В конце каждой главы делаются выводы (5-6 предложений)

- Заключениесодержит общие выводы проведенного дипломного исследования, в нем определяются пути дальнейшей разработки проблемы в теоретическом и практическом плане.

Изложение выпускной квалификационной работы должно быть конкретным, грамотным и опираться на действующую практику. Работа обязательно должна включать практические рекомендации по совершенствованию деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма.

Объем заключения должен составлять 3 – 5 страниц.

- Список использованных источниковотражает перечень литературы, используемой при написании дипломной работы (не менее 20), составленный в следующем порядке:

· законы Российской Федерации (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);

· указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

· постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);

· нормативные акты, инструкции;

· иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);

· монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);

· иностранная литература;

· интернет-ресурсы.

Сведения о литературных источниках, статьях, нормативных актах должны соответствовать правилам библиографического (Приложение 8).

- Вприложениях содержатся вспомогательные материалы, которые при включении в основную часть работы загромождают текст: таблицы и схемы, занимающие целую страницу или нестандартного размера, рекламные материалы и т.д. Слово «Приложение» пишется по середине листа. Каждое приложение должно иметь номер (Приложение № 1 и т.д.), размещенное с правой стороны листа, на которое автор ссылается в тексте. В Содержании приложения не детализируются, а отражаются одной строкой – Приложения.

3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Изложение материала при подготовке дипломной работы должно быть чётким, кратким и профессионально грамотным. Переписывание известных материалов из книг, справочников и других источников без ссылок на источники не допускается.

Текст выпускной квалификационной работы должен быть подготовлен с использованием компьютера в Word, распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Цвет шрифта – черный, межстрочный интервал – полуторный, гарнитура – Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль. При печати текстового документа следует использовать двухстороннее выравнивание (по ширине).

Устанавливаемые размеры полей: левое – не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.

Абзацный отступ выполняется одинаковым по всему тексту документа и равен пяти знакам (15 – 17 мм).

Иллюстрации, таблицы и распечатки с ЭВМ допускается выполнять на листах формата A3 (при необходимости), при этом они должны быть сложены на формат А4.

При выполнении дипломной работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту. В тексте ничего не подчеркивается, курсивом не выделяется.

Буквы греческого и иных алфавитов, формулы, отдельные условные знаки допускается вписывать черными чернилами, пастой или тушью. При этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности остального текста. Если чертежи, схемы, диаграммы, рисунки и/или другой графический материал невозможно выполнить машинным способом, для него используют черную тушь или пасту.

Повреждение листов, помарки и следы не полностью удаленного текста не допускаются.

При обозначении единиц физических величин наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы систем, разрешенных к применению. Применение в одном документе разных систем обозначения физических величин не допускается.

Разделы и подразделы нумеруют арабскими цифрами и записывают по центру. Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа.

Разделы нумеруют сквозной нумерацией в пределах текста основной части. Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. Внутри разделов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или строчную букву (за исключением ё, з, о, ч, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.

В дипломной работе разрешается цитирование. Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике.

Ссылки в тексте дипломной работы составляют в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст). Введен с 1 января 2009 г. (Приложение 9)

Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением вверху с правой стороны страницы словом «Приложение». После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность. Например: «Приложение 1». Если приложение состоит из нескольких взаимосвязанных листов, то на следующих листах за первым пишется «Продолжение приложения 1».

Все части и документы выпускной квалификационной работы, на которых предусмотрена подпись автора и/или руководителя работы, должны быть подписаны студентом (слушателем) и/или руководителем работы.

Требования к оформлению заголовков

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов выравниваются по центру и печатаются 14 размером шрифта Times New Roman заглавными (прописными) буквами.

Например: 1. СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ БРОНИРОВАНИЯ ТУРОВ

Заголовки подразделов выравниваются по центру и печатаются 14 размером шрифта Times New Roman строчными буквами.

Например: 1.1 Глобальные системы бронирования

В оглавлении и по тексту заголовки нумеруются арабскими цифрами. Заголовки разделов «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» не нумеруются.

Текст заголовков, состоящих из нескольких строк, набирается с межстрочным интервалом, равным 1.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются, в конце заголовков точки не ставятся.

Расстояние между заголовком раздела и подраздела должно быть равно одному межстрочному расстоянию (одно нажатие клавишей «Enter»). Расстояние между заголовком и текстом − удвоенному межстрочному расстоянию (два нажатия клавишей «Enter»).

Требования к оформлению таблиц

Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Слева над таблицей размещают слово «Таблица», выполненное строчными буквами (кроме первой прописной) без подчеркивания, и ее номер. При этом точку после номера таблицы не ставят. При необходимости уточнения содержания таблицы приводят ее название, которое записывают с прописной буквы (остальные строчные), над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Точку после наименования таблицы не ставят.

Например:

Таблица 2.4 – Перечень дополнительных услуг, предоставляемых отелями

Севастополя в летнем сезоне 2014 г. [3]

Вид услуг Трансфер Стоянка Услуги прачечной Конференц-зал Сауна
Название отеля
«Морской» + +
«Олимп» + + + + +
«Ярд» + + + +

Номер таблицы, название и все заполнения выполняются шрифтом 14. При этом, в случае необходимости, внутри таблицы можно применять и более мелкий шрифт (до 10), интервал между строк – минимальный. Перед таблицей и после таблицы необходимо оставить не менее чем по одной свободной строке (межстрочный интервал – 1,5).

Таблица помещается в тексте сразу же за первым упоминанием о ней или на следующей странице. Если формат таблицы превышает А4, то ее размещают в приложении. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа. Если таблица имеет размеры более чем одна страница, перенос таблицы допускается. При этом на каждой новой странице в правом верхнем углу делается надпись «Продолжение таблицы» с указанием ее номера(заглавие таблицы при переносе не повторяется).

Таблицы, за исключением приведенных в приложении, нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами по всему тексту. На все таблицы приводят ссылки в тексте или в приложении (если таблица приведена в приложении).Ссылки по тексту на таблицы следует давать в полном виде, например: «Данные приведены в таблице 1».

Требования к оформлению иллюстраций

Количество иллюстраций, помещаемых в тексте выпускной квалификационной работе, должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность.

Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы и т. д.) именуются в тексте рисунками и нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами по всему тексту за исключением иллюстраций приложения.

У рисунков подпись располагается под иллюстрацией, текст выравниваются по центру. В под рисуночном тексте применяют одинарный интервал между строк. После наименования рисунка точка не ставится. Выше и ниже каждой иллюстрации следует оставить не менее одной свободной строки (межстрочный интервал – 1,5).

Если иллюстрация размещается на листе формата А4, то она располагается по тексту документа сразу после первой ссылки по окончании абзаца (без разрыва текста). Если формат иллюстрации больше А4, ее следует помещать в приложении.

Образец оформления рисунка

Условные обозначения

В конце каждой главы делаются выводы (5-6 предложений) - student2.ru

Рисунок 1.8 – Состав работников туристской фирмы «Агат»

(составлен по данным [20])

Иллюстрации следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота документа или с поворотом по часовой стрелке.

Иллюстрации следует выполнить на той же бумаге, что и текст. Цвет изображений, как правило, черный. Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати и в цветном исполнении.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок», написанное полностью без сокращения, его номер и наименование помещают ниже изображения и пояснительных данных симметрично иллюстрации.

Требования к оформлению формул

Формулы, содержащиеся в дипломной работе, располагают на отдельных строках, выравнивают по центру и нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка такой расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него, например:

Цена турпакета на одного туриста рассчитывается по следующей формуле:

Ц = ( И + П - С ± К ) / Ч + Кс (1)

где Ц – цена турпакета на одного туриста, руб., И – себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором, руб.; П – прибыль туроператора, руб.; С – скидка, предоставленная туроператором туристу с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет, руб.; ± К – комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет /»+» означает надбавку к цене турпакета, «-» - скидку с цены туроператора в пользу турагента/, руб.; Ч – количество туристов в группе, чел.; Кс – количество лиц, сопровождающих группу туристов, чел.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Перенос формул допускается только на знаках выполняемых математических операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×».

Единственную формулу обозначают единицей в круглых скобках: (1).

Формулы, помещаемые в таблицах или в поясняющих данных к графическому материалу, не нумеруют.

Нумерации листов работы

Все листы текста выпускной квалификационной работы должны иметь сквозную нумерацию (не считая приложений). Страницы текста нумеруются арабскими цифрами вверху в центре страницы.

Первым листом является титульный лист. На титульном листе номер не проставляется.

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

  1. Программа ГИА, требования к дипломным работам, критерии оценки знаний, утверждённые директором техникума, доводятся до сведения студентов, не позднее чем за шесть месяцев до начала ГИА цикловыми комиссиями выпускных групп.
  2. Преподавателями разрабатывается перечень тем дипломных работ и обсуждается на заседаниях цикловых комиссий за 6 месяцев до выполнения выпускных квалификационных работ.
  3. Темы ВКР определяются образовательной организацией и должны отвечать современным требованиям развития высокотехнологических отраслей науки, техники, производства, экономики, культуры и образования, иметь практико-ориентированный характер.
  4. Темы ВКР закрепляются за обучающимися приказом по отделению, согласно которому назначаются руководитель и рецензент дипломной работы.
  5. Руководитель разрабатывает задание на подготовку ВКР и выдает обучающимся не позднее, чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики.
  6. Руководитель составляет графики групповых и индивидуальных консультаций по подготовке ВКР, который утверждается заместителем директора по УВР за неделю до начала ГИА.
  7. ВКР выполняется выпускником с использованием собранных им лично материалов, в том числе в период прохождения производственной (преддипломной) практики, а также работы над выполнением курсовой работы.
  8. В течение первой недели выполнения ВКР - разработка совместно с руководителем содержания (плана) дипломной работы, подбор научной литературы и представление ее списка руководителю ВКР; написание и представление руководителю ВКР введения и первой главы дипломной работы.
  9. В течение второй недели выполнения ВКР - доработка первой главы с учетом замечаний руководителя, написание и представление второй главы дипломной работы.
  10. В течение третьей недели выполнения ВКР - доработка второй главы, написание и представление третьей главы.
  11. Не позже, чем за неделю до окончания выполнения ВКР, утверждение графика проведения групповых и индивидуальных консультаций рецензентом.
  12. В течение четвертой недели выполнения ВКР - завершение всей дипломной работы, в т.ч. заключения, представление дипломной работы руководителю; подготовка проекта доклада и презентации для защиты ВКР.
  13. Подготовка письменного отзыва на ВКР руководителем.
  14. Сдача дипломной работы вместе с заданием на подготовку ВКР и письменным отзывом руководителя заведующему отделением в конце четвёртой недели.
  15. В течение пятой недели выполнения ВКР – проведение групповой и индивидуальных консультаций рецензентом и составление рецензий на ВКР; сдача ВКР и рецензии на неё в отделение.
  16. Образовательная организация после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске обучающегося к защите и передаёт ВКР в ГЭК. Процедура передачи определяется локальным нормативным актом образовательной организации.

Успешное выполнение дипломной работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы.

5. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Графическая часть дипломной работы является необходимым условием

защиты дипломной работы. Она должна быть представлена в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, которые призваны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал.

Студенту-дипломнику следует обратить внимание на то, какой материал проиллюстрировать для его использования при защите работы. Оформление графического материала осуществляется в виде электронной презентации. Копия должна находиться в приложении. Требования к структуре презентации и временной интервал по отдельным разделам (приложении 4).

Перечень рекомендуемых иллюстраций составляется по согласованию с руководителем дипломной работы.

Желательно подготовить материал, описывающий типовые и авторские

методики исследования. Основные результаты анализа целесообразно представить в виде основных таблиц, графиков и диаграмм (гистограмм, круговых, объемных и т. д.), которые позволяют лучше понять изложение материала доклада.

Ценится наличие в дипломной работе не только качественного описания процессов, но и методов оценки количественных показателей: наличие формул и условных обозначений в них для расчета основных показателей.

Очень важен иллюстрирующий материал, включающий краткое описание предложенного методического аппарата, количественную оценку и графическую интерпретацию теоретического материала, предложений и разработок дипломной работы.

По согласованию с руководителем могут быть подготовлены другие материалы: например, действующая и рациональная организационно-функциональная структура управления организацией, на базе которой выполняется дипломная работа.

Руководитель дипломной работы может сократить количество обязательных материалов электронной презентации и ввести новые, объединить несколько материалов в один, так как иллюстрации должны подчеркивать специфику каждой дипломной работы.

Общая структура доклада дипломника должна соответствовать структуре представленных иллюстраций, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода.

Электронную презентацию к дипломной работе желательно выполнять

ярко, красочно, разнообразно, с хорошей графикой, в таком формате, чтобы они отчетливо были видны членам комиссии и гостям на защите, а также заинтересованной аудитории.

6. РУКОВОДИТЕЛЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания дипломной работы отделение выделяет ему руководителя.

Руководитель дипломной работы обязан:

1. Оказать практическую помощь студенту в выборе темы дипломной работы и разработке плана ее выполнения.

2. Выдать задание на дипломную работу.

3. Оказать помощь в выборе методики проведения исследования.

4. Дать квалифицированную консультацию по подбору литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения работы.

5. Осуществлять систематический контроль за ходом выполнения дипломной работы в соответствии с разработанным планом.

6. После выполнения дипломной работы дать оценку качества ее выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к ней (отзыв руководителя).

7. Участвовать в проведении предзащиты дипломной работы с целью выявления ее готовности.

Дипломнику следует периодически информировать руководителя о ходе подготовки дипломной работы, консультироваться по вызывающим затруднение или сомнение вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работ.

Дипломнику следует помнить, что руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломной работы и поэтому не должен исправлять все имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

На различных стадиях дипломной работы задачи руководителя меняются.

На первом этапе подготовки руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения работы руководитель выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить.

Рекомендации и замечания руководителя дипломник должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку, и освещение темы, качество содержания и оформление дипломной работы полностью лежит на нем, а не на научном руководителе.

После получения окончательного варианта дипломной работы руководитель составляет письменный отзыв. Если дипломник нуждается в консультантах по отдельным специальным вопросам, то заведующий отделением может их назначить дополнительно.

Руководитель и консультанты утверждаются приказом директора.

7. ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

В отзыве руководитель дипломной работы:

- обосновывает его актуальность и научную новизну, принципиальное отличие от ранее осуществленных разработок;

- отражает правильность понимания дипломником поставленных темой дипломной работы задач и наибольшие трудности при разработке;

- отражает умение анализировать и делать обоснованные выводы и предложения;

- дает общую оценку содержания дипломной работы с описанием ее отдельных направлений по главам, оригинальности проектных решений, логики переходов от раздела к разделу, обоснованности выводов и предложений и т.д;

- характеризует дисциплинированность дипломника в выполнении общего графика дипломной работы, а также соблюдение им сроков представления отдельных разделов в соответствии с заданием на дипломную работу;

- детально описывает положительные стороны работы и формулирует замечания по ее содержанию и оформлению, рекомендации по возможной доработке дипломной работы;

- оценивает целесообразность внедрения предложений, полученный эффект, дает свои рекомендации по расширению области внедрения на организациях и в учебном процессе;

- делает заключение о подготовленности дипломника к самостоятельной работе и возможности присвоения ему квалификации «менеджер».

Отзыв руководителя дипломной работы обязательно подписывается им с точным указанием места работы, должности, ученой степени и звания, даты выдачи.

8. ВНЕШНЕЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

ВКР подлежат обязательному рецензированию.

Внешнее рецензирование ВКР проводится с целью обеспечения объективности оценки труда выпускника. Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами по тематике ВКР из государственных органов власти, сферы труда и образования, научно-исследовательских институтов и др.

Рецензенты ВКР определяются не позднее чем за месяц до защиты.

Рецензия должна включать:

  • заключение о соответствии ВКР заявленной теме и заданию на неё;
  • оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;
  • оценку степени разработки поставленных вопросов и практической значимости работы;
  • общую оценку качества выполнения ВКР.

Содержание рецензии доводится до сведения обучающихся не позднее чем за день до защиты работы.

После рецензирования никакие исправления в дипломной работе не допускаются. Свое несогласие с рецензией студент может высказать на защите дипломной работы. В случае если заведующий отделением, исходя из содержания отзывов руководителя и рецензента, не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, вопрос об этом рассматривается на заседании отделения с участием руководителя и автора дипломной работы. Протокол заседания отделения передается через заведующего отделением на утверждение директору техникума.

9. ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ

Студент, получив положительный отзыв о дипломной работе от руководителя, рекомендацию комиссии по предзащите, рецензию внешнего рецензента и разрешение заведующего отделением о допуске к защите должен подготовить доклад (на 8-10 мин.), в котором четко, кратко изложить основные положения дипломной работы, при этом для большей наглядности целесообразно подготовить иллюстрированный материал, согласованный с руководителем. К защите дипломной работы готовиться надо основательно и серьезно.

Студент должен не только написать высококачественную работу, но и уметь защитить ее, так как иногда высокая оценка руководителя и рецензента снижается из-за плохой защиты. Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе. В нем следует отметить тему дипломной работы, ее актуальность, что сделано лично дипломником; чем он руководствовался при исследовании темы; что является предметом изучения; какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы; какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы, практическую, экономическую и социальную целесообразность предложений. Такова общая схема доклада, более конкретно его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем. Доклад должен быть увязан с иллюстративным материалом. На все представленные ГЭК графические материалы необходимо сослаться в ходе доклада. Краткий доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует, не зачитывая текст.

Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения.

Защита дипломной работы проводится на заседании ГЭК. В ее состав должны входить высококвалифицированные преподаватели и специалисты. Председатель ГЭК должен быть специалистом по профилю данной специальности, как правило имеющим ученое звание и степень, и приглашается со стороны. Состав комиссии утверждается приказом директора техникума.

На заседании могут присутствовать руководители дипломных работ, рецензенты, а также студенты и все заинтересованные лица.

Расписание работы ГЭК утверждается председателем до начала защиты дипломных работ. Списки студентов, допущенных к защите, представляются в ГЭК.

Явка студента-дипломника на защиту в установленный срок строго обязательна.

10. ДОКЛАД ВЫПУСКНИКА НА ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

В целях повышения качества защиты дипломных работ дипломник под

руководством руководителя разрабатывает доклад к защите и его краткие тезисы. На предзащите дипломной работы перед комиссией доклад дипломника по основным направлениям может подвергнуться существенной корректировке. Целесообразно соблюдение структурного и методологического единства материалов доклада и иллюстраций к дипломной работе. Тезисы доклада к защите должны содержать обязательное обращение к членам ГЭК, представление темы дипломной работы. Должно быть приведено обоснование актуальности выбранной тематики дипломной работы, сформулирована основная цель исследования и перечень необходимых для ее разрешения задач. В докладе следует кратко описать методику изучения проблематики дипломной работы, дать характеристику организации, на примере которой она выполняется.

Здесь должны найти обязательное отражение результаты проведенного

анализа организационно-экономических и социально-психологических аспектов, включая описание структуры, функций и ключевых результатов деятельности организации. В тезисах доклада целесообразно показать перечень «слабых мест» в товароведной деятельности организации, наметить пути совершенствования изучаемых процессов, сформулировать основные рекомендации по проблеме и дать перечень практических мероприятий. Желательно обосновать количественную оценку расчетных параметров, привести необходимые формулы и условные обозначения, дать характеристики основных терминов, социальный эффект от внедрения разработанных мероприятий на производстве. В докладе необходимо описать состав и структуру выходных документов, а также предполагаемое внедрение результатов дипломной работы. В заключении доклада целесообразно отразить перспективность подобных разработок и направления развития идеи дипломной работы.

По согласованию с руководителем дипломник может расширить или сузить предлагаемый набор вопросов, индивидуально расставить акценты в самом докладе на предзащите или защите дипломной работы (приложение 5).

11. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Защита дипломной работы происходит на открытом заседании ГЭК в следующей последовательности:

1. Объявляется фамилию студента-дипломника, зачитывается тема дипломной работы.

2. Заслушивается доклад дипломника.

3. Члены ГЭК и присутствующие задают вопросы.

4. Студент-дипломник отвечает на вопросы.

5. Зачитывается отзыв руководителя.

6. Зачитывается рецензия на дипломную работу.

7. Заслушиваются ответы дипломника на замечания рецензента и руководителя дипломной работы.

Задачи ГЭК – выявление подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о том, можно ли дипломнику выдать соответствующий диплом. Поэтому при защите студенту важно показать не только то, как работали отрасль или организация, но и то, что сделано им самим при изучении проблемы.

По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель и присутствующие члены комиссии. Вопросы могут относиться к темам дипломной работы или специальных курсов по технологии и организации туристской деятельности, поэтому студенту перед защитой целесообразно восстановить в памяти основное содержание специальных курсов и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв руководителя, в котором отмечаются актуальность и особенности данной работы, ее положительные и отрицательные стороны, отношение студента к своим обязанностям.

Затем зачитывается внешняя рецензия и предоставляется заключительное слово дипломнику.

Оценивается дипломная работа по 4-балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание ГЭК, на котором открытым голосованием, простым большинством голосов определяется оценка. При равном числе голосов, голос председателя решающий. Определяется общая оценка работы дипломника с учетом его теоретической подготовки, качества выполнения и оформления дипломной работы. ГЭК отмечает новизну и актуальность темы, степень научной проработки, применения ЭВМ, практическую значимость результатов дипломной работы. Ведется протокол заседания ГЭК, куда вносятся все заданные вопросы, ответы, особые мнения и решение комиссии о выдаче диплома. Протокол подписывается председателем и членами ГЭК, участвовавшими в заседании.

В тот же день после оформления протокола заседания ГЭК студентам объявляются результаты защиты дипломной работы.

Студенту, не защитившему дипломную работу в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГЭК, но не более чем на 1 год. После защиты дипломная работа со всеми материалами должна быть сдана в архив.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации