Интерпретация результатов в соответствии с концепцией(ями) I главы. Выводы.

Артём. Имеет тяжёлую степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы. Об этом свидетельствуют резко появляющиеся отрицательные эмоции, негативное поведение, не усвоение учебной программы.

Артём недостаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Самостоятельно может найти столовую, спортивный зал, гардероб, актовый зал, библиотеку. Не может найти классы по труду и музыке.

Во время уроков Артём шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); рисует на партах; при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; к учителю обращается на «Ты»; отказывается дежурить в классе; отказывается помогать учителю, когда он его о чём-либо просит; выкрикивает с места, не поднимая при этом руки; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; опаздывает на уроки, не объясняя при этом причины; небрежно относится как к своему, так и к имуществу своих одноклассников; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету.

Артём испытывает трудности в выполнении школьных заданий; ему не нравится учиться; не расстраивается, когда у него, что-либо не получается, не задаёт учителю вопросы, если ему, что-либо непонятно; разговаривает на уроках; не испытывает интерес на уроках; новые материалы усваивает трудно; на уроках слушает невнимательно, отвлекается, не работает.

Статус в классе имеет «игнорируемый». У Артёма имеется два друга, с которыми у него наилучшие отношения. Остальные одноклассники негативно настроены против Артёма.

Артёму не нравится помогать учителю; и сам не обращается к учителю, если ему, что-либо непонятно; он не уверен, что нравится учителю; не старается вести себя так, чтобы учителя его хвалили; не испытывает интерес к урокам.

Артём испытывает трудности в таких учебных предметах, как: математика, чтение, письмо, окружающий мир, труд, изобразительная деятельность. Не испытывает трудностей по физической культуре.

Иван. Имеет среднюю степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы. Об этом свидетельствует тот факт, что он не может принять ситуацию обучения, общения с детьми и учителем, недостаточно адекватно реагирует на процесс обучения.

Во время уроков шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету.

Иван испытывает трудности в выполнении школьных заданий; ему нравится учиться, но он не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; он не задаёт вопросы учителю, если ему, что-либо непонятно в выполнении заданий; не всегда испытывает интерес на уроках. При этом Иван не разговаривает на уроках и внимательно слушает учителя. Не всегда быстро усваивает новый материал; на уроках невнимателен, отвлекается; активность в учёбе не проявляет.

Статус в классе имеет «предпочитаемый». У Ивана в классе есть три друга, с которыми он хорошо и наиболее часто общается. Шесть человек в классе положительно настроены к Ивану, а четыре – негативно.

Иван не уверен в том, что ему нравится помогать учителю; также не уверен, что нравится ему; считает, что учитель не разъясняет, как готовить домашние задания; не испытывает интерес на уроках. Иван хотел бы, чтобы у них преподавал другой учитель.

Иван не испытывает трудностей по таким предметам, как: окружающий мир, физическая культура, труд, изобразительная деятельность. Испытывает трудности по математике, чтению и письму.

Константин. Имеет тяжёлую степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы. Об этом свидетельствуют резко появляющиеся отрицательные эмоции, негативное поведение, не усвоение учебной программы.

Недостаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Может самостоятельно найти спортивный зал, столовую, гардероб, библиотеку, актовый зал. Не может найти классы по музыке и труду.

Во время уроков шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); рисует на партах; при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; отказывается помогать учителю, когда он его о чём-либо просит; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; опаздывает на уроки, не объясняя при этом причины; небрежно относится как к своему, так и к имуществу своих одноклассников; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету.

Косте не нравится учиться; он не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; не задаёт учителю вопросы, если, что-либо ему непонятно, разговаривает на уроках; не испытывает интерес на уроках. Не всегда справляется с большинством школьных заданий; новые материалы усваивает трудно; на уроках слушает невнимательно, отвлекается; не работает.

Статус в классе имеет «игнорируемый». У Кости есть один друг, с которым он наиболее хорошо общается. Остальные одноклассники настроены негативно по отношению к Константину.

Костя не уверен в том, что ему нравится их классный руководитель, а также в том, что он помогает ему разобраться в ссоре с одноклассниками. Костя считает, что учитель не помогает ему с заданиями; ему не нравится помогать учителю; если Костя пропустил школу, то учитель не интересуется, что случилось; Костя считает, что не нравится учителю; он не старается вести себя так, чтобы учителя его хвалили; Костя не обращаешься к учителю за помощью; не испытывает интерес на уроках; учитель не помогает, если Костя, что-либо не понял.

Испытывает трудности в таких учебных предметах, как: математика, чтение, письмо, окружающий мир, труд, изобразительная деятельность. Не испытывает трудностей по физической культуре.

Таким образом, проведённая нами исследовательская работа позволила определить степень и характер социальной адаптации детей-сирот. Так, у одного ребёнка выявлена средняя степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы, а у двух детей-сирот исследование показало тяжёлую степень адаптации.

Наши рекомендации