Предмет методологии научного исследования

Проблемы, с которыми сталкиваются ученые, обобщенно можно
представить двумя видами: предметными и методологическими. При
решении предметных проблем ищут ответа на вопрос, чтоиз себя
представляет изучаемый предмет (объект) но сути, каковы его законы
строения, функционирования, развития и т.д. Но зачастую более важ-
ным становится методологический вопрос, какподойти к предмет}7
исследования, какие подобрать или разработать принципы, методы,
инструменты для отражения предмета в научном знании. Комплексом
подобных проблем и вопросов занимается методология науки - ме-
тодология научного исследования.

Общепринято считать методологическую культуру важнейшей
предпосылкой успехов в научных исследованиях. Возрастание роли
методологии в условиях научно-технической революции приобрело
широкий размах и породило формулу «XX век - век методологии
науки» (Кочергин А.Н. Взаимодействие методологии и науки в усло-
виях научно-технической революции // Проблемы методологии науч-
ных исследований. - Новосибирск, 1982 - С. 3). Однако «сущность и
специфика методологии продолжает оставаться предметом споров,
порождаемых, кроме всего прочего, отсутствием четко фиксируемого
статуса у методологического знания» (Большая советская энциклопе-
дия! 3-е изд. Т. 16. - С. 165). Сейчас этот спор идет в рамках проблемы
предмета методологии науки.

Помимо промежуточных, здесь выделяется два основных пони-
мания методологии науки: во-первых, как некоторой совокупности, в
идеале - системы определенных способов, методов и приемов в сфере
научной деятельности; во-вторых, как теории научных методов. Пра-
вильно поставиБ методологию науки в ряд науковедческих дисциплин,
А.Ф. Зотов ставит перед ней задачу исследования познавательной дея-
тельности, осуществляемой в различных областях наук, выявления

обгаих закономерностей функционирования и развития научной мыс-
ли. А это значит, что целью методологии не является разработка кон-
кретных методов тех или иных наук. Эти методы лишь эмпирический
материал методологии, которая призвана выявить в конкретных путях
научного мышления существенное, искать закономерности их функ-
ционирования и совершенствования. Поэтому методология науки
«имеет целью выработать своего рода "путеводитель", помогающий
ориентироваться в различных сферах научного исследования и даже
более того - построить теорию методов» (Зотов А.Ф. Структура науч-
ного мышления. М., 1973. - С. 6).

Конечно, создать теорию методов - это пока еще «голубая меч-
та» методологов. Но, забегая вперед, методологию уже трактуют как
единую теорию методов. По-видимому, возвращая исследователей к
реальности, подчеркивают, что методология не может быть представ-
лена как единая теория методов, а реальной проблематикой методоло-
гического анализа является исследование общей структуры и типоло-
гии существующих методов, выявление тенденций и направлений в
их развитии, их взаимосвязи в научных исследованиях (Танг Ле Хыу.
О содержании понятия «методология» // Филос. науки. - М., 1979. -
№4.-С. 104).

С другой стороны, следует иметь и предельно общий взгляд на
методологию науки. С этих позиций П.П. Чупин, например, рассмат-
ривает предмет методологии науки как субъект-объектное отношение
в научном познании, анализируемое под углом зрения раскрытия тех
конкретных специфических механизмов, которые обеспечивают орга-
низацию, функционирование, развитие и применение научных зна-
ний. «Как самостоятельная дисциплина методология науки имеет
свою специфическую структуру, которая включает в себя: 1) изучение
общих оснований и закономерностей научного познания; 2) исследо-
вание форм, принципов, приемов и методов, с помощью которых
осуществляются организация, функционирование, развитие и приме-
нение научных знаний; 3) анализ специальных методологических по-
нятий, в которых резюмируются основные этапы движения научного
знания и выявляется категориальный механизм диалектических пере-
ходов от одного этапа к другому» (Чупин П.П. Научный метод и ме-
тодология науки // Научный метод и методологическое сознание. -
Свердловск, 1986. -С. 11-12.).

Современные исследования методологии науки охватывают
множество проблем как субординационно (по уровням), так и коор-

.К)

динационно (по связям одного уровня). Однако их теоретическая на-
правленность, в конечном итоге, еще не дает оснований назвать мето-
дологию науки теорией или комплексом теорий. Методология науки
это учение, из которого по мере развития исследований могут и будут
«отпочковываться» относительно самостоятельные теоретические
компоненты. При этом следует учесть, что учение и теория - это род-
ственные, но не тождественные образования.

«Учение - целостная система; целостность в теории обращена
во внутрь, а в учении - вовне, отсюда в учение включаются элементы
и они легко элиминируются, заменяясь другими. Учение - открытая
система; она более эвристична, чем теория. Из учения можно вывести
"новый предмет", новую область исследования, можно выводить и
новые теории, оно дает "новый угол зрения" на старые проблемы.

В учении, в отличие от научной теории, для подтверждения ис-
тинности того или иного положения идет непосредственное обраще-
ние к практике, даже если речь идет об учениях теоретической на-
правленности» (Логинов Л.И. Научная идея в системе знания: авто-
реф. дис.... д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 1993. - С. 30).

Практика методологической деятельности ученых распро-
страняется на процесс и структуру научного исследования, систе-
матизацию полученного знания и их организацию. Так, в отношении
научного исследования можно сказать: «Если ученый предпринимает
специальные усилия, чтобы поставить новую задачу или ищет новый
метод решения, если он дает новую формулировку предмета данной
науки или формулирует новое правило для некоторой исследователь-
ской процедуры, если он создает новые образцы исследования или
строит новые исследовательские программы - он занимается методо-
логической деятельностью» (Роль методологии в современной науке.
Вып.П. - Новосибирск, 1987. - С. 5).

Другие аспекты методологии научного исследования раскрыва-
ются при перечне задач, которые в научной литературе обычно связы-
вают с методологией науки: 1) определение основных направлений и
программ исследований; 2) обеспечение правильности постановки
проблем; 3) разработка методов и средств научного исследования;
4) нахождение общих подходов к изучению предмета; 5) обеспечение
ученых интеллектуальной техникой научной деятельности; 6) установ-
ление общей стратегии научного поиска; 7) проведение корректировки
движения исследователя по предметному содержанию; 8) обнаружение
принципиальной структуры и основных линий взаимосвязей в изучае-

мом объекте; 9) разработка критериев для оценки результатов исследо-
вания; 10) построение и обоснование предмета научного исследования
и т.д. (Розова С.С. Проблема предмета методологии науки // Проблемы
методологии науки. - Новосибирск, 1985. - С. 9).

В заключение можно сделать следующие предварительные вы-
воды:

1. Методология научного исследования акцентирует свое внима-
ние на деятельностной, процессуальной стороне науки и пытается от-
ветить на вопросы, как подойти к предмету исследования, какие по-
добрать или разработать принципы, средства, методы, инструменты,
приемы для достоверного отражения предмета в научном знании.

2. Методология науки анализирует открытые законы и законо-
мерности как процесса научного познания, так и движения научного
знания от фактов до теорий с целью выяснения основных механизмов
и превращения их в систему методологических нормативов.

3. Современная методология науки - это учение, которое, опира-
ясь на методологическую практику, обобщает, тинологизирует, клас-
сифицирует методологические средства, устанавливает их системные
связи.

4. Вырабатывает методологический язык, т.е. основные понятия
и категории, с помощью которых можно описать, обобщить и теоре-
тически объяснить методологическую деятельность и ее результаты:
систему принципов, подходов, методов, приемов, процедур эмпири-
ческого и теоретического исследования предметов.

Принятые выводы позволяют дать вариант определения предме-
та методологии научного исследования.

Методология научного исследования (методология науки) -
это научная дисциплина, анапизирующая законы и закономерности
процесса научного познания и его результатов с целью разработки и
оптимизации системы нормативов (принципов, подходов, программ,
процедур, методов и приемов): во-первых, процесса научного исследо-
вания, во-вторых, организации и систематизации научного знания, в-
третьих, выработки методологического языка, в-четвертых, совер-
шенствования учения о методе и разработки общей теории метода.

2.4. Уровни методологии науки

Уместно еще раз обратить внимание на тот факт, что формули-
рование учений всегда базировалось на обобщении практики. Так,
эволюционное учение Ч. Дарвина, учение о биосфере В.И. Вернад-

ского, учение о нефти И.М. Губкина, учение о почве В.В. Докучаева,
учение о лесе Г.Ф. Морозова и другие выдающиеся научные обобще-
ния ассимилировали в себе не только известные эмпирические факты,
но и результаты собственных исследований, наблюдений и экспери-
ментов. Переводя эту общую закономерность на методологию науки,
можно предварительно утверждать, что объектом методологии
должна быть научно-познавательная деятельность, а предметом -
методологическая практика или методологическая деятельность
ученых.

Поскольку пока еще не создана единая теория научных методов,
т.е. такая теория, которая давала бы полное и систематическое описа-
ние всех существующих и возможных методов, постольку на первый
план выходят анализ и систематизация исторически сложившейся ме-
тодологии. Важное значение на первом этапе развития методологиче-
ских исследований имеет.попытка представить методологию по су-
бординированным уровням с присущими им методами и средствами
анализа познавательного процесса. Такой, по-видимому, первый вари-
ант уровней методологии науки предложил А.Т. Москаленко, обозна-
чив их в такой последовательности: философская методология, обще-
научные принципы и подходы, конкретно-научная методология, дис-
циплинарная методология, методология междисциплинарных иссле-
дований (см.: Методология в сфере теории и практики. - Новоси-
бирск, 1988.-С. 20-44).

Уровни методологии характеризуются следующим образом:

I. Философская методология образует высший абстрактный
уровень методологического анализа, включающий мировоззренче-
скую интерпретацию результатов науки, анализ общих форм и мето-
дов научного мышления, его категориального строя, с точки зрения
той или иной картины мира. На этом уровне задаются общее направ-
ление исследования, принципы подхода к объекту изучения, требова-
ния к мыслящему субъекту, ориентируя его в познавательной дея-
тельности.

И. Методологический анализ второго уровня включает изучение
общенаучных принципов и подходов, которые получили широкое
распространение в современной науке. Вначале относительно незави-
симо друг от друга сложились и существуют три крупных методоло-
гических подхода, связанных с изучением объектов большой степени
сложности: структурно-функциональный, структурный и системный
подходы. В дальнейшем приобрели популярность субстратный, мо-

дельный, вероятностный, информационный и другие подходы. С раз-
витием общих теорий и появлением новых общенаучных понятий ар-
сенал общенаучных принципов и подходов расширится.

III. Третий уровень методологического анализа охватывает кон-
кретно-научную методологию, т.е. совокупность методов, принци-
пов исследования и процедур, применяемых в той или иной отрасли
науки. Специфика этой методологии определяется качественным раз-
личием отражаемых в отраслях основных форм материи и движения -
физической, химической, биологической и социальной, а также ком-
плексных - астрономической, геологической, географической и тех-
нологической форм движения материи.

IV. Четвертый уровень методологического анализа включает
дисциплинарную методологию, т.е. совокупность методов, принци-
пов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной
дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на
стыках наук. В различных отраслях современной науки (физике, хи-
мии, биологии, социологии, технических, технологических науках и
др.) в результате дифференциации научной деятельности и знания
возникло, по различным оценкам науковедов, от двух до десяти тысяч
научных дисциплин. Это не значит, что пропорционально растет и
число дисциплинарных методов. Все дисциплины используют типич-
ные общенаучные методы познания, методы теоретического и методы
эмпирического исследования, а основная забота методологов ложится
на разработку процедур и методик.

V. Пятый уровень методологического анализа включает меж-
дисциплинарные исследования, которые представляют собой особую
форму взаимодействия наук, когда получение содержательного знания
о предмете исследования происходит через строго субординирован-
ную систему предметных монодисциплинарных построений, строго
подчиненных глобальной цели. На основе выработанной стратегии
научного поиска специалисты различных научных дисциплин и от-
раслей знания должны выйти за пределы своего профессионального
горизонта, подняться на более высокий уровень, найти общий
методологический язык. Поэтому в обосновании и планировании
таких комплексных программных исследований решающую роль
играют аргументы методологического порядка, т.е. касающиеся тех
средств, которые относятся к путям и методам исследования, а также
их непротиворечивой увязки. Такие исследования являются основным
способом реализации как отдельных крупномасштабных, долгосроч-
ных и дорогостоящих научно-технических проектов, так и общей

дорогостоящих научно-технических проектов, так и общей стратегии
научного поиска на длительную перспективу.

Наши рекомендации