Малое предпринимательство эффективно по многим параметрам:

Малое предпринимательство эффективно по многим параметрам:

- оно решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения;

- позволяет быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки, переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка;

- делает продукцию экономически конкурентоспособной и т.д.

Таким образом, широкий слой малого предпринимательства для государства является серьезным источником налоговых поступлений. Поэтому с самого начала формирования налоговой системы в РФ вопросам налогообложения малого бизнеса уделяется большое внимание.

Малое предпринимательство нуждается в государственной поддержке, предоставлении налоговых льгот, а в ряде случаев и в создании отдельных, упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности. Льготные условия налогообложения малых предприятий в российской экономике реализуются через введение специальных налоговых режимов (СНР).

СНР это важный элемент налоговой системы, оказывающий стимулирующее воздействие на предпринимательскую активность отдельных групп налогоплательщиков. Налоговое регулирование с помощью СНР может быть представлено в виде упрощения общей системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки налогоплательщика. В рамках СНР должен формироваться особый порядок налогообложения, который направлен на определенный круг налогоплательщиков. Так, в России существуют налоговые режимы для отдельных сфер деятельности и групп налогоплательщиков.

СНР устанавливается в рамках общей системы налогообложения и основывается на существующих принципах налогообложения:

- принцип бюджетной эффективности,

- экономической нейтральности и простоты.

Специальный налоговый режим характеризуется рядом параметров:

1.цель создания и вид режима (Цель и вид налогового режима, как правило, подразумеваются в названии специального налогового режима и автоматически определяют объекты применения),

Объекты,

3. субъекты (При выборе субъекта специального налогового режима, вида деятельности, отрасли, переводимых на особый режим, следует учитывать определенные критерии:

- приоритетность для экономики и экономической безопасности страны;

- необходимость государственной поддержки;

- степень сложности системы учета и отчетности;

- сложность точного и полного налогового администрирования.),

4. условия применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход из режима налогообложения(ограничения на вход и выход из режима налогообложения имеют добровольный и обязательный характер и могут быть выражены в виде физических, количественных и качественных показателей. Обязательность применения режима налогообложения возникает при необходимости контроля со стороны государства отдельных отраслей экономики и групп налогоплательщиков. Добровольный вход в систему налогообложения напротив, предполагает ограничение доступа для отдельных налогоплательщиков к упрощенному режиму уплаты налогов путем установления предельных значений показателей. Подобные ограничения существуют во многих странах и направлены на снижение возможности применения методов упрощенного учета и налогообложения теми налогоплательщиками, для которых они не предназначены),

Продолжительность применения,

Число и виды уплачиваемых налогов,

К позитивным последствиям можно отнести:

• снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы предпринимательской деятельности;

• повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов;

• уменьшение теневого оборота;

• упрощение процедур налогового администрирования;

• повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся: продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства; продукция животноводства, в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов. Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Налогоплательщики (ст. 346.2 НК РФ): ЮЛ и ИП, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются юридические лица и ИП, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию.

При этом доля доходов от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства должна составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика. То есть, если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

Также налогоплательщиками ЕСН признаются:

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации;

- рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, а также ограничительные условия перехода на ЕСН, указаны в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на ЕСН:

- ЮЛ, ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров;

- казенные, бюджетные и автономные учреждения;

- ЮЛ и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Порядок перехода на ЕСН:

Переход на систему ЕСН осуществляется добровольно. Определиться с желанием применять ЕСН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСН. Именно в этот срок - до 31 декабря - нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление, в котором указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Организации (индивидуальные предприниматели) не подавшие в установленные сроки уведомление не вправе применять ЕСХН

Особые условия уведомления о переходе на ЕСН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций (республики Крым и города федерального значения – Севастополь) , которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

При утрате права на применение ЕСН, налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года – уведомление в налоговый орган до 15 января. Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Объект налогообложения (ст. 346.4 НК РФ): доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 НК РФ.

Бухгалтерский учет:

1. организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

2. индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. (Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.)

Ставка налога (ст. 346.8 НК РФ): 6%.

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6%.

Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков:

в отношении периодов 2015 - 2016 годов - до 0 процентов;

в отношении периодов 2017 - 2021 годов - до 4 процентов.

Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.

Льготы:

Налогоплательщики - ЮЛ освобождаются от уплаты следующих налогов (абз. 1 п. 3 ст. 346.1 НК):

• налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств);

• налога на имущество организаций;

• налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом);

Налогоплательщики – ИП освобождаются от уплаты следующих налогов (подробности абз. 4 п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

• налога на доходы физических лиц (в отношении доходов от предпринимательской деятельности)

• налога на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности)

• налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенной границе, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

НДС.

За исключением НДС, подлежащего уплате:

· при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения.

· при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

· при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ (деятельность в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ).

При применении патентной системы налогообложения индивидуальные предприниматели вправе не вести бухгалтерский учет, а также могут не применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт. Однако в соответствии с п. 7 ст. 346.45 НК РФ обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов индивидуального предпринимателя (уст. приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н), применяющего патентную систему налогообложения (ст. 346.53 НК РФ). При ведении индивидуальным предпринимателем нескольких видов предпринимательской деятельности патент необходимо приобретать на каждый из видов деятельности отдельно, а книгу учета доходов вести отдельно по каждому полученному патенту.

Положения главы 26.5 НК РФ не запрещают индивидуальным предпринимателям совмещать несколько режимов налогообложения.

При применении патентной системы налогообложения и осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальным предпринимателем применяется иной режим налогообложения, индивидуальный предприниматель обязан вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с порядком, установленным в рамках применяемого режима налогообложения (п. 6 ст. 346.53 НК РФ).

Документом, подтверждающим право на осуществление 1 из видов предпринимательской деятельности, который действует на территории того муниципального образования, городского округа, города федерального значения или субъекта Российской Федерации, является патент, в котором указан сам вид деятельности (п. 1 ст.346.45 НК РФ).

Форма патента: утверждена Приказом ФНС России 26.11.2014 № ММВ-7-3/599@.

Срок действия патента: с любой даты, на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ), т.е. патент на год можно получить только с начала года.

Налоговый период для ПСН: один календарный год. Если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент. В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности.

Для получения патента индивидуальный предприниматель не позднее, чем за 10 дней до начала применения ПСН должен подать лично или через представителя, направить в виде почтового отправления с описью вложения или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в налоговый орган заявление на получение патента по форме, утвержденной приказом ФНС России от 18.11.2014 №ММВ-7-3/589@ (за исключением налогоплательщиков, применяющих налоговую ставку в размере 0% (пониженную налоговую ставку)).

Индивидуальный предприниматель, применяющий налоговую ставку в размере 0% (пониженную налоговую ставку) подает заявление на получение патента в соответствии с Разъяснениями ФНС России от 01.07.2015 № ГД-4-3/11496@ «О заполнении рекомендуемой формы заявления на получение патента для налогоплательщиков, применяющих налоговую ставку 0% (пониженную налоговую ставку)» по рекомендуемой форме.

При осуществлении деятельности на территории того муниципального образования, городского округа, города федерального значения или субъекта Российской Федерации, в котором предприниматель на налоговом учете не стоит, заявление подается в любой территориальный налоговый орган муниципального образования, городского округа, города федерального значения или субъекта Российской Федерации по месту планируемого осуществления предпринимательской деятельности.

Срок выдачи патента и постановка на учет в налоговом органе: 5 дней со дня получения заявления на получение патента налоговый орган обязан поставить на учет (п.1 ст.346.46 НК РФ) и выдать ИП патент или уведомить его об отказе в выдаче патента (п. 3 ст. 346.45 НК РФ).

Датой постановки на учет является дата начала действия патента.

Величина налога не зависит от размера, фактически полученного индивидуальным предпринимателем, дохода, и определяется исходя из суммы установленного по каждому виду деятельности потенциально возможного к получению годового дохода.

Уведомление об отказе в выдаче патента доводится до сведения индивидуального предпринимателя в течение 5 дней после вынесения решения об отказе в выдаче патента.

Основания для отказа в выдаче патента:

1. некорректное заполнение заявления:

- несоответствие заявленного вида предпринимательской деятельности перечню установленных субъектом федерации видов предпринимательской деятельности для ПСН.

- несоответствие срока действия патента НК РФ ( п. 5 ст. 346.45 НК РФ);

2. нарушение условия перехода на патентную систему налогообложения, установленного абзацем вторым п. 8 ст.345.45 НК РФ (т.е. не со следующего года, а в этом же году пытается получить патент на тот же вид деятельности).

4.наличие недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения.

Форма заявления о прекращении предпринимательской деятельности (форма № 26.5-4) утверждена Приказом ФНС России от 14.12.2012 № ММВ-7-3/957@. Должна быть представлена в течение 10 дней со дня наступления события о прекращении деятельности в рамках ПСН.

Снятие с учета, осуществляется налоговым органом в течение 5 дней со дня истечения срока действия патента.

В случае утраты права на применение патентной системы налогообложения снятие с учета осуществляется в течение 5 дней со дня получения налоговым органом заявления об утрате права на применение патентной системы налогообложения (форма № 26.5-3 утверждена Приказом ФНС России от 23.04.2014 № ММВ-7-3/250@), или со дня истечения срока уплаты налога, если налогоплательщиком не был уплачен налог в установленные сроки.

Датой снятия с учета является дата перехода индивидуального предпринимателя на общий режим налогообложения или дата прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.

Утрата права на применение патентной системы налогообложения:

1. если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей

При применении одновременно патентной системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы от реализации по обоим налоговым режимам.

2. если в течение налогового периода средняя численность наемных работников, по всем видам предпринимательской деятельности, превысила 15 человек

3. если налогоплательщиком не был уплачен налог в установленные сроки

Заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения подается в налоговый орган в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение патентной системы налогообложения (п. 8 ст. 346.45 НК РФ).

Уплата налога ИП в рамках применения ПСН осуществляется по месту постановки на учет в налоговом органе.

Патент на срок до 6 месяцев:

- в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

Патент на срок от 6 до 12 месяцев:

- в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента;

- в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патент.

Продление патента: Чтобы продлить патент ИП на следующий год, необходимо в срок до 20 декабря текущего года подать заявление в территориальный налоговый орган. Патент оплачивается на реквизиты той налоговой инспекции, в которой он получен. Продление патента должно производится своевременно. Если патент не был уплачен в установленные сроки или сумма оплаты была меньше установленной, то ИП теряет право на применение патента. ИП, потерявший право на применение патента, переходит на ОСНО и вновь перейти на патентную систему налогообложения по этому же виду предпринимательской деятельности он сможет не ранее чем со следующего календарного года.

В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности.

Налоговая база: денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется ПСН

Налоговая ставка: 6%

Законами субъектов Российской Федерации на два года может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах (п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Период действия этих налоговых каникул - по 2020 г.

Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.50 НК РФ): в период 2015 - 2016 гг. - до 0%;

в период 2017 - 2021 гг. - до 4%.

Порядок исчисления налога:

Срок действия патента = 12 месяцев

Размер налога= Налоговая база* 6%

Срок действия патента = 6 месяцев

Размер налога = (налоговая база / 12 месяцев Х количество месяцев срока, на который выдан патент) Х 6%

Налоговая декларация.

Представление налоговой декларации Налоговым кодексом не предусмотрено (ст. 346.52 НК РФ)

Особенности регионального законодательства Саратовской области:

На территории Саратовской области патентная система налогообложения, введена Законом Саратовской области от 13.11.2012 № 167-ЗСО "О введении на территории Саратовской области патентной системы налогообложения",

В законе установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения на территории Саратовской области.

С 2016г. в закон 167-ЗСО внесены изменения Законом Саратовской области от 25.11.2015 N 151-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О введении на территории Саратовской области патентной системы налогообложения".

Закон Саратовской области от 28 апреля 2015 г. N 57-ЗСО "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения на территории Саратовской области" на основании Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает налоговую ставку в размере 0 процентов при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящего Закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах на территории Саратовской области.

Закон Саратовской области от 25 ноября 2015 г. N 150-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения на территории Саратовской области" расширяет область применения нулевой налоговой ставки на сферу бытовых услуг населению, наряду с производственной, социальной и научной сферами для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на территории Саратовской области.

Год Кол-во предпринимателей применяющих ПСН (чел.) Общее количество патентов (шт.)
1 полугодие 2016

В пятерке популярных видов деятельности среди налогоплательщиков, применяющих ПСН по 2015г.:

- сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (191 патент);

- ИП, занимающиеся розничной торговлей, через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (183 патента).

- услуги по оформлению интерьера жилого помещения и художественного оформления (47 патентов), ремонт жилья и других построек (4 патент) и услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ (37 патентов).

Наиболее популярные виды предпринимательской деятельности по 2016г. :

- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (206 патентов).

- аренда жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков (182).

Малое предпринимательство эффективно по многим параметрам:

- оно решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения;

- позволяет быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки, переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка;

- делает продукцию экономически конкурентоспособной и т.д.

Таким образом, широкий слой малого предпринимательства для государства является серьезным источником налоговых поступлений. Поэтому с самого начала формирования налоговой системы в РФ вопросам налогообложения малого бизнеса уделяется большое внимание.

Малое предпринимательство нуждается в государственной поддержке, предоставлении налоговых льгот, а в ряде случаев и в создании отдельных, упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности. Льготные условия налогообложения малых предприятий в российской экономике реализуются через введение специальных налоговых режимов (СНР).

СНР это важный элемент налоговой системы, оказывающий стимулирующее воздействие на предпринимательскую активность отдельных групп налогоплательщиков. Налоговое регулирование с помощью СНР может быть представлено в виде упрощения общей системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки налогоплательщика. В рамках СНР должен формироваться особый порядок налогообложения, который направлен на определенный круг налогоплательщиков. Так, в России существуют налоговые режимы для отдельных сфер деятельности и групп налогоплательщиков.

СНР устанавливается в рамках общей системы налогообложения и основывается на существующих принципах налогообложения:

- принцип бюджетной эффективности,

- экономической нейтральности и простоты.

Наши рекомендации