Правительства Российской Федерации в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия), и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии.
3) исключительная лицензия – лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, в случаях, предусмотренных решением Комиссии, определенное соответствующим федеральным законом. Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии в каждом конкретном случае.
4. Экспортный контроль.Осуществляется в соответствии с ФЗ «Об экспортном контроле». Он представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления ВЭД в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
Экспортный контроль включает в себя:
-идентификацию контролируемых товаров и технологий;
-разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями;
-таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, перемещаемых через таможенную границу.
-применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших порядок осуществления ВЭД в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
5. Применение специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных меросуществляется в целях защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на территорию РФ. Специальная защитная мера применяется посредством введения квоты или специальной пошлины, антидемпинговая мера – посредством антидемпинговой пошлины, компенсационная мера –путем введения компенсационной пошлины.
6. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров.Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
7. Установление особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо: 1) остановить серьезное сокращение валютных резервов Российской Федерации или предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов Российской Федерации; 2) достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов Российской Федерации (если валютные резервы очень малы).
Ответные меры. Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:
1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации; 2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц; 3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц; 4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.
Также этот метод регулирования ВЭД может осуществляться Президентом РФ, если это необходимо для участия РФ в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН.