II. Почему и как власти ЧАО поддерживают развитие предпринимательства?
Роль малого бизнеса в национальной экономике трудно переоценить. Конечно, наибольший объем производства валового продукта приходится на долю крупных фирм, имеющих огромные капитальные ресурсы. Однако, мировой опыт свидетельствует, что развитие малого предпринимательства позволяет успешно решать целый ряд серьезных задач, стоящих перед экономической системой. Важнейшие преимущества малого предпринимательства следующие:
- небольшие предприятия отличаются гибкостью, способностью быстро приспосабливаться к меняющемуся спросу населения, учитывать индивидуальные вкусы и запросы потребителей. Не случайно в США практически все 1,8 млн. предприятий сферы услуг и львиная доля 1,5 млн. магазинов – это малые фирмы;
— малый бизнес делает существенный вклад в ускорение научно-технического прогресса. В развитых странах так называемые «венчурные», т.е. «рисковые», малые предприятия выполняют 50—60% всех научно-технических разработок. Общепризнано, что они послужили генераторами развития электроники, кибернетики и информатики. Забегая вперед можно сказать, что поддержка таких малых предприятий является приоритетной в ЧАО;
— результатом развития малого бизнеса является возникновение миллионов независимых участников рыночных отношений. Появление в России 9,5 млн малых предприятий было важным шагом по пути реформирования нашей экономики, создания конкурентной среды, преодоления монопольного положения крупных государственных предприятий.
- малые предприятия помогают решать проблему занятости. В России они смягчили последствия структурной перестройки: в 1996 г. на малых предприятиях работали около 14 млн. человек. Не менее чем половина из них - люди, потерявшие по разным причинам работу на бывших государственных предприятиях. Одна из функций малого бизнеса - социальная: он впитал в себя тех людей, которых вытолкнуло производство. Их пришлось бы содержать обществу, платить им пособие по безработице, а так они не только не требуют пособия, но и производят материальные ценности, платят налоги, дают работу, а значит доходы наемным работникам и подрядчикам. Во всех экономически развитых странах доля людей, работающих в малом бизнесе, превышает 50% общей численности занятого населения. В Германии, к примеру, 65% всего занятого населения работают на малых предприятиях. А в России в малом бизнесе - только 17%!
Производительность труда в малом бизнесе, понятно, ниже – это одна из причин, почему он нуждается в поддержке государства. Но не только это важно.
Пока в нашей стране существует достаточно негативное отношение к предпринимателям и предпринимательству. А значит, путь решения проблемы лежит и через изменение психологии людей.
Сделать так, чтобы а) человек связал свою жизнь не с сиюминутной прибылью, а с перспективой быть независимым и богатым, и б) чтобы на него так и смотрели: не завистливо, а именно уважительно, - это очень сложно.
Ещё одна из причин, из-за которой малый бизнес плохо развивается в нашей стране, - отсутствие финансов. Где взять стартовый капитал? Нормальная западная практика - дают банки. Везде в мире, но не в России. Нужно оказывать помощь в получении кредитов, нужно субсидировать процентные ставки, нужно гарантировать кредиты...
Со всеми этими проблемами (часто стоящими даже более остро, чем в целом по России) сталкиваются и начинающие предприниматели ЧАО. Согласно данным основными сдерживающими факторами, влияющими на процессы создания и функционирования малого предпринимательства и препятствующими его разностороннему развитию в экономике Чукотского автономного округа, являются:
- сложные климатические условия и территориальное положение Чукотки;
- неравномерность экономического развития населенных пунктов Чукотского автономного округа, их транспортной, коммуникационной и иной обеспеченности, труднодоступность и малочисленность национальных сел;
- зависимость от поставок топлива, сырья, материалов, комплектующих из центральных регионов России или других стран, осуществляемых морским путем или авиатранспортом, что влечет за собой значительное удорожание производимой продукции, работ и услуг;
- дефицит у предпринимателей собственных средств, необходимых для воспроизводства;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, самофинансирования и страхования рисков субъектов малого предпринимательства, отсутствие льготного кредитования малого бизнеса кредитными учреждениями Чукотского автономного округа;
- отсутствие единой скоординированной системы поддержки субъектов малого предпринимательства на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
При этом органы власти ЧАО отдают себе отчет в том, что малое предпринимательство является неотъемлемым субъектом рынка Чукотского автономного округа, способным в определенной степени решать проблемы занятости населения, повышения уровня жизни, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
В целях развития малого предпринимательства в ЧАО принята региональная целевая программа "Поддержка малого предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2007 - 2010 годы"
Целью этой Программы является укрепление сложившихся положительных тенденций в развитии малого предпринимательства в Чукотском автономном округе а также дальнейшее обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях и сферах экономики Чукотского автономного округа
Система программных мероприятий представлена четырьмя разделами;
1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития и поддержки малого предпринимательства.
2. Финансовая и имущественная поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства.
3. Содействие развитию аналитического и информационного обеспечения малого предпринимательства.
4. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, методическое обеспечение развития малого предпринимательства.
Стимулирование развития малого предпринимательства в Чукотском автономном округе будет проводиться в следующих приоритетных направлениях:
- производство товаров народного потребления, продукции ремесленничества и народных промыслов;
- общественное питание;
- бытовые и иные услуги населению;
- инновационная деятельность;
- консультационные, информационные услуги.
Что такое Координационный Совет? Координационный Совет по поддержке малого предпринимательства был создан в 2003 году Правительством Чукотского автономного округа в целях реализации мероприятий программ поддержки малого предпринимательства. К числу его функций отнесены вопросы координации мер по устранению административных барьеров, разработка предложений по повышению эффективности мер поддержки малого предпринимательства, рассмотрение спорных вопросов и обращений предпринимателей.
В состав Координационного совета входят 15 человек.
Совет созывается в соответствии с планом работы, при поступлении надлежаще оформленных документов и бизнес-проектов от предпринимателей. На Координационном Совете принимаются решения об оказании финансовой поддержки предпринимателям, подавшим заявки, на развитие бизнеса или приобретение оборудования. Финансовая поддержка проектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Правительством автономного округа.
ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ
Координационный совет при Управлении экономики Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО (Емельянова Валентина Павловна, Листопадова Ирина Борисовна) – Тел. 8 (42722) 2-93-36, Адрес: г. Анадырь, ул. Отке 2
III. Как разработать первый бизнес-план
В 2008 году, проводя опрос, Василис Паппас предложил 4 варианта ответов на вопрос «Что важнее всего для предпринимателя?»: наличие стартового капитала, грамотный маркетинг и хорошие продажи, правильная организация и продуманный бизнес-план или предпринимательская жилка.
Первым по популярности (46% участвовавших в опросе) стал ответ «правильная организация и продуманный бизнес-план», а на последнем, как бы странно это ни выглядело,— «наличие стартового капитала» (15%).
Если речь заходит о предпринимательстве, куда большее значение, чем деньги, имеют правильная организация и наличие бизнес-плана. И с этим трудно поспорить. Какой прок в деньгах, если не знаешь, как их потратить, чего ты хочешь добиться и как идти к выбранной цели? Деньги же играют самую незначительную роль, ведь они ничего не принесут бизнесмену, если остальное – бизнес-план, организация, продажи, маркетинг – из рук вон плохо.
Поэтому, если вы действительно хотите преуспеть в бизнесе, но у вас нет средств, не считайте, что все кончено. Куда важнее вопрос, есть ли у вас все остальное. Если да – вперед!
Первым делом следует изложить свое видение бизнеса на бумаге. Сначала просто изложите свои мысли. Это поможет вам понять, какая дополнительная информация и какие ресурсы вам необходимы. Примите во внимание следующие важные аспекты:
- Есть ли у вас четкая идея вашего бизнеса? Какие ресурсы вам необходимы для того, чтобы она стала конкретным делом?
- Какую роль вы собираетесь играть в своем бизнесе?
- Какую роль будут играть в вашем бизнесе другие люди? Необходимы ли вам другие люди?
Ключ к успеху – иметь ясное видение и планировать достижение того, к чему вы стремитесь. Просто сказав «Я хочу иметь преуспевающий бизнес», Вы ни на шаг не приблизитесь к реализации своего плана. Ваши цели должны быть предельно конкретны: чего именно и в какие сроки Вы хотите достичь. Например: «Через двенадцать месяцев у меня будет собственный бизнес по производству консервированной продукции с двенадцатью сотрудниками и фондом оборотом 2,5 миллиона рублей в год».
Постановка целей для вашего бизнеса – это необходимый и вдохновляющий процесс. Запишите свои цели и не прекращайте обдумывать и корректировать их. Записав свой план, вы приближаете к реальности ваши первоначальные предпринимательские идеи.
Удостоверьтесь, что у вас есть время для того, чтобы вникнуть в вопросы, связанные с началом своего дела, а также узнать необходимую информацию об отрасли, в которую вы планируете войти. Начинающий предприниматель, как правило, не очень хорошо знает свой рынок сбыта и не может правильно вести ценовую политику.
Составление бизнес-плана поможет Вам преодолеть многие трудности и тем самым увеличить шансы Вашего предприятия на успех.
Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и внешней среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей.
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования, средством оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания. В случае, когда компания уже существует, бизнес-план будет подготавливаться для того, чтобы оценить жизнеспособность нового бизнеса в структуре имеющейся деятельности компании.
Если Вы готовите бизнес-план просто как набор главных целевых задач для контроля за развитием своего бизнеса, тогда некоторые сведения, касающиеся предыстории Вашего предприятия, а также Вас лично, можно в него не включать.
Если же Вы собираетесь использовать его для получения финансовых средств, необходимых для развития Вашего дела, или привлечения внимания к Вашему проекту, тогда следует включить в бизнес-план максимум информации.
При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. Бизнес-план рекомендуется разрабатывать на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год.
Имеет смысл разработать несколько альтернативных прогнозов изменения значения исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития проекта.
Существует значительное число разработанных рекомендаций по составлению бизнес-плана. На первый взгляд различие изложенных в них представлений авторов о том, как должен выглядеть бизнес-план, может привести Вас в недоумение, но познакомившись с ними подробнее, Вы поймете, что все они похожи и отличаются лишь последовательностью и величиной разделов.
Общепринятая СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА выглядит таким образом:
ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН (ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
АНАЛИЗ РЫНКА
ПЛАН МАРКЕТИНГА
РИСКИ И СТРАХОВАНИЕ
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Вы можете включить в бизнес-план и другие разделы. Скорее всего Вам придется предпринять несколько попыток составить план прежде, чем у Вас получится бизнес-план, удовлетворяющий потребности Вашего бизнеса. Очень важно, чтобы в том бизнес-плане, который получится у Вас в результате, все части были взаимосвязаны.
1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)
Несмотря на то, что резюме проекта располагается сразу за титульным листом, это завершающая стадия изложения бизнес-плана на бумаге.
Собирая данные из разных разделов в резюме, убедитесь в том, что ничего не упустили из виду. Кроме того, необходимо удостовериться в том, что расчеты, касающиеся предполагаемого объема сбыта, планируемых затрат и прогноза движения денежных средств, содержащиеся в различных частях бизнес-плана, не противоречат друг другу.
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и должно, как правило, включать следующую информацию:
- наименование проекта;
- характеристика и реквизиты организации, обращающейся за предоставлением средств;
- описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела;
- описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;
- краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;
- описание ситуации на рынке и в отрасли;
- преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;
- долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
- краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
- степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
- потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться инвесторам;
- наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
- ключевые экономические показатели эффективности проекта;
- возможные риски и система страховок.
Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.), то полезно указать их.
Цель этого раздела — продемонстрировать достигнутые Вами результаты и заставить поверить в Ваши возможности.
Начинающим свое дело бывает трудно заставить инвесторов поверить в свой проект. Вы могли бы сообщить:
· почему Вы собираетесь заняться именно этим видом бизнеса;
· какие исследование Вы провели перед тем, как принять окончательное решение;
· какую профессиональную подготовку Вы имеете или собираетесь получить для того, чтобы заниматься данным бизнесом.
Работая над бизнес-планом, надо сохранять не только уверенность в своих силах, но и достаточную самокритичность, избегая необоснованных заявлений.
Далее мы кратко охарактеризуем остальные разделы. Более подробную информацию Вы найдете в соответствующих главах этого пособия, а так же в рекомендованной литературе.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН (ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на:
- цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
- форму собственности, перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
- организационную структуру и кадровый состав;
- основные достижения предприятия;
Контрольный список вопросов для описания системы управления и процесса принятия решений:
· Представьте схематическое описание организационной структуры управления предприятием.
· Дайте общее описание функциональных обязанностей специалистов, имеющих отношение к проекту. Сделайте то же самое для членов Совета Директоров.
· Сосредоточьте внимание на основных результатах и опыте работы ответственных специалистов и избегайте излишних подробностей.
· Какие внешние консультанты будут привлечены к проекту и какие о них отзывы?
· Приложите копию уставных документов предприятия.
· Распределите ответственность между различными подразделениями системы управления предприятием.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН