Существует ряд принципов (особенностей), на основе которых должны формироваться специальные налоговые режимы:

1. принцип упрощения системы налогообложения – достигается уменьшением общего количества налогов и может быть обеспечен путем упрощения механизма исчисления и уплаты единого налога;

2. принцип добровольности, то есть специальные налоговые режимы применяются налогоплательщиками на добровольной основе;

3. принцип налогового благоприятствования - специальный налоговый режим должен быть более мягким для основной массы налогоплательщиков, чем общий режим налогообложения. СНР применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности. Несоблюдение этого принципа лишает введение специального налогового режима экономического смысла;

4. принцип приоритетности и избирательности - субъектный состав ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями налогоплательщиков. В противном случае, это будет не специальный, а общий налоговый режим;

5. принцип замещения единым налогом других платежей - количество заменяемых единым налогом платежей может корректироваться в зависимости от вида специального налогового режима Основу построения большинства специальных налоговых режимов в России составляет специфический или единый налог. (В целом, для налогоплательщика основными преимуществами специфического налога является простота расчета, при которой учитываются особенности предпринимательской деятельности, сокращается налоговый учет и отчетность, для налоговых органов к достоинствам специфического налога относятся легкость администрирования и потенциальный рост налоговых поступлений.

Плательщиками специфического налога становятся организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых соответствует ограничениям, установленным для каждого специального налогового режима. Специфический налог заменяет уплату одного налога или группы традиционных налогов. В случае замены одного из общепринятых налогов объект обложения остается тем же, а механизм расчета налога упрощается, как правило, заменяется уплата налога на прибыль (доходы). Второй вариант введения единого или специфического налога – замена совокупности налогов и сборов, объектами обложения которых являются прибыль, выручка, добавленная стоимость, стоимость имущества, фонд оплаты труда наемных работников. Четкой взаимосвязи между специфическим налогом и количеством и видами заменяемых налогов нет, но как показывает российская практика налогообложения это наиболее сложные в исчислении и имеющие ярко выраженную фискальную функцию налоги, присущие традиционной системе: налог на прибыль, НДС);

6. принцип сосуществования единого налога и части других общеустановленных налогов и сборов - конкретный перечень сопутствующих налоговых платежей зависит от особенностей специального налогового режима;

7. принцип максимально возможного учета особенностей условий хозяйствования - максимальный учет особенностей условий хозяйствования плательщиков единого налога, путем использования различного рода корректирующих коэффициентов и установления конкретного перечня других налогов.

Следование и неукоснительное соблюдение названных принципов является настолько важным, что отклонение или отступление от них лишает специальные налоговые режимы своей целесообразности.

Специальный налоговый режим характеризуется рядом параметров:

1.цель создания и вид режима (Цель и вид налогового режима, как правило, подразумеваются в названии специального налогового режима и автоматически определяют объекты применения),

Объекты,

3. субъекты (При выборе субъекта специального налогового режима, вида деятельности, отрасли, переводимых на особый режим, следует учитывать определенные критерии:

- приоритетность для экономики и экономической безопасности страны;

- необходимость государственной поддержки;

- степень сложности системы учета и отчетности;

- сложность точного и полного налогового администрирования.),

4. условия применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход из режима налогообложения(ограничения на вход и выход из режима налогообложения имеют добровольный и обязательный характер и могут быть выражены в виде физических, количественных и качественных показателей. Обязательность применения режима налогообложения возникает при необходимости контроля со стороны государства отдельных отраслей экономики и групп налогоплательщиков. Добровольный вход в систему налогообложения напротив, предполагает ограничение доступа для отдельных налогоплательщиков к упрощенному режиму уплаты налогов путем установления предельных значений показателей. Подобные ограничения существуют во многих странах и направлены на снижение возможности применения методов упрощенного учета и налогообложения теми налогоплательщиками, для которых они не предназначены),



Наши рекомендации