Вопрос 16. Себестоимость продукции. Виды себестоимости. Основные статьи затрат и их анализ. Точка безубыточности.
Себестоимость продукции это денежное выражение трудовых и материальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Виды себестоимости: цеховая (затраты цеха, связанные с производством продукции), производственная (затрата цехов плюс общепроизв. и общех. расходы) и полная = произв.+ затраты связ. с реализацией продукции.
Все затраты:
1. Постоянные (не зависят от объема производства, аренда, отопление).
2. Переменные.
Основные затраты образующие себестоимость продукции группируются по след.элементам:
1. Материальная база (покупка сырья, материалов, топлива, энергии),
2. Затраты на оплату труда ( оплата труда персонала, премии)
3. Страховые выплаты,
4. Амортизация (сумма отчислении на восстановление ОПФ)
5. Прочие затраты (налоги, сборы, платежи)
Затраты могут делиться на :
1. Основные, связанные с производством продукции,
2. Накладные – затраты связанные с организацией, управлением и обслуживанием персонала.
Они бывают:
1. Общепроизводственные (затраты, связанные с организацией управлением и обслуживанием отдельных цехов и отд.отраслей,
2. Общехозяйственные – административно управленческие затраты (зп адм. управляющим, содержание транспорта).
Порядок проведения анализа себестоимости:
1. Сравнение плана и факта,
2. Анализ структуры себестоимости,
3. Постатейный анализ,
4. Анализ точки безубыточности.
Под точкой безубыточности понимается объем реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости.
Постоянные издержки |
Переменные издержки |
Убытки |
Суммарные издержки |
Издержки и доходы |
Единицы продукции |
10 20 30 40 50 60 70 |
Точка безубыточности |
Рис. Определение точки критического объема производства
Постатейный анализ – рассматривает каждую статью в структуре себестоимости.
Вопрос 17.Прибыль на предприятии. Функции и виды прибыли. Распределение прибыли.
Прибыль = ДВ – себестоимость. На величину влияет объем, цена и себестоимость.
Основные функции прибыли:
1. Оценочная – один из важнейших показателей эффективности работы.
2. Стимулирующая – прибыль как источник и условие формирования поощрительных фондов.
3. Распределительная.
Чистая прибыль идет в 2 направлениях: резервный фонд и фонд специального назначения. Фонд спец.назначения делиться на фонд накопления (статьи использования: капиталовложения, природно – охранные мероприятия, научно – исследовательские и проектные работы, взносы по созданию др. предприятии.), фонд потребления (фонд коллективного потребления, фонд индивидуального потребления, прочие), дивидендный фонд. п
Выделяют следующие виды прибыли:
1. Валовая,
2. Прибыль от продаж,
3. Прибыль до налогообложения,
4. ЧП (-20% налог)
Вопрос 18 Рентабельность предприятия. Основные факторы повышения рентабельности.
Рентабельность -это обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности предприятия.
Уровень Рентабельность продукции = прибыль / себестоимость * 100%., на 1 руб …копеек , на 1 руб …копеек
На производственном предприятии используют несколько показателей рентабельности предприятия:
При анализе прибыли и рентабельности используются следующие источники информации:
1. Уровень общей рентаб-ти = ЧП \ стоимость имущества( баланс итог) * 100%. , характеризует сколько получено прибыли с каждого рубля вложенного имущества.
2. Рентабельности собственного капитала = прибыль с распоряжении предприятия \ источник собственных средств (баланс стр 490). Для инвесторов.
3. Коэф.рентабельности от продаж = прибыль \ ДВ (ф.№2), показывает какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализации.
4. Рент.произв.фондов( норма прибыли) = прибыль \ стоимость Произв. Фондов (баланс ст 120 +210+217)
5. Число оборотов капитала = ДВ \ стоимость имущества(активы)
1) отчет о прибылях и убытках
2) отчет о движении капитала
3) для анализа чистой прибыли используется устав предприятия
Основными факторами, влияющими на прибыль являются:
- объем производства;
-себестоимость продукции;
- структура, ассортимент выпускаемой продукции;
- уровень цен;
- производительность труда и уровень технической оснащенности производства;
- конкурентная среда (действия налоговой системы, источники финансирования деятельности, деятельность конкурентов, территориальное месторасположение и др.).