Глава 5. Основы методологии научного исследования в экономике.

Теория познания (гносеология) – учение о познании, наука об источниках и границах познания. Чаще всего познание рассматривается как взаимодействие объекта и субъекта, как активное отражение познающим субъектом явлений внешнего мира на основе общественно – исторической практики, позволяющей многократно возвращаться к изучаемому объекту, добиваясь движения знаний от неполного - ко все более полному и точному [1].

Термин «методология» (греч. methodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение), означает учение о совокупности методов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, т.е. пути познания. С философской точки зрения, методология – учение о методе, рассмотрение соответствия метода предмету исследования. Она стремится создать целостную систему принципов деятельности. В современной науке термин применяют к трем разным уровням научного знания:

- общая методология - совокупность общих принципов, способов организации и стандартов достоверности научного знания;

- частная методология – система частных принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания;

- методологические приемы – множество методик исследования, проведения экспериментов, опытов.

Методологическая наука – часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания [2].

В современном научном мире на первый план выдвигаются следующие проблемы: анализ структуры научных теорий и их функций; понятие научного закона; процедуры проверки, подтверждения и опровержения научных теорий, законов и гипотез; методы научного исследования; реконструкция развития научного знания.

Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерно следующее:

- наличие конкретного объекта исследования;

- дифференцированное решение эмпирических, теоретических, познавательных задач;

- четкое различие установленных фактов и гипотез;

- объяснение и прогнозирование фактов и явлений[2].

Познание – это процесс избирательно – активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации[3].

Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью, как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий. Каждое новое открытие становится научной истиной, когда оно входит в качестве элемента в состав определенной системы. Научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий той или иной науки, включаясь в состав теории, образующей высший уровень научного знания. Являясь обобщением достоверных фактов, они за случайным находят необходимое и закономерное, за единичным и частным – общее.

Осваивая действительность разнообразными методами, научное познание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа. В зависимости от конкретной ситуации доминирует та или иная форма. Но теории должны соответствовать фактам, методы не могут быть любыми, они определяются состоянием теорий, и, наконец, ценности также не произвольны, так как их реализация зависит от фактов (теории и методов). Научные факты связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте происходит отбор фактов, составляющих фундамент науки [2].

Всеобщим основанием каждой науки призваны быть принципы диалектики, как научно – философского метода мышления, основанного на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и их непрерывного развития. В качестве источника развития диалектика утверждает «единство и борьбу противоположных начал». Остановимся на принципах диалектики:

1. Принцип отражения. Его суть в том, что познание есть идеальное отражение действительности, представляющее качественно новый этап в развитии отражения как свойства всей материи.

2. Принцип различения и отождествления. Согласно которому при отображении действительности в сознании происходит как различение предметов, свойств и отношений по существенным для решения некоторой задачи признакам, так и отождествление по несущественным признакам.

3. Принцип фундаментальной роли практики. Практика понимается как материальная сознательная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Является фундаментальным критерием адекватного отображения действительности. А также основой развития сознания.

4. Принцип принятия гносеологических предпосылок. Состоит в том, что познание неизбежно упрощает, огрубляет и даже идеализирует отображаемую действительность.

5. Принцип «снятия» гносеологических предпосылок. В процессе развития познания гносеологические предпосылки, допустимые на одном уровне отображения объекта, на новом уровне должны быть «сняты» и заменены новыми по закону отрицания отрицания.

6. Принцип относительности адекватности отражения как рационального, так и чувственного. Все виды, формы и свойства познания и его критерии, в конечном счете, детерминируются решаемыми с их помощью практическими задачами [4].

Исследователи выделяют три вида творческой деятельности:

- комбинационная – создание нового на основе комбинации известного, варьирование элементов и связей между ними;

- инновационная – внесение новых, ранее неизвестных элементов в предмет деятельности человека;

- исследовательская – создание нового подхода или идеи, которые качественно меняют содержание форм и методов труда.

Исследовательское творчество опирается на научные методы анализа процессов и явлений, на культуру научного поиска.

Любая научная концепция должна соответствовать следующим требованиям:

1. Научная концепция должна быть целостной и непротиворечивой, т.е. излагать ведущую идею, ее доказательство, содержать оценку экономической деятельности с позиции теории и рекомендации по улучшению практики. При этом факты не должны противоречить идеям, идеи – суждениям, обобщениям, выводам.

2. Любое доказательство, обоснование концепции или идеи должно соответствовать принципам диалектической логики, ведущим идеям науки, специфике объекта и предмета исследования.

3. Необходимо обеспечить соотношение теоретического и эмпирического уровней исследования, добиться гармонии эмпирики и теории.

4. Исходя из цели исследования, необходимо избрать определенный тип исследования, а затем сформулировать все остальные науковедческие вопросы: задачи, гипотезу, методы исследования и др.

5. Реализация системного подхода в исследовании, который является сегодня ведущим направлением научного поиска [5].

Наиболее конструктивными из направлений системных исследований считаются:

- Филосовское, на котором осуществляется анализ оснований системного метода, раскрывается статус системного подхода и общей теории систем, стратегии их развития, включая выбор актуальных проблем.

- Системный подход и общая теория систем, имеющие не только общенаучный статус и выполняющие специально – методологические функции, но и обладающие теоретическими функциями.

- Стемный анализ, представляющий собой применение различных математических методов, которые базируются на системных идеях и положениях.

К числу важнейших задач системного подхода относятся:

1. Разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем.

2. Построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем.

3. Исследование структуры теории систем и различных системных концепций и разработок.

Основными понятиями и категориями, используемыми в системных исследованиях, являются:

- система и ее элементы, включающие близкие к ним категории состава и структуры системы, ее модели и моделирование поведения системы, сложности системы вообще и сложности создания модели системы для описания процесса ее функционирования;

- информация и энтропия;

- цель и ее выработка при создании облика системы, а также соотношение понятий цели – управления – эффективности;

- декомпозиция и агрегирование систем с учетом всего комплекса связанных с ними процессов и действий [2].

Под системным подходом в экономике понимается комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Системный подход означает учет всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные ее элементы [6].

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов [7].

Метод – совокупность приемов и способов теоретического познания или практического освоения действительности. Он охватывает средства необходимые для достижения определенной цели, но может содержать также характеристики, касающиеся самой цели. Метод регламентирует некоторую сферу деятельности и является совокупностью предписаний. Вместе с тем метод обобщает и систематизирует опыт действия в этой сфере. Всеобщий философский метод есть совокупность наиболее фундаментальных принципов и приемов, регулирующих всякую познавательную и практическую деятельность. Методы, применяемые почти во всех науках, справедливо характеризуются как общенаучные. Специальные методы предназначены для решения отдельных специфических для каждой науки задач. Специальные методы любой частной науки обусловлены особенностями ее предмета и объектов изучения. К специальным методам частных наук могут быть отнесены методы: математической статистики, оптимизации, технико-экономического анализа, математические и др. Развитие науки на современном этапе характеризуется их всепроникновением, выходом за пределы области знаний, породившей тот или иной конкретный метод. Самыми распространенными являются математические методы, применяющиеся практически во всех областях исследования [8].

Методы постоянно развиваются и совершенствуются одновременно с развитием науки. Но на данном этапе развития методы исследования принимаются как однозначные правила ведения научного исследования. В реальном процессе научного познания все методы взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга. Рассмотрим научные методы, применяемые в отрасли научного знания.

Научные методы эмпирического исследования.

Наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. В повседневной деятельности наблюдение должно приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъекта. Должно удовлетворять следующим важнейшим требованиям: планомерность, целенаправленность, активность, системность. Различают фиксирующие наблюдения (восприятие отдельных сторон объекта) и флюктуирующие наблюдения (восприятие объекта в целом).

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных и наблюдении. Передает результаты наблюдений с помощью знаковых средств.

Сравнение – установление сходства и различия объектов, процессов путем их сопоставления непосредственно или опосредованно, через промежуточный объект (процесс). Проводится при наличии определенной общности объектов (процессов) по наиболее важным признакам. С помощью сравнения информация об объекте может быть получены двумя путями. Выступая в качестве непосредственного результата сравнения. И получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Процедура дает точные сведения об окружающей действительности. Включает два вида действий: численную оценку измеряемой величины и проверку достоверности измерений. Прямое измерение – нахождение искомого значения величины непосредственно по опытным данным. Косвенное измерение – нахождение значения величины на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, полученными прямыми измерениями.

Эксперимент – изучение объекта, основанное на активном, целенаправленном воздействии на него путем создания искусственных или использования естественных условий, необходимых для выяснения соответствующих свойств, характеристик, зависимостей и других особенностей. Проводится в целях: обнаружения новых свойств объекта; проверки правильности теоретических положений; демонстрации, какого – либо явления. Имеет ряд специфических признаков, которыми он отличается от других методов:

- всегда опирается на использовании закономерных связей;

- выявление закономерных связей достигается путем активного вмешательства в исследуемый процесс;

- определенное построение процедуры, структурная взаимосвязь между основными составляющими элементами;

- предполагает использование наблюдения, сравнения и измерений;

- позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;

- обладает достоинством повторяемости;

- дает возможность изучения того или иного явления в «чистом виде».

Для проведения эксперимента любого типа необходимо:

- разработать гипотезу, подлежащую проверке;

- создать программы экспериментальных работ;

- определить способы и приемы вмешательства в объект исследования;

- обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ;

- разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента;

- подготовить средства для проведения эксперимента;

- обеспечить проведение эксперимента необходимым обслуживающим персоналом [9].

Наиболее часто применяемые виды экспериментов:

- Естественный – предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта.

- Информационный – используется для изучения воздействия определенной информации на объект исследования.

- Искусственный – предполагает формирование искусственных условий.

- Констатирующий – используется для проверки определенных предположений.

- Лабораторный – проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, установок, оборудования.

- Обычный – включает экспериментатора как познающего субъекта; объект или предмет исследования и средства, при помощи которых осуществляется эксперимент

- Поисковый – проводится, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление.

- Преобразующий – включает активное изменение структуры и функций объекта.

- Решающий – ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий и другие.

Научные методы эмпирико-теоретической группы.

Анализ и синтез – комплексный метод исследования, основанный на последовательном применении совокупности приемов и закономерностей деления объектов на основные части и элементы или свойства(анализ) и соединения отдельных частей (объектов) в единое целое (синтез).Анализ и синтез – противоположно направленные, вместе с тем взаимосвязанные и взаимообусловленные методы познания, обеспечивающие высокую эффективность в случае их комплексного использования.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и отношений объектов и одновременное выделение одной или нескольких сторон этих объектов. Под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции).

Аналогия – метод научного познания, посредством которого получают знания об одних предметах и явлениях на основании их сходства с другими. Данный метод является основой моделирования [2].

Идеализация – мысленное конструирование и изучение объектов, которые значительно отличаются от существующих в действительности или практически отсутствуют. Любая идеализация правомерна лишь в определенных пределах. Научная идеализация – это выработка идеи, того, что называют научным понятием.

Формализация – метод изучения объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме при помощи искусственных языков и символов, обеспечивающих однозначность, краткость и четкость фиксации знания.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Осуществляется как переход от частного к общему понятию или суждению.

Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модели всегда соответствуют объекту.

Индукция и дедукция – комплекс взаимосвязанных и взаимообратных методов исследования. Индукция позволяет продвигаться от фактов к теории, от частного к общему. При этом набор фактов систематизируется и анализируется таким образом, чтобы вывести лежащий в их основе принцип. Дедукция - переход от общего к частному. Термин употребляется и для обозначения конкретных выводов – следствий из посылок. Как родовое наименование общей теории построения правильных выводов.

Научные методы теоретического исследования.

Аксиоматический – построение теоретического знания по заданному набору исходных положений, не требующих доказательства. Совокупность исходных положений (аксиом) образуют построенную теорию. Получил широкое распространение в математике и логике.

Историческая детализация – сложные исторические явления и процессы расчленяются на составные части и рассматриваются за весь период их развития или отдельные промежутки времени. Универсальный прием изучения экономических явлений.

Историческое моделирование – разработка модели исторического процесса или явления.

Анализ единичного, особенного и общего – требует изучения отличительных, особенных и всеобщих связей каждого явления и процесса. Дает возможность понять объективный источник развития каждого явления в условиях определенного места и времени.

Периодизации – изучение экономических явлений и процессов по основным периодам их развития.

Методы экономического исследования.

Исторический метод исследования – используется как орудие познания общественных явлений и процессов. Располагает следующими приемами исследований: периодизации, исторической детализации, анализа единства и борьбы противоположностей, исторического моделирования, прием активного действия.

Статистико-экономический метод исследования. В рамках его используются приемы обработки и анализа статистических данных: экономическая группировка; средние и относительные величины; графический прием; экономические составления; параллельные ряды; прием косвенного использования группировок; индексной; регрессионно-корреляционный и дисперсионный анализ.

Монографический метод исследования. Его приемы: комплексно-функционального анализа; сопоставление; детализации; изучения взаимосвязей с помощью аналитических показателей: цепных подстановок и разности; суммирования относительных показателей; выявление резервов производства; матричных моделей.

Социологический метод исследования: теоретическо-логическая интерпретация категорий и понятий. Анализ факторов (общих, специфических, прямых, косвенных, объективных, субъективных). Анкетирование (сплошное, выборочное, групповое, индивидуальное, открытое, закрытое, полузакрытое), анонимное. Интервьюирование. Социометрический опрос. Социологический эксперимент. Моделирование – в социологических исследованиях.

Экспериментальный метод исследования. Ранее мы останавливались на отличие эксперимента от наблюдений, сравнений, мысленного эксперимента и других методов.

Техническое нормирование, производственные опыты. Использование приемов экспериментального метода при прогнозировании общественных явлений.

Расчетно-конструктивный метод исследования. Совокупность научных приемов расчетно-конструктивного метода: выделения основного звена, при проектных решениях; взвешивание; проектных расчетов с использованием данных, характеризующих явление; аналогия с учетом сезонных изменений явления в предыдущие годы; разложение абсолютного прироста пропорционального темпам роста факторов; поэлементных и укрупненных расчетов; от достигнутого с учетом эффекта мероприятий; использования скользящих динамических рядов; экстраполяции; проектных расчетов с использованием экономических группировок; интегральных индексов; проектных расчетов с использованием нормативов; аналитических расчетов; проектных решений с учетом принципа оптимальности и равенства условий; факторальных расчетов, проектных расчетов с учетом опыта передовых хозяйств; предельных значений; оценки различных вариантов решения вопроса; значимых разностей с использованием модуля воздействия; матрицы координат; проектных расчетов с использованием математических формул; расчетных моделей по заранее принятым параметрам; прием функционально-стоимостного анализа; эвристического приема; обобщения предложений с мест.

Абстрактно-логический метод исследования. Предусматривает разработку рабочей гипотезы и использование приемов индукции и дедукции. А также, анализа и синтеза. Аналогии; сопоставлений; восхождения от абстрактного к конкретному. Системно-структурного; формализации; моделирования; программирования; прогнозирования.

Экономико-математический метод исследования. Включает экономические модели. Математическое программирование. Экономические расчеты с помощью теории игр. Использование монограмм. Приемы экономической кибернетики. Предусматривает следующие приемы :

- комплексного анализа исходного уровня развития всей совокупности явлений и процессов;

- паспортный прием;

- системно-нормативный прием;

- прием системных технико-экономических расчетов;

- прием балансовых моделей;

- прием организации экономических экспериментов по изучению комплексных программ;

- прием математического программирования;

- всенародное обсуждение плана развития явлений и процессов в комплексных программах.

Балансовый метод исследований. Включает следующие приемы:

- анализ исходного уровня явления или процесса;

- координация и сбалансирование на принципе двустороннего счета;

- прямой и нормативный счет;

- балансовые коэффициенты взаимосвязи;

- приемы перегруппировок и структурный;

- калькуляция;

- контроль счетный, логический, встречный, законности, обоснованности измерений, наблюдений и выполнения;

- прием шахматного баланса [10].

Литература.

1. Лопухов А.М. Обществознание. Словарь. – Калуга ООО «Полиграф – Информ», 2003.

2. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Спиркин А.Г. Основы философии. – М.: Политиздат, 1988.

4. Петров Ю.А. Теория познания. – М.: Мысль, 1988.

5. Диниц Г.Н., Лагусева Н.Н., Литвинова С.Н. Научное исследование в педагогике: методология и методика: Методические рекомендации. – М.: Советский спорт, 2005.

6. Большой экономический словарь./ Под ред. А.Н Азрилияна. – З-е изд. М.: Институт новой экономики. 1998.

7. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядка защиты. – М.: Ось – 89, 2003.

8. Моисеев Н.Н Математические задачи системного анализа. – М.: Наука, 1981.

9. Брылев А.А., Чаусов Н.Ю. Основы научно – исследовательской работы студентов: Учебное пособие. – Калуга: Издательство «Гриф», 2000.

10. Болтян В.А. Основы научных исследований. – Чита. – ЗабАИ. – 2008.

Дополнительно рекомендуемая литература:

1. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. - М.: ВЗФЭИ, 2004.

2. Мишин В.М. Исследование систем управления : Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. — М.: ЮНИТИ, 1999.

4. Молчанов Н.Н. Информационная природа экономических процессов. МОСТ, 2000, № 34.

5. · Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами/Под ред. Валдайцева С.В./ СПбГУ, 1995.

6. Философия и методология науки./Под ред. В.И. Купцова/ М. Аспект-пресс, 1996.

7. Бокун И.А., Темичев А.М.; «Прогнозирование и планирование экономики», МН.: 2002г.

8. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике.- М.: Издательство «Дело и Сервис». 1999.

Контрольные вопросы

1 Теория познания как учение о познании

2 Методология науки как часть науковедения

3 Характерные особенности научного исследования с позиций современной методологии

4 Отличия научного познания от обыденного

5 Этапы научного познания

6 Принципы диалектики

7 Виды творческой деятельности

8 Требования, предъявляемые к научной концепции

9 Логическая схема научного исследования

10 Метод как совокупность приемов и способов освоения действительности

11 Научные методы эмпирического исследования

12 Научные методы эмпирико-теоретической группы

13 Научные методы теоретического исследования

14 Методы экономического исследования

Темы для семинаров

1 Приемы статистико-экономического и монографического методов (на базе конкретных ситуаций):

- средние и относительные величины;

- регрессионно-кореляционный и дисперсионный анализ;

- комплексно-функциональный анализ;

- суммирование относительных показателей и др.

2 Балансовый и экономико-математический методы (на базе конкретных ситуаций):

- анализ исходного уровня явления и процесса;

- балансовые коэффициенты взаимосвязи;

- прием балансовых моделей;

- системно-нормативный прием и др.


Наши рекомендации