Система знаний в методологии научного исследования

Система знаний в методологии научного исследования

План

1. Необходимость изучения методологии научных исследований.

2. Понятие предмета дисциплины.

3. Задачи и структура дисциплины.

Предмет и задачи методологии научного познания

План

1. Роль научного знания в развитии компетентности специалиста.

2. Структура процесса исследования.

3. Выбор темы и определение проблемы исследования

Методологические основы научных исследований

План

1. Определение проблемы и выбор темы исследования.

2.Определение объекта и предмета исследования

3. Цели и задачи исследования

4. Определение и уточнение понятий и терминов

Цели и задачи исследования

Цель — это представление о результате и одновременно про­ект деятельности исследователя, определяющий характер и сис­темную упорядоченность исследовательских действий и опера­ций по ее достижению. Четко и конструктив­но поставленные цели позволяют в ходе исследования раскрыть сущность, способы преобразования, механизмы достижения ре­зультата.

Цели могут выражать как теоретические, так и практические результаты: новые подходы, виды однородных групп товаров, классификация, а также и совершенствования методов оценка качества, идентификации товаров и т.д.

В предполагаемом результате могут быть представлены и зачат­ки нового знания: предположения, догадки, гипотезы, замыслы, подходы.

Цель непосредственно связана с мысленным воплоще­нием решения проблемы, с устремлениями к эффективным и прогрессивным преобразованиям. Следует различать исследователь­ские и практические цели. Достижение исследовательских целей (выявление факторов влияния, разработка рекомендаций по формированию торгового ассортимента управление качеством однородных групп товаров и т.д.) создает усло­вия для выявления средств достижения целей практических (повышения конкурентоспособности товаров, совершенствование торгового ассортимента товаров, повышение качества и безопасности товаров и т.д.). Однако одни цели не могут быть подменены другими. До­стижение исследовательских целей предусматривает непосредствен­ное определение предназначения исследования. Практические ре­зультаты в данном контексте служат подтверждением истинности найденных решений.

Исследовательская цель должна быть сформулирована конк­ретно, с тем, чтобы можно было фиксировать ее достижение.

Обнаруживается специфика целей в исследованиях, ориенти­рованных на развитие (разработка новых групп товаров), на анализ (влияние сырья и технологий производства на качество товаров); в срав­нительных исследованиях (сравнительная характеристика ассортимента однородных групп товаров) и т.д..

Например, в исследовании «Формирование ассортимента матрицы сухих строительных смесей в условиях колебания валютных курсов» целью работы является – разработка теоретических и методологических основ, а также практических рекомендаций по формированию оптимального товарного ассортимента предприятия «СТРОЙЦЕНТР».

Естественно, что достигнуть поставленной цели сразу невоз­можно. Возникает необходимость планирования поэтапного дви­жения к цели, что воплощается в выдвижении задач исследова­ния. Задачи — результат декомпозиции целей, это «частичка» цели в конкретной ситуации, в определенной точке траектории движе­ния к цели.

Если цель чаще всего формируется одна, то задач выдвигается несколько. Однако их не должно быть очень много (не более 8-ми), иначе их трудно отслеживать. Должны быть выделены, логически и хронологически увязаны между со­бой основные задачи, для решения каждой из них требуется вы­движение подзадач.

Можно рекомендовать выдвижение четырех групп исследова­тельских задач: диагностической, теоретико-моделирующей, опыт­но-экспериментальной и прикладной. При этом в каждой группе может быть либо одна, либо две относительно самостоятельных задачи, выступающие как воплощение движения к цели на конк­ретных этапах поиска.

Первая группа задач связана с изучением и анализом ситуа­ции, истории вопроса, отечественного и зарубежного опыта ре­шения обсуждаемых проблем, с диагностикой химического состава, качества товара. Средствами реализации задач этой группы служит изуче­ние литературы, ГОСТов, стандартов, нормативных документов, наблюдение, беседа, опрос, экспертиза.

Вторая группа задач — теоретико-моделирующая — связана с выявлением структуры исследуемого процесса, факторов, движу­щих сил развития систем и процессов, значимых связей и взаи­модействий, принципов и методов преобразования. Речь идет о создании системы прогнозирования и моделирования, функцио­нирования и развития систем; выявлении закономерностей; вы­делении критериев оценки успешности преобразований; созда­нии системы информационного обеспечения и анализа результа­тов. Пожалуй, это самый сложный и трудоемкий «узел» исследо­вания. Он реализуется на основе теоретического анализа и синте­за, мысленного моделирования, прогнозирования и других тео­ретических методов исследования.

Третья группа задач — это конструирование и реализация опыт­но-преобразующей и экспериментальной части исследования. На этом этапе определяются конкретные задачи способов организации опытно-по­исковой и экспериментальной работы и интерпретации ее резуль­татов. После этого осуществляется процесс обобщения опыта, экспериментирования, опытной работы.

Наконец, четвертая группа задач — определение условий, спо­собов реализации, носителей конкретных нововведений; рекомендаций по практическому использованию резуль­татов исследования.

Разумеется, блок «цели—задачи», как и все другие, требует постоянной коррекции и уточнения.

Приведем пример. Тема исследования «Идентификация ключевых факторов повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговли в условиях экономической блокады». Поставлены задачи:

- проанализировать понятия конкуренция и конкурентоспособность как экономические категории;

- охарактеризовать сущность бизнес-планирования как составляющей стратегии развития предприятия;

Исследовать эффективность работы ООО «АЛЛО» и его конкурентов на рынке товаров мобильной связи;

- обосновать стратегию повышения конкурентоспособности ООО «АЛЛО».

Идея — замысел — гипотеза

Логика дальнейшего движения мысли направлена на то, чтобы спроектировать, представить желаемое состояние объекта, новую потребную нам ситуацию, т.е. попытаться представить себе реа­лизованную цель исследования и в теоретическом плане (знаю почему, знаю что необходимо, знаю как получить желаемое), и в практическом (новый уровень процесса, иное состояние), что возможно на основе сделанных автором и другими исследователя­ми прогнозов, экспертных оценок на основе научных разработок собственного опыта, интуиции, мысленного поиска исследовате­ля. Все это создает базу для выдвижения, проверки гипотезы, т.е. всего дальнейшего поиска.

Итак, получены: исходный факт, желае­мый, потребный факт (ситуация), общая концепция и конкрет­ные теоретические положения, составляющие в совокупности теоретическую платформу исследования. Следующий шаг — про­цедура инновационного поиска.

Давать рекомендации по процедуре поиска очень трудно, ибо механизмы творчества весьма индивидуальны, интимны, скрыты и трудно поддаются научному изучению. Имеющийся опыт, на­блюдения, интервью позволяют все же рекомендовать попробо­вать один из возможных подходов: попытаться разными способа­ми идти от исходного факта (ситуации) к потребному, пропуская возможные варианты решений об изменении, усовершенствова­нии исследуемого объекта через своего рода «сито» — совокуп­ность известных теоретических положений, содержащихся в тео­ретической платформе (базисе) исследования или, иными слова­ми, имея в виду цель, двигаться от исходного состояния, посто­янно отслеживая и корректируя траекторию, определяя степень продвижения к цели. Многократные «пробы», «проигрывание ва­риантов» могут помочь выйти на идею преобразования — решаю­щий фактор, генерирующее ядро творческого процесса.

Идея — это мысль о путях и способах преобразования исходной ситуации в планируемую, это действенное единство настоящего и будущего, это мысль, побуждающая к действию. Если эта мысль оригинальна и ведет к новому качеству или более экономному и рациональному решению, то это та «искра», тот источник, с ко­торого начинается творчество.

Вернемся в качестве примера к упомянутой нами магистерской работе.

Тут идея исследования заключалась в том, чтобы исследовать всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия по оказанию клининговых услуг, посмотреть как затраты на маркетинг влияли на повышение рентабельность предприятия, а затем исследовать структуру и величину затрат на рекламу.

Нужно сказать, что достаточно сложный путь исследования и, на мой взгляд, не совсем совершенный, поскольку не выявлена зависимость между затратами на рекламу и динамикой рентабельности предприятия. Это становится очевидным, если смотреть на дальнейший ход исследования, где магистрант изучает более подробно конкурентную среду с построением матрица SWOT-анализа, что и дает основу для планирования рекламной компании предприятия.

Безусловно, рождение идеи — это всегда сугубо индивидуальный процесс, связанный с анализом опыта, фантазией, способностью к предвидению. Коллективные обсуждения, дискус­сии часто дают дополнительные импульсы творческому процес­су, способствуют генерации идей. Конечно, используются не только оригинальные, но и уже известные мысли, важно, чтобы они носили конструктивный характер, чтобы их воплощение способ­ствовало развитию и разрешению актуальных проблем.

В принципе идея должна воплощаться в замысле, который пред­ставляет собой уже инструментированную идею, т.е. идею в ста­дии ее мысленного методического воплощения, реализации по­средством определенных способов и форм.

Замысел исследования по логике поиска, его мысленного во­площения развертывается в гипотезу — предположение о спосо­бах решения поставленных задач и возможных результатах. Гипоте­за — это модель будущего научного знания. Суть гипотезы состоит в том, что она является переходной категорией от более или ме­нее обоснованного предположения к научной концепции или тео­рии в случае, если гипотеза будет подтверждена. В противном слу­чае она признается ошибочной или неполной и соответственно или отвергается, или существенно дорабатывается.

Время от времени возникает и обсуждается вопрос: а всегда ли уж так обязательна гипотеза?

Мы бы ответили так. Она всегда очень полезна, даже в сугубо теоретических работах. Гипотеза – это точка опоры ученого, без такой опоры невозможно восхождение. Если эта точка опоры ока­залась неустойчивой, нужно найти другую, более надежную.

Можно выразить данную мысль и иначе. В свете принятой нами процедуры исследования такой опорой исследователя можно на­звать факты, а гипотезу можно сравнить или с двигателем, или с крыльями, которые позволяют подняться над фактами, увидеть перспективы и маршруты поиска и даже (предположительно) ре­зультаты.

Разумеется, на этапе вашего научного роста трудно вы­двинуть содержательную и достаточно обоснованную гипотезу. Пусть сначала это будет общее предположение о направлениях исследования, об условиях и последовательности процедур, по­том оно будет конкретизировано, наполнено, изменено. Иначе исследователь будет блуждать в потемках, а сами исследователь­ские процедуры окажутся хаотичными и нецеленаправленными.

При конструировании гипотезы полезно выделить ключевые вопросы, вытекающие из поставленной проблемы (своего рода подпроблемы), на которые необходимо найти ответы. Предполо­жительные ответы на эти вопросы и составят суть гипотезы. При этом нужно стараться выявить факторы и условия получения пла­нируемых результатов и действия, необходимые изменения, ко­торые обеспечат этот результат.

Различают первоначальную, или рабочую, гипотезу и развитую, научную гипотезу. В работе неплохо осуществить, а затем в изложе­нии показать процесс развития и трансформации гипотезы, пре­одолеть стремление так «подчистить» формулировку гипотезы, чтобы она полностью соответствовала результатам. Вызывает недоверие, когда почти в каждой диссертации или итоговом отчете утвержда­ется, что «гипотеза исследования полностью подтвердилась». Такое нечасто встречается в реальной исследовательской работе.

Известно требование содержательности гипотезы, в которой должен содержаться ответ или ответы по существу вопроса, но, в то же время, она должна быть по возможности простой, проверя­емой и обязательно содержать нечто новое (в подходах, оценках, методике использования и т.д.).

Еще одно требование — достаточная широта или приложимость к возможно большему числу ситуаций исследуемого класса явле­ний.

По логике построения различают гипотезу линейную (одно предположение) и вариативную (разветвленную, проверяется несколько предположений).

Гипотеза

Суть — предположение о путях, способах, условиях получения ис­комых (желаемых) результатов.

Основные черты:

- обоснованность;

- предположительный характер;

- нацеленность на обнаружение нового;

- содержательность (ответы по существу);

- простота;

- приложимость к возможно большему числу ситуаций данного класса;

- верифицируемость (проверяемость).

Приведем пример. Так, гипотеза в соответствии с нашим исследованием

Рекламные затраты в условиях сокращения рынка клининговых услуг будут оптимизированы, если:

1. будет проанализирована организационная структура и деятельность службы маркетинга предприятия.

2. проведен анализ конкурентной среды исследуемого предприятия.

3. выявлены устаревшие инструменты стимулирования в рекламной компании.

4. составлена программа оптимизации рекламных затрат.

Теоретическое исследование.

Теоретические исследования являются творческими, направленными на создание новых научных гипотез, глубокое объяснение неизученных явлений или процессов, обобщение отдельных явлений или процессов, обоснование стратегии и тактики научных исследований, а также решении других подобных задач. Научные исследования базируются на интеллектуальной деятельности (мышлении) человека – исследователя. Важнейшим элементом теоретического исследования является умственный труд.

При проведении любого теоретического исследования преследуется несколько целей:

– обобщение результатов всех предшествующих исследований и нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации этих результатов и опытных данных;

– изучение объекта, недоступного непосредственному исследованию;

– распространение результатов предшествующих исследований на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований;

– повышение надежности объекта экспериментального исследования.

Теоретические исследования начинаются с разработки рабочей гипотезы и моделирования объекта исследования и завершаются формированием теории. Теория проходит в своем развитии путь от количественного измерения параметров объекта и качественного объяснения происходящих процессов до их формализации в виде методик, правил или математических уравнений.

В основе создания любой модели лежат допущения, принимающиеся с целью отсева незначительных факторов, которыми можно пренебречь без существенного искажения условий задачи. При этом исследователь должен четко представлять соответствие принятой модели реальному объекту, поскольку необоснованное принятие допущений может привести к грубейшим ошибкам при проведении исследований. Но учет большого числа факторов, действующих на объект, может привести к сложным аналитическим зависимостям, которые не поддаются анализу.

Теоретические исследования включают в себя несколько характерных этапов:

– анализ физической сущности процессов и явлений;

– формулирование гипотезы исследования;

– построение физической модели;

– математическое исследование;

– анализ и обобщение теоретических исследований;

– формулирование выводов.

Процесс теоретических исследований сопровождается непрерывыми постановкой и решением разнообразных задач, связанных с выявлением противоречий в принятых теоретических моделях.

Любая задача содержит исходные условия, определенные информационной системой, и требования, то есть цель, к которой нужно стремиться при ее решении. Исходные условия и требования задачи постоянно находятся в противоречии, и в процессе ее решения их приходится неоднократно сопоставлять и уточнять до тех пор, пока не будет получено решение задачи.

При проведении теоретических исследований в технических науках, как правило, стремятся к математической формализации выдвинутых гипотез и полученных выводов, используя при этом различные математические методы.

Отметим некоторые принципы научного труда, в котором теоретические исследования составляют базисный компонент научного результата:

1. Постоянно думать о предмете исследования. Так И.Ньютон на вопрос о том, как он сумел открыть законы небесной механики, ответил: «Очень просто, я все время думал о них». Из этого принципа следует два практических вывода: нельзя заниматься научной работой только на работе, человек должен думать о предмете своего исследования постоянно.

2. Не работать без плана. При научном исследовании сначала пишется укрупненный план, а затем в процессе теоретических исследований его детализируют и корректируют.

3. Контролировать ход работы в процессе теоретических исследований. По результатам постоянного контроля хода исследований осуществляется корректировка работ и выполняется анализ научных результатов.

Оформление результатов научных исследований

Оформление результатов исследований включает обработку результатов измерений, обобщение всей проделанной работы и литературное оформление полученных результатов.

Исследователь должен одновременно с производством опытов и измерений проводить предварительную, а затем и окончательную обработку результатов измерений, их анализ, что позволяет корректировать эксперимент, контролировать и улучшать методику в ходе опыта.

При обработке результатов измерений широко используют методы математической статистики и графического изображения. Методы математической обработки дают более точное представление о результатах эксперимента, которые можно показать в виде таблиц. Графические методы позволяют более наглядно показать результаты, увидеть динамику изменений изучаемых явлений и процессов. Поэтому часто табличные данные обрабатывают графическими методами с использованием обычной прямоугольной системы координат. Чтобы построить график, необходимо хорошо знать ход исследования, течение исследовательского процесса, т.е. то, что можно взять из теоретических исследований.

Когда сформулированы выводы и обобщения, продуманы доказательства и подготовлены все иллюстрации, наступает следующий этап – литературное оформление полученных результатов в виде отчета, статьи, доклада или презентации. Литературное оформление результатов творческого труда предполагает знание и соблюдение определенных требований, предъявляемых к содержанию научной рукописи. В научных работах особенно важны ясность изложения, систематичность и последовательность представления материала.

Текст научной рукописи следует делить на абзацы, то есть на части, начинающиеся с красной строки. Важно помнить, что правильная разбивка на абзацы облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием такого деления является смысл написанного – каждый абзац должен включать самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.

Также в рукописи следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не получила полного законченного выражения. Писать текст нужно по возможности краткими и ясными для понимания предложениями. Текст лучше воспринимается, если в нем исключены частое повторение одних и тех же слов и выражений, тавтологии, сочетания в одной фразе нескольких свистящих и шипящих букв.

Изложение должно включать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных по данному вопросу, даже если они не в пользу автора. В тексте нежелательно делать много ссылок на себя. При необходимости следует употреблять выражения в третьем лице, например, автор полагает или по нашему мнению и т.д.

Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. Цитируемые в рукописи места (например, высказывания) должны иметь точные ссылки на источники.

Необходимым условием является соблюдение единства условных обозначений и допускаемых сокращений слов, которые должны соответствовать принятым стандартам.

Структура научной работы. Каждое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную.

Вначале придумывается заглавие работы. Оно должно быть кратким, определенным и отвечающим содержанию работы. Название работы выносится на титульную страницу.

Титульный лист – это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы.

Оглавление раскрывает суть работы путем обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно может быть в начале или в конце работы. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.

При оформлении научной работы иногда возникает необходимость написать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда: чем вызвано его появление; где и когда была выполнена работа; перечисляются организации и лица, оказавшие помощь при выполнении данной работы.

Введение (вступление) – вводит читателя в круг рассматриваемых проблем и вопросов. В нем определяются новизна, актуальность, научная и практическая значимость темы, степень ее разработанности, то есть обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются примененные методы и практическая база исследования.

В диссертационных исследованиях указывают объект и предмет исследования, положения, выносимые на защиту, говорят о теоретической и практической ценности полученных результатов и дают сведения об их апробации. Обычно объем введения не превышает 5–7% объема основного текста.

Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы. Первый параграф чаще бывает посвящен истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты.

В основное содержание работы входит обобщение материала, методы, экспериментальные данные и выводы самого исследования. Особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности их двусмысленного толкования. Новые термины или понятия необходимо подробно разъяснять.

Цифровой материал должен быть представлен в доступной форме (в виде таблиц, графиков, диаграмм). Особой точности требует цифровой материал, чтобы избежать неверных выводов.

Таблицы, включенные в текст должны иметь наименование (заголовок) и номер или для всей работы (табл. 2), или для данной главы, например, четвертой (табл. 4.2). Таблица должна содержать ответы на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Текст к таблице дается очень краткий, в нем указываются только основные взаимоотношения и выводы, которые вытекают из цифрового материала.

В конце работы как итог пишутся выводы в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов. Выводы должны касаться только того материала, который изложен в работе. Следует соблюдать главный принцип: в выводах нужно идти от частных к более общим и важным положениям. Характерной ошибкой при написании выводов является перечисление того, что сделано в работе вместо формулировки результатов исследования.

В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. Заключение не должно повторять выводы. Оно бывает небольшим по величине, но емким по содержанию.

В конце работы приводится список литературных источников. В список включаются только те литературные источники, которые былииспользованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках.Список составляется по разделам с учетом требований ГОСТ.

В научных работах нередко возникает необходимость приводить в конце работы приложения. Они включают графики, вспомогательные таблицы, дополнительные тексты, извлечения из отдельных нормативных актов. Каждому материалу приложения надо присвоить самостоятельный порядковый номер, который при необходимости можно указать в тексте при ссылке на вспомогательные материалы. При подсчете объема научной работы приложения не учитываются.

При написании научной работы необходима аннотация или реферат.

Аннотация – это краткая характеристика научной работы с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Она должна отвечать на вопрос: «О чем говорится в первичном документе?». В соответствии с ГОСТ аннотация включает: характеристику типа научной работы, основную тему, проблему, объект, цель работы и ее результаты. В аннотации указывается, что нового несет в себе данная работа. Средний объем составляет 600 п. з.

Реферат – это сокращенное изложение содержания первичного документа или его части с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат в отличие от аннотации выполняет познавательную функцию и отвечает на вопрос: «Что говорится в первичном документе?». Реферет, согласно ГОСТ, должен включать тему, предмет исследования, характер и цель работы, методы проведения исследования, конкретные результаты, выводы и оценки, характеристику области применения. Средний объем реферата составляет от 500 до 5500 пч. зн. (для документов большого объема).

Научная информация имеет свойство куммулятивности, то есть свойство уменьшения объема со временем путем более краткого, обобщенного изложения при переходе от документов, фиксирующих результаты лабораторных экспериментов, к научно-техническому отчету, статьям, обзорам, монографиям, учебникам, справочникам.

В каждом последующем звене этой цепочки одна и та же информация, рожденная на этапе исследовательской деятельности, представляется в более уплотненном виде. В каждый последующий документ включается не вся созданная на этапе исследования информация, а только наиболее важна, актуальная, «отстоявшаяся», наиболее соответствующая читательскому назначению для подготавливаемого документа.

Такое представление научно-технической информации в более уплотненном виде достигается путем свертывания информации. Это понятие включает в себя совокупность операций аналитико-синтетической переработки документов. Его цель создание вторичных документов или изложение содержания исходного текста в более экономичной форме при сохранении или некотором уменьшении его информативности в производном тексте.

Важным этапом работы над рукописью отчета или другого материала, готовящегося к печати, является редактирование, которое осуществляется первоначально автором при работе над рукописью (авторский этап издательского процесса) и затем редактором (редакционный этап издательского процесса).

Основной целью редактирования является критический анализ предназначенной к изданию работы с целью ее правильной оценки и совершенствования содержания и формы в интересах читателя и общества. При редактировании особое внимание обращается на полноту и существенность приводимых фактов, их новизну и связь с современной жизнью, на вклад данной работы в прогресс в соответствующей области знаний, достоверность, точность и убедительность, на соблюдение законов и закономерностей конкретной науки, отрасли знаний, производства, на соответствие отдельных частей текста их функциям, на форму текста.

Самыми важными сторонами формы текста являются:

– композиционная, то есть правильное построение научной работы, объединяющей все ее элементы в единое целое;

– рубрикационная, то есть деление текста на структурные единицы, части, разделы, главы, параграфы;

– логическая, то есть соответствие рассуждений, выводов и определений автора нормам логически правильного мышления;

– грамматико-стилистическая и графическая (качество таблиц и иллюстраций).

При редактировании необходимо обращать внимание на грамматико-стилистическую сторону текста, то есть на правильность построения фраз и грамматических оборотов, на целесообразность использования тех или иных слов. При этом полезно знать основные приемы анализа рукописи, позволяющие замечать и устранять типичные ошибки языка и стиля.

Одна из самых распространенных ошибок – употребление лишних или необязательных слов. Многословие всегда затемняет основную мысль автора, ослабляет действенность печатного произведения, делает его менее доступным для читателя. Поэтому слова, употребление которых не находит оправдания, должны быть отнесены к лишним.

Слово «редактирование» происходит от лат. rеdаctus, что дословно означает «приведенный в порядок». Однако автор не должен считать, что устранение беспорядка в его рукописи это дело редактора. Автору рекомендуется в какой-то мере продублировать редактора. Это первая ступень обработки рукописи. Здесь необходимо примириться с многократными переделками, сокращениями и дополнениями. Желательно после некоторого промежутка времени заново прочитать свою рукопись и попытаться оценить ее в целом и по частям с точки зрения читателя (вторая ступень). Третья ступень – детальное прочтение для выявления ошибок в тексте, соответствия иллюстраций, единообразия терминологии, обозначений. Только после выполнения этих требований рукопись можно сдавать в издательство.

Если работа оформляется в виде статьи в журнал, то она должна быть отправлена в редакцию в законченном виде в соответствии с требованиями, которые обычно публикуются в отдельных номерах журналов в качестве памятки авторам.

Рукопись статьи, представляемая для опубликования в журнале или сборнике, должна содержать полное название работы, фамилию, инициалы автора, аннотацию (на отдельной странице), список использованной литературы, разрешение на опубликование материалов в открытой печати (акт экспертизы). Рукопись должна быть подписана автором (-ами) и в приложении содержать фамилию, имя и отчество автора (-ов), ученую степень автора (-ов), их телефоны и адреса. Текст статьи представляется в двух экземплярах.

Некоторые научно-технические материалы, хотя и содержат неизвестные ранее сведения, могут заинтересовать лишь небольшую часть специалистов, в связи с чем их публикация в многотиражных журналах нецелесообразна. Для того чтобы предоставить возможность специалистам ознакомиться с такими работами, в стране введено депонирование рукописей, то есть принятие на хранение таких материалов. Депонирование предусматривает не только прием и хранение рукописей, но и организацию информации о них, копирование рукописей по запросам потребителей.

Материалы для депонирования оформляются по тем же правилам, что и статьи, представляемые для публикации. За автором депонируемых материалов сохраняется авторское право, в дальнейшем он может опубликовать их. В России функционирует Всероссийская сеть депонирования, включающая около 100 организаций-депозитариев (организаций, принимающих рукописи на хранение).

После опубликования реферата депонированной рукописи автору выдают справку с указанием его фамилии, названия рукописи, наименования реферативного издания, опубликовавшего реферат, и его номера. Депонирование дает авторам рукописей некоторые преимущества по сравнению с авторами опубликованных материалов, так как депонированные рукописи реферируются одновременно с опубликованными и практически не ограничиваются по объему.

Все работы, предназначенные, для публикации, проходят предварительное рецензирование. Рецензия – это обычно небольшая статья, содержащая критическую оценку или анализ печатного труда. Рецензия должна содержать: заглавие рецензируемого источника; краткое перечисление основных вопросов; указание на основные достоинства и недостатки рецензируемой работы. В конце рецензии приводится резюме, в котором оценивается актуальность работы, ее теоретическая и практическая значимость, дается оценка правильности доказательств и выводов.

Различают рецензии информационные, кратко освещающие содержание рассматриваемой работы, и критические рецензии, подвергающие научному анализу позиции автора, уточняющие или дополняющие использованный автором фактический материал.

Создание научной публикации

Публикации являютсяважнейшим способомраспространениянаучных результатов внутри научного сообщества исреди широкой публики. Таким способом авторы объявляют результаты, за научную достоверность которых несут ответственность.

Публикации, которые сообщают о новых научных результатах, должны давать полное и исчерпывающее описание результатов и использованных методов, а также полный и точный отчет о собственной подготовительной работе и работе третьей стороны; результаты, которые были опубликованы ранее, следует повторять только в той мере, в какой это необходимо для понимания контекста.

Любые данные, которые подтверждают или ставят под вопрос представленные результаты, должны быть также обнародованы.

Если несколько ученых вовлечены в научное исследование и публикацию как результат этой работы, соавторами могут считаться только те,кто внес значительный вклад в разработку планаисследований или экспериментов, вычисление, анализ и интерпретацию данных и подготовку рукописи, причем они также должны дать согласие на ее публикацию.

Авторы несут совместную ответственность за содержание публикации; «почетное авторство» не разрешается.

Процесс написания и подготовки для издания научной статьи подчиняется формализации. Несмотря на многообразие форм научных письменных отчетов (доклады, краткие сообщения, тезисы выступлений на конференциях, регулярные и обзорные статьи, патенты, специальные популярные представления материала, чисто информационные выборки и т.д.), процедуру подготовки статей можно представить в виде общей схемы, включающей ряд последовательный этапов.

1. Появление замысла о публикации материала (формирование идеи публикации).

2. Консультации с возможными соавторами.

3. Принятие решения о публикации.

4. Доклад на научном семинаре.

5. Выбор места (журнала) для публикации.

6. Выбор лидеров (консультантов) подготовки статьи.

7. Написание варианта № 1.

8. Определение списка авторов и их очередности.

9. Чтение всеми лидерами варианта № 1 и подготовка последующих вариантов № 2, 3 и т.д.

10. Выявление принципиальных согласий или несогласий в изложении результатов и их обсуждение.

11. Постепенное уточнение положений статьи.

12. Посте

Наши рекомендации