Лесной фонд Республики Беларусь
Лес – один из немногих природных ресурсов, к тому же возобновляемых. Запасы древесины в лесах Беларуси позволяют рассматривать лесную отрасль как ресурсообеспеченную, способную внести весомый вклад в экономику нашей страны. К тому же сегодня в отношении общества к лесу помимо его ресурсной роли важную, если не доминирующую, функцию начинает играть глобальная и социальная сущность лесов, лес становится гарантом здоровой жизненной среды для человека и других живых организмов на Земле. Располагаясь в центре Европы, леса Беларуси сегодня представляют не только ресурсный потенциал, играющий важную роль в обеспечении потребностей государства в разнообразной продукции, но и обеспечивающий нормальную среду для жизни людей, а также выполняющий важные эколого-природоохранные функции и решающие проблему сохранения биологического и генетического разнообразия не только Беларуси, но и в значительной степени всей Европы[1]. Сегодня главная задача многоцелевого использования лесов Республики состоит в сбалансированном подходе к использованию материальных и так называемых «невесомых полезностей» леса.
Земли лесного фонда выполняют важные экономические и экологические функции. Они являются главным средством производства в лесном хозяйстве, позволяют воспроизводить как лесные, так и иные ресурсы, поддерживают экологический баланс, служат резервом для расширения хозяйственной деятельности, непосредственно не связанной с использованием лесов (сельского хозяйства, транспорта и других отраслей). Общая площадь земель лесного фонда Республики Беларусь на 01.01.2017 г. составляет более 9,5 млнга, 45% от всей территории Республики. На одного жителя республики приходится 1,0 га общей площади лесного фонда, в том числе более 0,87 га покрытых лесом земель и более 186 м3 древесного запаса, что в 2 раза выше среднеевропейского уровня. В последние годы наблюдается положительная динамика в изменениях показателей лесного фонда. Большинство показателей улучшается: увеличивается общая площадь лесного фонда, площадь покрытых лесом земель, общий запас насаждений, средний запас насаждений на 1 га. Ежегодный прирост древесины значительно превышает ее годовые вырубки. Это говорит о том, что баланс интересов между экологической и экономической составляющими в лесных отношениях сложился в пользу экологии.За последние годы объемы лесозаготовок постоянно увеличиваются [2],[3]. Этого количества достаточно для удовлетворения внутренних потребностей и получения значительных валютных поступлений от ее экспорта[4].
На современном этапе лесное хозяйство Беларуси - это комплексная, многофункциональная отрасль народного хозяйства республики, первоочередной задачей сохранение и создание на землях лесного фонда республики высокопродуктивных, качественных, биологически устойчивых, оптимального видового и возрастного состава лесов и лесной фауны, отвечающих высоким экологическим, социальным и экономическим потребностям общества и государства.
Общую политику по увеличению природно-ресурсного потенциала лесов, устойчивому лесопользованию определяет Президент и Правительство Республики Беларусь. Государственное управление по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов страны, разработку нормативной базы по ведению лесного хозяйства, организацию рационального освоения лесных ресурсов осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь.
Древесина и изделия из нее являются важной статьей белорусского экспорта. Она представляет собой один из немногих природных ресурсов, которыми богата страна. Особую ценность этому ресурсу придает его возобновляемость, что делает его практически неисчерпаемым. До 2013 года древесина из Беларуси вывозилась лесхозами в основном в виде круглого леса: пиловочник, балансы, фанерное бревно. Предприятия концерна «Беллесбумпром» экспортировали в основном готовые изделия: мебель, фанеру, пиломатериалы. С 2003 года вывоз древесины в необработанном виде был запрещен как экономически невыгодный. Исключение сделано для мелкотоварной древесины, которую мы не могли переработать из-за нехватки мощностей. Начиная с 2015 года в связи с реконструкцией предприятий «Беллесбумпрома» в Республике перерабатывается вся древесина. Основным экспортным продуктом лесного хозяйства являются пиломатериалы. Это повышает эффективность экспорта, но и создает трудности со сбытом, так как торговля пиломатериалами на мировом рынке преобладает над другими видами торговли древесиной. Для мирового рынка хвойных пиломатериалов традиционно характерно большое количество поставщиков и достаточно высокий уровень предложения. Согласно данным FoodandAgricultureOrganizationoftheUnitedNations, ежегодно в мире производится 425 млн м3 пиломатериалов. Международная торговля пиломатериалами развивается в условиях сложившихся товаропотоков. Ведущими экспортерами пиломатериалов в мире являются страны европейского и североамериканского регионов: Канада (20 %), Россия (16 %), Швеция (10 %), Германия (6 %), а импортерами – страны Азии (Китай – 20 %, Япония – 6 %), Северной Африки и Ближнего Востока. При этом достаточно большая доля международной торговли пиломатериалами приходится на внутрирегиональные поставки, в том числе между европейскими странами и между Канадой и США. В силу изложенного представляет интерес сделать анализ рынков древесины, уточнить основные экспортные потоки лесхозов Беларуси и определить наиболее рациональную логистики поставок древесины на экспорт предприятиями лесного хозяйства.
Развитие экспорта создает условия для обеспечения экономической, технологической, продовольственной и финансовой безопасности страны. Увеличение валютной выручки позволяет уменьшить давление на валютный курс и, как следствие, позволяет избежать: девальвации, инфляции, падения зарплат, уровня жизни населения. Рост экспорта способствует достижению положительной величины платежного баланса страны, а также позволяет обслуживать и погашать внешний долг страны.
Наращивание экспорта является главным фактором роста экономики страны и каждого предприятия в том числе. Величина экспорта определяет возможности получения предприятием иностранной валюты, которая важна для модернизации производства на базе новейших технологий и видов техники, оплаты импорта тех товаров, для производства которых в Республике Беларусь нет необходимых ресурсов и благоприятных условий. Главная цель развития экспорта предприятиями лесного хозяйства – увеличение поступления в страну иностранной валюты на основе повышения рациональности и комплексности переработки лесосырьевых ресурсов. Исходя из этой цели, лесхозам определены следующие основные задачи:
1 расширение масштабов производства и ассортимента товаров, выпускаемых из местного древесного сырья, для поставки их на экспорт;
2 создание новых экспортно-ориентировочных производств по переработке древесного сырья, основанных на ресурсосберегающих и экономически безопасных технологиях;
3 уровня использования вторичных древесных ресурсов;
4 совместных предприятий с привлечением иностранного капитала;
5 улучшение рекламы товаров, выпускаемых из местного сырья, обеспечение участия лесхоза в международных ярмарках и выставках;
6 активизация продвижения лесопродукции на внешние рынки, укрепления служб маркетинга лесхоза.
В настоящее время реализация лесоматериалов лесхозами Беларуси осуществляется через УП «Беллесэкспорт». На протяжении всего периода деятельности его главной задачей было и остается продвижение лесоматериалов и изделий их переработки на зарубежный и внутренний рынок. Цена на лесоматериалы устанавливается в соответствии с котировальными ценами ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». По результатам торгов, совершению биржевых сделок, между УП «Беллесэкспорт» и покупателем заключается договор купли-продажи на поставку лесоматериалов. Экспортная деятельность лесохозяйственных предприятий определяется максимальной реализацией на экспорт невостребованных на внутреннем рынке лесоматериалов в заготовленном виде и продукции лесопереработки. Сегодня основными потребителями белорусского мелкотоварного круглого леса являются предприятия Польши, Китая, Латвии, Литвы, Швеции, Чехии. Реализация пилопродукции в основном осуществляется потребителям Германии, Бельгии, Нидерландов. Объемы экспорта с каждым годом растут. Среди постоянных партнеров УП «Беллесэкспорт» такие крупные лесоперерабатывающие предприятия Европы, как SILVA Sp.z.o.o., InternationalPaper-Kwidzyn, MONDI SWIECIE, SwedspanPolskaS.z.o.o. Сотрудничество с ними позволяет поддерживать достойную цену на поставляемую продукцию.
Основным документом, удостоверяющим факт внешнеторговой сделки, является внешнеторговый контракт. В нем находят отражение условия проведения сделки. При заключении внешнеторговых сделок используется совокупность торговых обычаев при купле-продаже, которые определяют обязанности сторон по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. В них оговариваются расходы, которые несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру. Эти расходы могут составлять до 40–50 % цены товара и включать затраты на подготовку товара к следующим операциям: отгрузке; погрузке товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика различными видами транспорта; перевозка товара от пункта отправления до основных перевозочных средств; погрузке товара на основные перевозочные средства в пункте экспортера; транспортировке товара международным транспортом; страхованию и хранению груза в пути, при перегрузке и перетарке; выгрузке товара в пункте назначения; доставке его от пункта назначения на склад импортера; оплате таможенных пошлин, налогов, сборов при переходе таможенных границ. Те расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. Эти условия называются базисными потому, что они устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уровень контрактной цены.
Сущность сбыта
Опасность кризиса существовала всегда и до сих пор есть на самых различных предприятиях, и ее необходимо предвидеть и прогнозировать. Выход из кризиса не всегда сопровождается позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более продолжительного и глубокого.
Современная экономика характеризуется двумя тенденциями развития компаний. Одна из них связана с концентрацией деятельности на узких специализациях, другая – расширение сферы деятельности и нахождение новых сегментов рынка. Несмотря на различную направленность, эти явления включаются в единый процесс, заключающейся в выборе наиболее коммерчески привлекательных рынков сбыта, для улучшения финансового состояния фирмы. В условиях рыночной экономики, где сбыт продукции не гарантирован планом, диверсификация производства, предусматривающая расширение рынка сбыта продукции, становится важным условием экономического благополучия предприятия [1].
Самое главное для продавца для повышения его конкурентоспособности, вопрос: как расширить рынок сбыта своей продукции. В понятие конкурентоспособности организации вкладывается ее способность выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами. В наше время повышения конкурентоспособности во всех областях бизнеса, а именно поиск своего места на рынке становится целью номер один. Расширение рынка сбыта– одно из направлений организации сбыта продукции в любой компании [2]. В идеале каждая компания стремится занять на рынке доминирующее положение, а для этого в числе прочих мероприятий необходимо вести работу по поиску и привлечению новых клиентов, расширять спрос на свою продукцию, находить новые способы ее потребления, вести борьбу с конкурентами.
Расширение рынка сбытапонимается как нахождение для выпускаемого товара новых рынков, так и охват новых сегментов существующего рынка. В первом случае расширение рынка сбыта может проводиться путем выхода на рынки других уровней – на региональный, национальный, международный. Во втором случае расширение рынка сбыта осуществляется путем выпуска модернизированных версий товара, которые ориентированы на конкретные группы потребителей [3].
Предприятия расширяют свой рынок сбыта в основном за счет следующих факторов:
1 Привлечение новых покупателей. Выпускаемый компанией товар или оказываемая услуга всегда имеют потенциал в плане привлечения новых клиентов и покупателей, которые по каким-либо причинам пока не знали о товаре (услуге) или не владели необходимой информацией об их свойствах, или откладывали приобретение товара ввиду его высокой цены. Расширение рынка сбытав этой ситуации может осуществляться путем применения стратегии проникновения на рынок (информирование целевой аудитории о товаре или услуге, реклама), стратегии создания нового рынка, в ходекоторой новые группы потребителей информируются о товаре, который ранее этой группой не рассматривался как необходимый, и его полезных свойствах, а также стратегии географической экспансии путем экспорта товара и так далее. Каждый класс продуктов имеет потенциал привлечения новых покупателей: людей, которые не владели информацией о свойствах товаров, не имели возможности приобрести их из-за высоких цен, не желали покупать продукт, характеристики которого не удовлетворяли имеющиеся потребности.
2 Нахождение новых способов использования продукции компании. Даже один новый способ использования товара способен значительно расширить рынок сбыта. А если такие способы находятся регулярно, то компании гарантированы высокие объемы продаж и колоссальная прибыль. Впрочем, зачастую сами потребители открывают новые возможности использования привычных товаров. Расширению рынков способствуют открытие и продвижение новых способов использования продуктов.
Использование инновационных идей при создании новых товаров или изменения ранее созданных, – это то, что является оптимальной «надстройкой» к уже имеющемуся «базису».
3 Расширение рынка сбытаза счет интенсификации использования выпускаемого товара. Третья стратегия расширения рынка заключается в попытке убедить потребителей увеличить интенсивность использования продукции компании. Если производителю кукурузных хлопьев удастся внушить покупателям, что они получат огромное удовольствие, если будут съедать за день не половину, а целую пачку его продукта, объем его продаж несомненно возрастет [4].
Суть выхода на новые рынки заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению товара, в разработке реальных программ действий организации на конкретном рынке. Главное, что нужно, чтобы не потерять клиента и приобрести новых - это ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение.
Чтобы не оказаться в рискованной экономической ситуации для организации, необходимо правильно анализировать рынок, определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке.
В данное время роль и значение расширения рынков сбыта значительно шире. Оно представляет собой тип мышления управляющих и всего персонала-организации.
Самым важным при исследовании и выходе на рынок нужно учитывать организационно-экономических условия внешней среды, соответствие прибыли и издержек продукции, с которой выходишь на рынок, мнения покупателей, продукцию конкурентов, следить за инновационными разработками и новшествами. Иначе говоря, организации комплексно решают проблемы потребителя. Наибольший эффект от выхода на новый рынок сбыта будет в том случае, если последовательность действий, принципов, методов и средств маркетингового воздействия и маркетинговой информации по стадиям воспроизводственного процесса будет точной и правильно продуманной специалистами [5].
Указанные особенности позволяют рассматривать методы расширения рынков как важное условие и существенный резерв антикризисного управления.
Выход на новый рынок опирается на внутренние факторы организации: производственно-технологические особенности; ресурсный потенциал; характер внутренней атмосферы; уровень развития компонентов менеджмента: прогнозирование, планирование, информационное обеспечение, мотивацию персонала, процессы централизации и децентрализации, интеграции и диверсификации управления, организационные структуры управления и контроля. Анализ рыночных возможностей организации осуществляется с использованием факторов маркетинговой среды и прежде всего микросреды, в которой функционирует организация. В кризисных условиях исключительно важны надежность партнеров и поставщиков, формирование новых и поддержание действующих связей и контактов с потребителями. Особую значимость имеют стратегии конкурентов, их преимущества, логика поведения на конкретном рынке. Объектом исследований организации и анализа выступают также объективные экономические тенденции развития: научно-технические, демографические, социальные, политические, культурные процессы, состояние которых оказывает в условиях кризиса активное влияние на рыночную ситуацию. Ключевой функцией антикризисного управления при этом выступает мониторинг внешней среды организации для улавливания сигналов, свидетельствующих об угрозе ухудшения положения организации на рынке, потере конкурентоспособности, снижении платежеспособности и управляемости или, наоборот, об открывающихся возможностях прогрессивных сдвигов в отдельных сферах деятельности [6].
Все же при нахождении таких путей выхода на новые рынки специалисты организации должны учитывать несколько факторов:
1 динамика особых черт региона, привлекательных для бизнеса;
2 динамика инвестиций;
3 уровень и характер занятости населения и динамика ее структуры;
4 уровень и динамика благосостояния населения, уровень развития инфраструктуры;
5 конкурентные преимущества и слабые стороны конкурентов;
6характеристики потребителей (сегментация по группам);
7 конъюнктура рынка ресурсов: сырьевых, материальных, трудовых, финансовых [7].
Если учесть эти факторы, то можно эффектно выйти на новый рынок и оставаться в лидирующих позициях долгое время.
В кризисной ситуации новые рынки сбыта должны быть изучены особенно скрупулезно, ведь непродуманные решения могут погубить организацию окончательно.
Во-первых, есть новые рынки, которые еще никем не освоены. Достоинством таких рынков является то, что отсутствуют конкуренты. При освоении этого рынка другими организациями, производящими товар или услугу, которая похожа на нашу, наша продукция будет иметь неоспоримое преимущество в том, что она уже зарекомендовала себя на этом рынке. Недостатком конечно же будет являться то, что отсутствует информация о том, как действовать на этом рынке. При этом есть большие риски, что продукция не удовлетворит потребителя, и компания обанкротится.
Во-вторых, выход на рынки, которые новы для выбранного региона. Недостаток — здесь уже есть конкуренты, которые нашли свое место на рынке. Чтобы составить конкуренцию таким компаниям, нужно проявить лояльность к потребителям и заработать популярность всеми способами. Достоинством является то, что рынок уже открыт, и мы можем проанализировать его, выявить ошибки конкурентов и не повторить их самим. Риски при этой стратегии более низки, в связи с том, что можно оценить решения полностью, проанализировать все действия, научится на действиях конкурентов [8].
В данное время антикризисное управление играет большую роль в развитии каждого предприятия, в независимости от его состояния сегодня. Оно решает большое число задач, чтобы в будущем компания процветала, а не разрушилась.
Рынок — это абстрактное место встречи покупателя и продавца. С одной стороны, рынок подвержен экономическим правилам, с другой — он эти правила создает. Продажа товара определенной категории зависит от экономических условий, в которых этот товар продается. Товар, который не удовлетворяет требованиям определенного рынка и конечного потребителя остается без покупателя и постепенно заканчивает свой жизненный цикл. Новые товары, приходящие на его смену и отвечающие всем требованиям рынка, находят своего покупателя и на долго сохраняют свои лидерские позиции.
Можно выделить следующие причины выхода компаний на внешние рынки:
1 Привлечение новых клиентов. В случае насыщения внутреннего рынка, компаниям необходимо найти новые рынки сбыта для повышения своих доходов, прибыли и обеспечения долгосрочного роста компании.
2 Сокращение издержек и повышение конкурентоспособности. В виду ограниченного масштаба внутреннего рынка, компании не могут максимально получить выгоду за счет эффекта масштаба и эффекта обучаемости. Как следствие, организации находят путь к экспорту своей продукции на зарубежные рынки.
3 Преимущества за счет ключевой компетенции. Ключевая компетенция представляет собой специфический фактор, который бизнес рассматривает как центральный и значимый при развитии и расширении.Компании, обладающие ключевой компетенцией могут достичь конкурентных преимуществ не только на внутреннем рынке, но также и на внешнем.
4 Снижение странового риска за счет диверсификации. Компании, оперирующие на рынках разных стран (регионов), могут получить итоговую выгоду, в части компенсации убытков, возникающих из-за экономического спада в одной стране (регионе) за счет продаж в другой стране (регионе).
5 Увеличение рыночной капитализации компании. Удовлетворение требований акционеров и участников по расширению деятельности компаний на глобальном уровне [9].
Таким образом, основополагающими факторами, на которые должно ориентироваться предприятие при расширении рынка сбыта, являются: конечный продукт, который необходимо реализовать; потребитель, на которого рассчитан этот продукт и цена, по которой этот продукт должен быть продан.
Определяя выбор и параметры для расширения рынков сбыта предприятие должно оценить конкурентоспособность своего товара, ценовую категорию и конечного потребителя, для которого этот товар будет поставляться на внешние рынки. Качество товара должно соответствовать требованиям потребителя, на которого данный товар рассчитан.
Важным преимуществом расширения рынка сбыта является использование в расчетах свободно конвертируемой валюты с низким уровнем волотильности и обеспечение, тем самым, стабильного развития предприятия, а также его защищенность от внутренних национальных факторов девальвации национальной валюты и высокого уровня инфляции.
Учитывая вышеуказанные факторы, наиболее оптимальным для предприятия является выход на рынки стран-участниц ЕАЭС. С одной стороны, они гарантируют использования в расчетах международной валюты, с другой — менталитет потребителей и требования к качеству товару практически не отличаются от требования белорусов.