Глава 4. Научное мышление как предмет изучения логики.

Переход к рынку, принципиально новые условия и содержание деловой активности, породили рассуждения об обесценивании фундаментальности, широты знаний, а также умения использовать инструментарий рациональности и формального анализа. Появились рассуждения о том, что способность логически обосновать выводы, как залог успеха в решении проблем и принятии решений, чуть ли ни атрибут прошлой, административно – командной системы. А в новых экономических условиях на место логике пришли интуиция и творчество.

Не отрицая интуицию, как чутье, озарение, проницательность, предсказывающие истинную сущность какого-либо факта, явления, нельзя забывать, что в науке, как доказательной форме познания, логика играет первостепенную роль. Логика позволяет мыслить объективно, предельно формализовать сам процесс мышления. Позволяет из множества высказываний, мнений, выводов, мыслей «вытянуть» некую основу, доминанту всех рассуждений, в которой четко выстраиваются причинно – следственные связи [1].

Текст любого научного исследования отличается от всякого другого своей логичностью. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить.

Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется [2].

Логика исследует мышление как средство познания объективного мира. Мышление рассматривается как в связи с пониманием истины, так и в плане изучения методов и форм научного познания.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класс однородных предметов.

Суждение – форма мышления, в которой что–либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Например: «Активы помещаются в левой части баланса».

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Пример:

«Конкурентоспособность невозможно обеспечить без вовлечения в этот процесс государства и завершения кардинальной реформы российских фирм»

«Необходимо осуществлять коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшего производственного аппарата страны и - институциональную реформу предприятий»

_______________________________________________________________

«Требуется выработка национальной политики конкурентоспособности России, формируемой совместно представителями государства, бизнеса, науки и общества» [3]..

В процессе познания люди стремятся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. Выделяют следующие особенности рационального мышления:

1. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия: «инновации», «инвестиции», «себестоимость», «ликвидность», «амортизация» и др.

2. Абстрактное мышление _ форма опосредованного отражения мира. Человек получает новую информацию без помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний. Например: Предприятие планирует вложить деньги в приобретение нового приспособления, которое стоит $3170 и имеет срок службы 4 года с нулевой остаточной стоимостью. Внедрение приспособления по оценкам позволяет обеспечить входной денежный поток $1000 в течение каждого года. Руководство предприятия позволяет производить инвестиции только в том случае, когда это приводит к отдаче хотя бы 10% в год. Произведем обычный расчет чистого современного значения.

Таблица 1. Традиционный расчет NPV (чистая приведенная стоимость)

  Год(ы) Сумма денег Множитель дисконтирования Настоящее значение
Исходная инвестиция Сейчас ($3170) ($3170)
Годовой приток денег (1-4) $1000 3.170 $3170

Таким образом, NPV=0 и проект принимается.

3. Абстрактное мышление – процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цели, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Например: Сегодня в среднем калужский регион ежегодно посещают около 370 тысяч туристов. Однако потенциал въездного туризма пока используется недостаточно. Агротуризм может стать одним из перспективных направлений. На его развитие по целевой программе выделено 5 млн. рублей из бюджета области. Ставка будет сделана на грамотное развитие сельских территорий и сервисной сферы, занятости сельского населения. Для этого министерством разрабатывается концепция развития туристической отрасли. Стратегическая цель – увеличение туристского потока в Калужской области до миллиона человек к 2020 г. [4].

4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык – способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Например: Сегодня я обращаюсь к вам с ежегодным бюджетным посланием и представляю основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий трехлетний период. Позади еще один год нашей совместной напряженной работы. Наши общие усилия, как и прежде, были направлены на достижение стратегической по масштабу, но вполне конкретной цели, которую мы объявил несколько лет назад. А именно, стать самодостаточным регионом, способным обеспечить свою финансовую самостоятельность и независимость.

За период с 2000 года удельный вес федеральной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сократился с 23 до 9%, а по плану этого года он составит уже 6,3%. И к 2010 году мы можем решить поставленную задачу войти в число регионов-доноров [5].

Формально логика – наука о законах и формах правильного мышления. В.С. Меськов пишет: «… Предметом науки логики являются рассуждения, а сама она есть, наука о рассуждениях Задачей логики как науки является установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения» [6].

Свойства отдельных предметов или явлений люди отражают с помощью форм эмпирического познания – ощущений, восприятий, представлений. В понятии отражаются существенные признаки предметов. Основными логическими приемами формирования понятий являются:

- Анализ – мысленное расчленение предметов на составные части, мысленное выделение в них признаков.

- Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

- Сравнение – мысленное установление сходств или различия предметов по существенным и несущественным признакам.

- Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.

- Обобщение – мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс.

- Определение (дефиниция) понятия – логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина. С помощью определения понятий раскрывается содержание понятия и тем самым отличается круг определяемых предметов от других предметов [2].

Например: Большой экономический словарь определяет понятие «малое предпринимательство» как «совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике» [7]. Словарь обществознания трактует малое предпринимательство как «бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий (с численностью работающих до 200 человек). Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг, прежде всего такси, грузовых перевозок, оптовой и розничной торговли, рекламы, кафе, коммерческих медицинских и образовательных учреждений и др.» [1].

Закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются следующими законами логики:

1. Закон тождества: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе». Тождество есть равенство, сходство предметов в каком – либо отношении. В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила (принципа). В процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Тождественные мысли нельзя выдавать за различные, а различные за тождественные. Например, тождественными по объему будут четыре такие понятия: «Вложения в основной и оборотный капитал с целью получения дохода» [8]; «Совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли» [7]; «Долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики с целью его сохранения и увеличения» [9]; «Затраты денежных средств, направленные на воспроизводство капитала, его поддержание и расширение» [10] – все они обозначают одно и тоже (Инвестиции), но дают различную информацию о них.

2. Закон непротиворечия: «Если предмет А обладает определенным свойством, то в суждениях об А люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его». Если же человек, утверждая, что-либо, отрицает то же самое или утверждает нечто несовместимое с первым, налицо логическое противоречие. Такие противоречия затрудняют познание мира. Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и то же самое отрицаем. Например: «Аннуитет – однонаправленный денежный поток с разными временными интервалами» и «Аннуитет – не является однонаправленным денежным потоком с разными временными интервалами». Или «Инфляция – процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике или, что эквивалентно, снижением покупательной способности денег» и «Инфляция не является процессом, характеризующимся повышением общего уровня цен в экономике или, эквивалентно снижением покупательной способности денег».

3. Закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, третьего не дано». Закон и в содержательном, и в формализованном виде охватывает один и тот же круг суждений – противоречащие, т.е. отрицающие друг друга. Например, если истинно суждение «Повысить темпы обновления технической базы можно лишь с помощью инвесторов», то суждение «Повысить темпы обновления технической базы невозможно лишь с помощью инвесторов» - ложно.

4. Закон достаточного основания: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». В качестве аргументов для подтверждения истинной мысли могут быть использованы истинные суждения, цифровой материал, статистические данные, законы науки, аксиомы, теоремы. Но постоянно следует помнить о действии другого закона - закона достаточного основания, или методологического принципа - «бритва Оккама». Принцип, получил название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама. Упрощенно смысл «бритвы Оккама» иногда объясняют так: во всякой теории или гипотезе следует избегать создания новых понятий, суждений и т.п. сущностей. Если без них можно обойтись. Бритва срезает лишнее.

Умозаключения, как понятия и суждения, являются формой абстрактного мышления. С помощью многообразных видов умозаключений опосредовано мы можем получать новые знания. Умозаключать можно при наличии одного или нескольких суждений, поставленных во взаимную связь.

Приведем пример умозаключения:

Все банки России обязаны иметь лицензию на ведение банковской деятельности (банковская лицензия) – специальный документ, который позволяет субъекту хозяйственной деятельности привлекать депозиты, выдавать кредиты и вести иную банковскую деятельность.

«Сбербанк» имеет банковскую лицензию.

___________________________________________________________________

«Сбербанк» может привлекать депозиты, выдавать кредиты и вести иную банковскую деятельность.

В научной работе необходимо доказывать, обосновывать высказываемые суждения. Доказательность – важное качество правильного мышления. Доказательство связано с аргументацией, но они не тождественны.

Аргументация – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса.

Доказательство – совокупность логических приемов обоснования истинности тезиса.

Тезис – суждение, истинность которого надо доказать.

Аргументы – истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами.

Опровержение – логическая операция установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях, каких – либо явлений природы, общества и мышления.

В зависимости от степени общности научные гипотезы разделяются на общие, частные, и единичные [2].

В заключении необходимо привести слова академика Павлова И.П.: «Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы не тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь – он неизбежно лопнет и ничего, кроме конфуза, у вас не остается» [11].

Литература.

1. Лопухов А.М. Обществознание. Словарь. – Калуга ООО «Полиграф – Информ», 2003.

2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – Москва.: Омега – Л, 2007.

3. Крутиков В.К., Смолянский С.В. Предпринимательство и трансформации общества. – М.: Изд. – «Ноосфера», 2005.

4. Закон Калужской области от 05.10.2005 года № 128 – 03 «Об областной целевой программе развития туризма в Калужской области».

5.Доклад губернатора Калужской области А.Д. Артамонова «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики области на 2009 год и плановый период 2010 – 211 годов». Калуга, 2008 (19 июня).

6. Меськов В.С. Очерки по логике квантовой механики. М., 1986.

7. Большой экономический словарь/. Под ред. А.Н. Азрилияна.-3 – е изд. М.: Институт новой экономики. 1998.

8. Финансово – экономический словарь/. Под ред. М.Г. Назарова. – Мю: Финстатинформ, 1995.

9. Лишанский М.Л., Маслова И.Б. Финансы в сельском хозяйстве. –М.: Фмнансы, 1999.

10. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования. – М.: Финансы, 1999.

11.Павлов И.П. Письмо к молодежи// Избранные произведения. М.,1951.

Дополнительно рекомендуемая литература:

1. Вернадский В. И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. – 376с.

2. Вернадский В. И. Философия мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520с.

3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

4. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994. – 357с.

5. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. Научно – популярная книга. М., 1993.

6. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2002.

7. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.

8. Светлов В.А. Практическая логика. С.-Петербург, 1997.

9. Сен А. Об логике и экономике. М., 1996.

10. Сопер П. Основы искусства речи // Пер. с англ. М., 1992.

11. Субетто А. И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. Геополитическая логика взаимодействия русской и мировой культур в контексте философии истории России как евразийской цивилизации: прошлое, настоящее, будущее. Проблемы методологии циклометрии и анализа социокультурной динамики. – СПб. – М.: ПАНИ, 2000. – 122с.

Контрольные вопросы

1 Соотношение интуиции и логики в современной рыночной экономике

2 Взаимосвязь истины и логики

3 Основные формы абстрактного мышления

4 Особенности рационального мышления

5 Основные логические приемы формирования понятий

6 Закон тождества

7 Закон непротиворечия

8 Закон исключенного третьего

9 Закон достаточного основания

10 Умозаключение как форма мышления

Темы для семинаров

1 Необходимость доказывания своего суждения в научной работе (на базе конкретных ситуаций):

- аргументация как способ рассуждения;

- доказательство как совокупность приемов;

- опровержение как операция установления ложности;

- гипотеза как научно обоснованное предложение.


Наши рекомендации