Формы участия государственных органов власти РФ в развитии малого и среднего предпринимательства

В соответствии с федеральным законом государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- создание для малых и средних предприятий льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

установление для предприятий малого и среднего бизнеса упрощенного порядка регистрации, сертификации их продукции, лицензирования их деятельности, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка деятельности предприятий малого и среднего бизнеса с другими странами, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными
государствами;

организация деятельности для малых предприятий по подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Закон РФ№209-ФЗ предусматривает также создание совещательных и координационных органов (ст. 13п. 3) с целью: [1, 5, 18]

- привлечения предприятий сферы малого и среднего бизнеса к разработке и реализации государственной политики в сфере развития малого предпринимательства;

- поддержка и выдвижение инициатив, направленных на реализацию государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

- проведение экспертизы проектов законодательных актов РФ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;

- разработка рекомендаций исполнительным органам государственной власти всех уровней управления при определении приоритетов в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

- привлечение общественных объединений, граждан и представителей СМИ к обсуждению основных вопросов по реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и разработка по обсуждаемым вопросам рекомендаций.

Другой формой государственного регулирования малого предпринимательства является финансовая поддержка в виде предоставления субвенций и субсидий, бюджетных кредитов и займов, ссуд, муниципальных и государственных гарантий. Ежегодно в федеральном бюджете предусматривается выделение ассигнований на поддержку и развитие малого предпринимательства [2].

Закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. определяет следующие виды государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса (ст. 17-25) [11]:

- финансовая поддержка (ст. 17);

- имущественная поддержка (ст. 18);

- консультационная поддержка (ст. 20);

- информационная поддержка (ст. 19);

- поддержка в сфере инноваций и производства (ст.22);

- поддержка по подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров (ст. 21);

- поддержка в ремесленной сфере (ст. 23);

- поддержка в сфере внешнеэкономической деятельности (ст.24);

поддержка малых предприятий, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве (ст. 25).

Вышеуказанные виды поддержки образуют инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса. [11]

Закон №209-ФЗ ввел новое понятие в область права «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». Данная инфраструктура представляет собой совокупность некоммерческих и коммерческих организаций, которые функционируют на рынке в качестве поставщиков и покупателей факторов производства с целью размещения заказов для государственных или муниципальных нужд при реализации программ развития малого и среднего бизнеса на разных уровнях государственного управления[28].

Инфраструктура может включать в себя агентства и центры по развитию предпринимательства, фонды содействия кредитованию, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, инвестиционные фонды, научные парки, технопарки, инновационно- технологические центры, бизнес- инкубаторы, маркетинговые центры, лизинговые компании, агентства по поддержке экспорта товаров, консультационные центры и другие организации.

В развитии и регулировании предпринимательских отношений важную роль играют также нормы и принципы международного права, и международные договоры, заключенные РФ с другими странами. К международным документам, регулирующих деятельность предпринимателей в России и за рубежом, можно отнести следующие:

- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в 1956 г.);

- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в 1980 г.);

- Принципы международных коммерческих договоров;

- Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы по соотношению внутренних норм и международных о предпринимательской деятельности в России решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст.7 ГК РФ: общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры России имеют приоритетное значение по отношению к нормам российского законодательства [1].

Участие исполнительных органов государственной власти в развитии малого и среднего бизнеса является необходимым процессом развития рыночных отношений в стране. Поддержка и обеспечение равного доступа малых и средних предприятий к элементам инфраструктуры, ограничение монополизации и защита прав потребителя – являются важнейшими задачами развития инфраструктуры предпринимательской среды в РФ.


Наши рекомендации