Предмет и задачи методологии научного исследования

Целью изучения учебной дисциплины “Методология научного исследования” является знакомство с научной деятельностью, ее спецификой и методами. Наука проникла во все сферы жизни социума и специалист в любой сфере деятельности должен быть знаком с основными принципами ее организации – представлениями о науке как системе знаний, как деятельности по производству знаний, как социальном институте и как непосредственной производительной силе общества.

Знакомство с методами научного познания, как в историческом плане, так и в аспекте их взаимосвязей с другими сторонами когнитивного процесса (в частности псевдонаучными, околонаучными методами) необходимо студентам для гармоничного формирования мировоззренческих установок и осмысления навыков профессиональной деятельности. В курсе рассматривается структура методов научного познания, уделяется определенное внимание специфике методов научного познания по сравнению с методами постижения мира философией, искусством и религией. Подробно анализируется становление и природа эмпирических и теоретических методов научных исследований. Из эмпирических методов рассматриваются наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Из теоретических – идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному, мысленный эксперимент. Из методов, применяемых на эмпирическом и теоретическом уровне – анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, абстрагирование, математические методы. Дается анализ следующих форм познания: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория. Должное внимание уделяется следующим сквозным методам познания: историческому, системному, синергетическому.

Учебная дисциплина «Методология научного исследования» призвана обеспечить будущему специалисту базис фундаментальных знаний для глубокого овладения специализированными дисциплинами, а также новыми знаниями в процессе профессиональной деятельности.

Данный курс помогает детально ознакомиться с научной методологией, дает необходимые рекомендации по работе над научной проблемой и дипломным проектом.

Цель курса: освоить принципы методологии и методики научных исследований, их планирования и организации.

Изучение методологического материала позволяет решать следующие задачи:

– уметь отбирать и анализировать необходимую информацию по теме научного исследования;

– формулировать цель и задачи научного исследования, теоретические предпосылки;

– формулировать выводы по результатам научных исследований;

– составлять отчет, доклад или статью по результатам выполненных научных исследований.

Обыденное и научное знание

Научное знание всегда характеризуется последовательностью и систематичностью. Именно этим и отличаются точные науки, в которых большинство утверждений логически выводится из немногих исходных посылок. Но даже в так называемых эмпирических науках (опирающихся на такие опытные методы исследования, как наблюдение, эксперимент и измерение) сравнительно редко встречаются отдельные, изолированные обобщения или гипотезы. В конечном итоге их стараются получить логически из более широких обобщений, принципов и допущений.

Во все времена наука, на какой бы ступени развития она ни находилась, тем и отличается от обыденного знания, что представляет собой не простую совокупность «сведений» о мире, «набор» информации, а определенную систему знаний. Научное исследование является целенаправленным познанием, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Известно, что задолго до возникновения науки люди приобретали достаточно надежные знания о свойствах и качествах предметов и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической жизни.

И сегодня мы немало узнаем с помощью обыденного знания.

Однако наука не является простым продолжением знаний, основанных на здравом смысле. Она предстает как познание особого рода, со своими специфическими средствами, методами и критериями. Прежде всего, в отличие от обыденного знания наука не ограничивается нахождением новых фактов и результатов, а либо стремится объяснить их с помощью существующих гипотез, законов и теорий, либо специально вырабатывает для этого новые теоретические представления. Все это и дает возможность лучше понять систематический, последовательный и контролируемый характер научного знания.

Фундамент науки строится на систематизации и организации знания, он основывается на формировании новых понятий, законов и теорий.

Именно с их помощью как раз и удается не только объяснить уже известные факты и явления, но и предсказать новые, неизвестные ранее факты и явления.

Наши рекомендации