После каждой главы выводы к главам.

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ: 44.03.01; 44.05.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

1. Общие требования к курсовой работе (КР).

К КР предъявляются следующие требования:

- соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;

- логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;

- корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;

- достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

- научный стиль написания;

- оформление работы в соответствии с требованиями.

Объем КР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями и не может влиять на оценку при защите.

Требования к КРпо образовательной программе бакалавриата.

КР выполняется на базе теоретических знаний, полученных обучающимся в период обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе изучения дисциплин базовой и вариативной части учебного плана, подводить итог теоретического обучения обучающегося, содержать конкретные достоверные данные и подтверждать сформированность профессиональных компетенций. В КР может быть теоретико-аналитического характера в большей степени, отчасти прикладного характера. Рекомендуемый объем КР (без учета приложений) – 35-40 страниц.

Требования к содержанию структурных элементов курсовой работы

Требования к структуре и содержанию КР определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки / специальности. КР должна содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- определения, обозначения и сокращения (при необходимости);

- введение;

- главы основной части (с выделением параграфов внутри глав);

- выводы после каждой главы;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Рассмотрим каждый из указанных структурных компонентов работы подробнее.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульный лист является первой страницей КР и заполняется на русском языке по строго определенным правилам (приложение А).

Титульный лист содержит информацию о теме и виде работы, данные об обучающемся и руководителе, о допуске работы заведующим кафедрой к защите.

СОДЕРЖАНИЕ

В содержании приводятся все заголовки КР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Все заголовки начинают с заглавной буквы. Точка в конце заголовков не ставится. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в крайнем справа столбце содержания.

Правила оформления оглавления (содержания) представлены в приложении Б:

Ø оглавление помещается на второй странице работы;

Ø оглавление отражает структуру и содержание работы, в нем последовательно перечисляются названия всех структурных разделов работы, начиная с введения;

Ø названия глав и пунктов должны точно повторять названия в тексте.

ВВЕДЕНИЕ

Введение предназначено для обоснования актуальности и новизны темы ВКР, обозначения объекта и предмета исследования, формулировки цели и задач исследования, описания избранных методов, характеристики структуры ВКР, приведения данных об апробации результатов и публикациях материалов исследования. Рекомендованный объем введения – 2-3 страницы.

Обоснование актуальности исследования – чем интересно данное исследование на сегодняшний день, почему важно изучение данной темы, какое это может иметь значение в рамках развития Крымского региона и РФ.

Степень разработанности темы – нужно кратко охарактеризовать степень изученности темы с указанием ссылок на конкретные работы авторов.

Постановка научной проблемы исследования – противоречие между необходимостью решить задачу и отсутствием знаний по этой теме.

Объект исследования – в качестве объекта может выступать процесс, закономерность, явление в целом, либо отдельные его стороны. Объект должен точно соответствовать теме и проблеме работы.

Предмет исследования – должен быть обозначен четко и конкретно в соответствии с объектом и темой работы. В качестве предмета могут рассматриваться особенности, структурные компоненты того или иного явления, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Предмет устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предметом исследования могут быть содержание, формы, педагогического процесса, методы, условия, возникающие в нем, особенности деятельности детей и педагога. Из предмета исследования выводятся цели и задачи.

Цель КР заключается в решении поставленной проблемы. Цель КР формируется одним цельным повествовательным предложением, которое имеет смысловое согласование с названием научной работы.

Цель – это тот желаемый конечный результат, который должен быть получен в ходе исследования и отражен в выводах. Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Формулировка цели может совпадать с названием всей работы. Точно и понятно сформулированная тема исследования облегчает определение цели работы. Ставя перед собой цель, исследователь решает, какой результат он намерен получить, каким этот результат будет? Цель формулируется кратко, в самом обобщенном виде, но должна точно выражать, что намеревается сделать исследователь. Она представляет собой продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме и формулируется в позитивной форме повествовательного предложения – «теоретическое обоснование», «выявление», «определение».

Задачи должны раскрывать пути достижения цели, а не отражать этапы проведения КР. (т.е. не должно быть таких задач как: изучить литературу…, провести эксперименты…, сделать выводы…и т.п.). Задачи обычно формулируются в форме перечисления ( сравнить…, проанализировать…, выявить уровень изученности проблемы, изучить подходы…, описать…, установить…, выяснить…, выявить изменения…, систематизировать…, обосновать…, выделить…, сформулировать…, разработать требования… и т.п.). Количество задач обычно от трех до шести.

Методы исследования. Например. Основнымиметодами исследованиястали теоретический анализ литературы в рамках проблемы; изучение передового психолого-педагогического опыта; анализ нормативных документов и документации образовательного учреждения.

Апробация результатов КР (если есть). Указывается, на каких научных, научно-практических и др. конференциях объявили результаты исследования, изложенные в работе.

Публикации (если есть). Указывается количество опубликованных статей, тезисов докладов, методических разработок, в которых опубликованы результаты исследования.

В конце введения необходимо осветить структуру и объем работы. Пример описания структуры работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список источников из 58 наименований, в том числе 1 – на иностранном языке, 8 приложений. Объем работы составляет 44 страницы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части КР излагается материал по теме, проводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные во введении. Содержание основной части КР должно раскрывать тему исследования.

Основная часть КР состоит из глав. Разделы должны быть разбиты на подразделы (рекомендуется не более пяти подразделов в каждом разделе). После каждого раздела необходимо приводить краткий вывод, начиная со слов: итак…, таким образом… и т.п.

При формулировке выводов следует соблюдать ряд правил.

Во-первых, вывод должен обобщать полученные в данном разделе (подразделе) конечные, а не промежуточные результаты; во-вторых, в выводах нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); в-четвертых, выводы должны быть краткими.

Главы должны быть самостоятельными структурными частями работы, каждая из которых содержит вступление, основное содержание и выводы. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Новый параграф внутри одной главы начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий. Главы и параграфы должны быть логически связаны друг с другом.

Глава 1 – теоретическая, включает в себя 2-3 параграфа, которые должны быть соразмерны. Глава 1. содержит теоретический анализ и обобщение истории изучаемой проблемы и ее современного состояния. На основе анализа литературы необходимо сопоставить различные точки зрения и подходы к исследуемому вопросу, выявить имеющиеся спорные вопросы в трудах разных ученых, определить малоизученные стороны обсуждаемой проблемы. Важной задачей первой главы является обоснование научно-теоретической базы для дальнейшего исследования.

Работу над теоретической частью работы следует начинать с подбора литературы по теме исследования. При написании курсовой следует просматривать современные пособия по проблеме исследования: монографии, статьи, диссертации, авторефераты, общие и специальные энциклопедии и словари, научные работы преподавателей кафедры и других ведущих вузов России, журналы профессиональной направленности.

Подобранный материал теоретической части фиксируется студентом в виде записей разного рода: к первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии. Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные записи. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования. Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в психологии разными авторами может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение.

Требования к написанию теоретической части:

Ø не следует спешно вставлять в работу «умные мысли» из учебников и научных журналов путем хаотичного «копипаста» (copy - копировать, paste - вставить);

Ø необходимо плавно переходить от мысли или вывода одного автора к исследованиям другого;

Ø анализ материала по теме работы можно представлять двумя способами: а) первоначально представить точки зрения зарубежных исследователей по проблеме исследования, а затем отечественных ученых в хронологической последовательности; б) второй способ – соотнесение сходных точек зрения как в отечественной, так и в зарубежной педагогике;

Ø не следует одновременно соглашаться с двумя противоречивыми мнениями – следует придерживаться одного, приводя обоснования, почему вы считаете, что оппоненты не правы;

Ø всегда двигайтесь от общего к частному;

Например:

Тема: Особенности формирования математических способностей у детей дошкольного возраста средствами информационных технологий.

Необходимо сначала рассмотреть исследования в области развития математических способностей у детей дошкольного возраста, далее обратиться к рассмотрению вопроса о развитии математических способностей у детей дошкольного возраста средствами информационных технологий … и т.д.

Ø не давайте лишней информации, если не в силах ее исследовать, плавно подводите основные положения теории к исследованию их на практике.

Ø в результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения: кто и где (какие исследователи и в каких научных школах) уже работал и работает по теме исследования в отечественной и зарубежной педагогике? где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)? в чем конкретно они состоят?

В работе должен быть выдержан научный язык и стиль, основными характеристиками которого являются точность, ясность и краткость. Следует отказаться от употребления «разговорных» речевых оборотов, канцеляризмов, метафор, неологизмов. Не следует злоупотреблять иностранными словами. Текст не должен быть эмоционально окрашен. Не рекомендуется вести речь от первого лица единственного числа – «я считаю», «я доказал» и т.д.

В научном стиле часто используются устойчивые сочетания, такие как:

Ø речь идет о проблеме ...;

Ø отсюда следует вывод, что ...;

Ø следует (необходимо) заметить, что ...;

Ø перейдем к рассмотрению следующего вопроса ...;

Ø это дает основание заключить ...;

Ø наличие ... свидетельствует о том, что ....

При анализе разных точек зрения используются фразы:

Ø Анализ различных концепций показывает, что ... ,

Ø Проблемой занимались ...

Ø В современной науке проблема трактуется неоднозначно …

Ø Рассмотрим некоторые основные подходы к решению рассматриваемой проблемы ...;

Ø Одна из точек зрения принадлежит ... Она заключается в ...;

Ø Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает, что ...

Этой точки зрения придерживается...

Основания для утверждения, соответствия, противопоставления, доказательства:

Это доказывает, подтверждает, что…

Ø На основании... можно сделать вывод ...

Ø Это соответствует (противоречит) ...

Включение дополнительной информации:

Ø Важно отметить, что ...

Ø Необходимо подчеркнуть, что ...

Ø Представляется важным отметить, что ...

Ø Необходимо добавить (что), кроме того ...

Актуальность проблемы, которой посвящено исследование:

Ø В современной науке особую остроту приобретает тема ...

Ø Внимание ученых и практиков привлекает проблема ... и ее решение.

Ø В современной педагогике внимание исследователей концентрируется на проблеме ...

Категорически неприемлемы в научном стиле образные сравнения, фразеологические обороты, новые термины, не используемые ранее в педагогике; эмоционально-экспрессивная окрашенность речи.

Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании теоретической части и сделать более наглядной ее логическую структуру, можете использовать различные вводные слова и фразы:

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих...; Кроме того… Наконец… Затем… Далее; Более того… Вместе с тем…; В добавление к вышесказанному… В уточнение к вышесказанному…; Также… В то же время… Вместе с тем…; Соответственно… Подобным образом…; Следовательно…; В сходной манере…; Отсюда следует…; Таким образом…; Между тем…; Тем не менее…; Однако…; С другой стороны…; В целом…; Подводя итоги…; В заключение…; Итак…; Поэтому….

Однако не следует злоупотреблять вводными фразами начинать с них каждое предложение.

Основной текст курсовой должен содержать ссылки в квадратных скобках (пример: [1]) на информацию, почерпнутую из различных научных источников: статей, монографий, диссертаций.

В основном тексте можно использовать только принятые сокращения (например: и т.д., т.е.). При проведении критического анализа различных точек зрения, a также для подтверждения собственных выводов необходимо приводить цитаты. Прямое цитирование должно дословно воспроизводить текст, который заключается в кавычки. Непрямое цитирование предполагает указание фамилии автора, причем инициалы ставятся перед фамилией, и пересказ его мыслей, сделанный без искажения смысла. В таком случае кавычки не нужны. Цитаты должны быть сверены с первоисточником.

В конце каждого параграфа и главы в целом делаются краткие выводы.

Глава 2 курсовой носит, как правило, связана с исследованием методических основ. Она также состоит из нескольких параграфов (2-3), посвященных описанию и анализу исследуемого автором методического материала, самостоятельному решению задач, описанию методов, форм, содержанию и особенностей организаций опытно-экспериментальной работы и диагностического материала. Требования к изложению материала как в теоретической части.

ЗАКЮЧЕНИЕ

В заключении представлены выводы, которые отражают общие результаты КР, в них указываются перспективы применения результатов на практике и возможности дальнейшего исследования проблемы.

Выводы должны отвечать на поставленные задачи, быть краткими и конкретными. Выводы должны отражать результаты работы, а не действия исследователя (не должно быть таких выводов как: изучены литературные данные…, собран материал…, проведены эксперименты…, поставленные задачи решены…, сделаны выводы…и т.п.).

В выводах должна быть отражена степень новизны, теоретическое и практическое значение проделанной работы. Если КР имеет прикладной характер, в выводах могут содержаться рекомендации. Выводы по объему может составлять до 5% КР.

Требования по написанию выводов:

1. Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество, равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование – разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

2. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

3. Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений.

ПРИЛОЖЕНИЯ

В приложения включаются связанные с выполнением КР материалы, которые не могут быть внесены в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, программы расчёта, разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера и т.д. В тексте КР на все приложения должны обязательно быть ссылки.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

1. Общие рекомендации

Оформление КР должно соответствовать требованиям ГОСТа 7.32-2001. Текст КР печатается на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210×297мм) с одной стороны компьютерным способом с помощью текстового редактора Microsoft Word. Размеры полей: верхнее и нижнее – по 20 мм,левое – 30 мм,правое – 10 мм.

Текст работ печатается шрифтом Times New Roman размером 14 pt с полуторным междустрочным интервалом и абзацным отступом 1,25 см (изображение шрифта обычное, выравнивание по ширине строки, запрет «висячих строк»).

Оформление заголовков

Название глав, а также «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» - следует располагать на новом листе в середине строки, без точки в конце и печатать прописными буквами, без подчеркивания. Полужирный шрифт.

Заголовки подразделов следует печатать с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной), без точки в конце, не подчеркивая. Полужирный шрифт. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами: 1; 1.1; 1.2 и т.д.

В общий объем КР не входящих приложения, список использованных источников, таблицы и рисунки, которые полностью занимают площадь страницы. Однако все страницы указанных элементов работы подлежат нумерации на общем основании.

Сокращения

Сокращение – это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения. При сокращенной записи слов используются три основных способа:

1) оставляется только начальная буква слова (например, год – г.);

2) оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (например, русский – рус.);

3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (например, университет – ун-т).

В научных работах допускаются следующие виды сокращений:

1) буквенные аббревиатуры (например, АРК, РФ, МОН);

2) сложносокращенные слова (например, Евроинтеграция – Европейская интеграция);

3) условные графические сокращения по частям слов и начальным буквам (например, то есть – т.е.; и так далее – и т.д.; тому подобное – т.п.).

Иноязычные фамилии, названия учреждений, организаций и прочие собственные названия необходимо подавать в переводе на русский язык, включая их аббревиатурное сокращение, с обязательным добавлением при первом упоминании оригинального названия курсивом и указанием языка оригинала. Допускается иноязычные фамилии подавать лишь языком оригинала.

Общепринятые сокращения слов и словосочетаний в работах приводят, ориентируясь на действующие стандарты библиотечного и издательского дела и другую специальную литературу. Сокращение учреждений, предприятий, организаций и т.п. расшифровываются в круглых скобках при первом упоминании.

Цитаты

Особой формой подачи фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст КР, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой обучающемуся в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает обучающийся.

Общие требования к цитированию следующие:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием, которое ставится в любом месте цитаты по решению обучающегося, исходя из цели цитирования.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, который помещается в квадратных скобках, например: [6, С. 3-5].

4. При косвенном цитировании (при пересказе мыслей других авторов своими словами) следует быть предельно точным в изложении мыслей автора, корректным при оценке излагаемого.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как первое создает впечатление о компилятивности работы, а второе – снижает ценность излагаемого в работе материала.

6. Если автор КР, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен специально это оговорить, то есть после поясняющего текста ставится дефис, затем указываются инициалы автора работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Например, (курсив наш – Т.С.).

Оформление таблиц, рисунков

Таблицы

Важным вопросом сопровождения текста КР является логически целесообразный подбор и размещение иллюстративного и табличного материала, содействующего более полному наглядному восприятию содержания и достоверности результатов работы, повышению ее информативности. Подбор иллюстраций и таблиц следует проводить с целью выбора действительно характерных и необходимых для логического объединения с положениями текста.

Базы данных и другой сведенный цифровой материал в КР подают в табличной форме. При этом всегда целесообразным является рассмотрение вопроса, нужна ли именно табличная форма представления данных или имеет смысл заменить ее в основной части работы графиком либо диаграммой, построенными по табличным данным, а последние разместить в приложении.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицу располагают по всей ширине страницы с соблюдением левых и правых полей. Таблицы в работах размещают сразу после абзаца текста, где о них есть первое упоминание, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут сокращенно, например, в табл. 1.3. В повторных ссылках на таблицы необходимо указывать сокращенное слово «смотри», например: (см. табл. 1.3).

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Над правым верхним углом помещают надпись «Таблица ...» с указанием номера раздела и порядкового номера таблицы без значка № перед цифрой и точки в конце.

Например:

Таблица 2.3

– третья таблица второй главы

Таблицы снабжают тематическими заголовками (их должна содержать каждая таблица), которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце. Заголовок и слово «Таблица» не подчеркивают.

Текст таблицы печатается с одинарным междустрочным интервалом шрифтом Times New Roman размером не большее 14 pt и не меньшее 10 pt, что определяется детальностью и объемом конкретных таблиц. Заголовок каждой графы в шапке таблицы должен быть по возможности кратким. Следует избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф, единицы измерения, по возможности, необходимо указывать в тематическом заголовке.

Заголовки граф должны начинаться с заглавных букв, подзаголовки – с прописных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с заглавных, если они являются самостоятельными. Не следует включать в таблицу графу «№ п/п». Везде в таблицах допускается перенос слов, как в автоматическом режиме, так и ручным способом. Текст, который повторяется в графе таблицы и состоит из одного слова, можно заменять кавычкой (одинарный символ), из двух или более слов – словами «То же» при первом повторении и кавычкой при следующих.

Если цифровые или другие данные в определенной ячейке таблицы не представляют, там обязательно ставят прочерк. В отдельных случаях целесообразным является объяснение в тексте, примечаниях или сносках только что указанного непредставления данных (например, из-за их отсутствия или по другим причинам).

При переносе таблицы на следующую страницу, чего в целом следует избегать, шапку таблицы следует повторить и над ней в правом верхнем углу поместить слова «Продолжение таблицы 2.4» (без кавычек). Заголовок таблицы не повторяют.

Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки. Не допускается помещать в текст КР без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже опубликованы в печати. Ссылка на источник помещается в квадратных скобках, например: Источник: [3].

Рисунки

Для наглядности подаваемого в КР материала рекомендуется использовать иллюстрации: схемы, графики, диаграммы и т. п. При этом каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации.

Все иллюстрации в КР обозначаются словом «рисунок», которое на письме сокращается и приводится вместе с порядковым номером иллюстрации (например, Рис. 1.2. – второй рисунок первой главы). Все иллюстрации в ВКР должны быть пронумерованы в пределах главы, за исключением представленных в приложениях. Точка ставится после каждого номера.

Если приложение содержит иллюстрации, то они имеют порядковую нумерацию в пределах каждого приложения. Номер иллюстрации состоит из порядкового номера приложения и порядкового номера иллюстрации в пределах главы приложения (например, Рис. К.1. – первый рисунок приложения К).

Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации. Номер иллюстрации, ее название, а также пояснительные надписи размещают последовательно под иллюстрацией.

В том месте, где излагается вопрос, связанный с иллюстрацией и где следует указать на нее, размещают ссылки в виде выражения в круглых скобках (рис. 2.1.) или обращения типа «как видно на рис. 2.1.» или «как показано на рис. 2.1.».

Если иллюстрации выполнены не обучающимся, необходимо в тексте давать ссылку на соответствующие литературные источники.

Оформление ссылок

При написании КР обучающийся обязан давать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты, которые используются в работе. Такие ссылки дают возможность отыскать документ и проверить достоверность цитирования документа.

Если используются материалы из монографий, обзорных статей, других источников с большим количеством страниц, тогда в ссылке необходимо точно указать номер страницы, иллюстрации, таблицы из источника, на который есть ссылка в КР.

Для подтверждения собственных аргументов или для критического анализа того или иного печатного источника следует приводить цитаты. Научный этикет предписывает точно воспроизводить цитируемый текст, ибо сокращение могут исказить смысл, заложенный автором.

Общие требования к цитированию следующие:

Ø текст цитаты берется в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он представлен в первоисточнике;

Ø цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения авторского текста и без искажения мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения авторского текста и обозначается многоточием. Они ставятся в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Три точки в середине цитаты берутся в фигурные скобки <...>. Если перед опущенным текстом или после него стоял знак препинания, то он опускается;

Ø каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник (указывается порядковый номер источника, номер страницы в квадратных скобках: [7, с. 5]. При ссылке на несколько источников одновременно ставится точка с запятой перед порядковыми номерами: [4, 6, 11]);

Ø при косвенном цитировании (изложении мыслей другого автора своими словами) следует быть максимально точным в изложении мыслей автора, корректным в оценке его результатов, указывать соответствующие ссылки на источник;

Ø если автор КР, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, то делается специальная оговорка, то есть после текста, который объясняет выделены слова, ставится точка, затем тире и указываются инициалы студента (первые буквы имени и фамилии), а весь текст предостережения размещается в круглых скобках. Например: (курсив наш. - А. С.), (подчеркнуто нами. - А. С.), (разбиение наше. - А. С.).

Оформление приложений

Приложения размещаются после списка использованных источников КР, в порядке, в котором в тексте работы приведены на них ссылки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием слова «Приложение», располагаемого посередине строки, и иметь тематический заголовок. Заголовки приложений располагаются посередине строки, под словом «Приложение», начинаются с заглавной буквы.

При наличии в КР более одного приложения они нумеруются прописными буквами русского алфавита (без знака №), например: «Приложение А», «Приложение Б» и т.д. При необходимости текст приложения может быть разделен на разделы, в этом случае номер раздела приложения состоит из буквы приложения и текущего номера раздела приложения, разделенных точкой.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и не связана с нумерацией в основной части. Связь основного текста ВКР с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки, например: (см. приложение В).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (филиал)

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» в г. ЯЛТЕ

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВЕЛИЧИН

Студентки 3 курса 31-ДО группы

направления подготовки

44.03.01 «Педагогическое образование»

профиль подготовки «Дошкольное образование»

Краснер Татьяны Феликсовны

Руководитель: ассистент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений

Игнатова Ольга Ивановна

Ялта, 2017 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………...…….…………………...……..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ………..................................……………..…7

1.1. Сущность понятия «научное мировоззрение» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………….…...7

1.2. Младший школьный возраст как базовый период формирования научного мировоззрения личности………………………………………..12

1.3. Самостоятельная работа как один из видов учебной деятельности в начальной школе в контексте ФГОС ……………………………………..17

Выводы по первой главе…………………………………………………………20

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………...21

2.1. Основные средства формирования научного мировоззрения в процессе самостоятельной работы учащихся 1 – 4 классов……………..21

2.2. Содержание деятельности учителя по формированию основ научного мировоззрения в процессе самостоятельной работы младших школьников……………………………………………………………...….28

2.3. Диагностический инструментарий сформированности научного мировоззрения младших школьников в процессе самостоятельной работы..........................................................................................................….35

Выводы по второй главе…………………………………………………………...42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………….……………………………43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...45

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………48

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Примеры библиографического описания (ГОСТ 7.1-2003)

Однотомные издания

Балабанов, И. Т. Валютные операции / И. Т. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 1993. – 144 с.

Пугачев, В. П. Введение в политологию : учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект-Пресс, 2005. - 447 с.

Додонов, В. Н. Словарь гражданского права / В. Н. Додонов, Е. В. Каминская, О. Г. Румянцев; под общ. ред. В. В. Залесского. - М. : ИНФРА-М, 1997. - 294 с.

Книги четырех и более ав

Наши рекомендации