Малое предпринимательство

Особая роль в развитии экономики принадлежит малому и среднему бизнесу Гатчинского муниципального района. Развитие малого и среднего бизнеса имеет целью обеспечить решение экономических и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами, обеспечению занятости, росту доли квалифицированного персонала, увеличению налоговых поступлений в бюджет района. В последние годы в Гатчинском муниципальном районе в сфере малого и среднего предпринимательства наблюдался устойчивый рост большинства основных показателей деятельности. За период 2010 – 2013 годы число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось с 7774 единиц до 8349 единиц. На 10 тысяч человек населения Гатчинского муниципального района приходится 343 субъектов малого и среднего предпринимательства, что не намного меньше среднего показателя по Ленинградской области (360 субъектов на 10 тысяч человек).

В настоящее время по показателям развития малого предпринимательства Гатчинский муниципальный район занимает лидирующие позиции в Ленинградской области: первое место по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (20,3 %), третье место по объему инвестиций в основной капитал после Выборгского и Волосовского муниципальных районов (24,3 %), третье место по среднемесячной заработной плате работников малого бизнеса после Кировского муниципального района и Соснового Бора (115,5 % среднеобластного уровня).

На территории муниципального района услуги бизнес-инкубирования реализуются на 4-х площадках (3 в г. Гатчина и 1 в гп. Тайцы). Количество субъектов, расположенных в бизнес-инкубаторах – 72 единицы (193 рабочих места).

Таблица 14.

Динамика основных показателей развития малого предпринимательства (без микропредприятий)

  2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Средне-годовой индекс %
  Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, млн.руб.
Гатчинский муниципальный район 9026,7 8105,8 8147,6 9113,2 6776,5 8376,7 100,0
МО «Город Гатчина» 3874,4 2653,3 3339,8 3238,0     97,1
МО «Город Гатчина» в % от ГМР 42,9 32,7 41,0 35,5      
  Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) , млн.руб.
Гатчинский муниципальный район 200,4 228,7 221,3 369,0 163,4 481,8 143,4
МО «Город Гатчина» 12,9 48,0 77,4 104,6     222,4
МО «Город Гатчина» в % от ГМР 6,5 21,0 35,0 28,4      
  Среднесписочная численность работников (человек)
Гатчинский муниципальный район 88,9
МО «Город Гатчина»     100,5
МО «Город Гатчина» в % от ГМР 41,2 39,2 41,0 40,2      
  Среднемесячная начисленная заработная плата работников (тыс.рублей)
Гатчинский муниципальный район 12,820 13,236 15,368 16,012 20,231 23,740 113,4
МО «Город Гатчина» 12,754 11,917 14,318 14,967     106,0
МО «Город Гатчина» в % от ГМР 99,5 90,0 93,2 93,5      

Малое предпринимательство - student2.ru




С 2011 года администрация Гатчинского муниципального района осуществила разработку и реализует новую концепцию в отношении поддержки малого и среднего предпринимательства, направленной на увеличение количества рабочих мест в малом и среднем бизнесе района.

В 2014 году предприятиями малого и среднего бизнеса создано 125 дополнительных рабочих мест. По данным Межрайонной ИФНС России №7 по Ленинградской области на 1 ноября 2014 г. зарегистрировано 256 юридических лиц и 666 индивидуальных предпринимателей.

Динамика структуры малого предпринимательства демонстрирует высокую подвижность данного сектора экономики, что наиболее отражается в развитии сферы услуг (торговля, строительство).

Инвестиции

В последние годы на территории Гатчинского муниципального района отмечается высокий уровень инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал по организациям Гатчинского муниципального района, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за 2014 год составили 4558,6 млн. рублей, темп роста 110 % к 2013 году.

Таблица 15.

Инвестиции в основной капитал, млн.руб.

Территория 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Гатчинский муниципальный район 4291,9 4879,903 4480,154 4137,91 4558,59
В том числе МО «Город Гатчина» 2958,8 2391,415 1808,573 1913,90 2140,40
Удельный вес МО «Город Гатчина» в общем объеме инвестиций, % 68,9 49,0 40,4 46,3 47,0

В 2014 году 41,4% (или 1886 млн.руб.) от общего объема инвестиций инвестировали в свое развитие обрабатывающие производства, что на 31,2% меньше, чем в 2013 году.

В структуре инвестиций 39,6% (или 1805,4 млн. руб.) составляют собственные средства предприятий и организаций, 60,4% (2753,2 млн.руб.) - привлеченные средства, из которых 55,9% (1538,2 млн.руб.) являются бюджетными средствами, а 19,9% (547,7 млн.руб.) – кредитами банков.

Администрацией Гатчинского муниципального района реализуется «Стандарт деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области», утвержденного на Инвестиционном совете при Губернаторе Ленинградской области 21.11.2014. В целях дальнейшего привлечения инвестиций на территорию района 9 июля 2014 года между Правительством Ленинградской области и администрацией Гатчинского муниципального района было подписано Соглашение о сотрудничестве. Для реализации данного соглашения разработана «дорожная карта» - план мероприятий по реализации требований Стандарта. В рамках выполнения мероприятий данной «дорожной карты» было проведено обучение и аттестация муниципальных служащих, участвующих в процессе внедрения стандарта, а также был актуализирован Инвестиционный паспорт Гатчинского муниципального района, который регулярно предлагается потенциальным инвесторам для ознакомления и подбора земельного участка для реализации инвестпроектов. Инвестиционный паспорт у МО «Город Гатчина» отсутствует.

17 июля 2014 года согласно требованиям Стандарта подписано Соглашение о сотрудничестве между ГКУ «Агентство экономического развития Ленинградской области» и администрацией Гатчинского муниципального района о повышении инвестиционной привлекательности Гатчинского муниципального района, в рамках которого будет происходить обмен актуальной информацией, необходимой для развития инфраструктуры привлечения инвестиций и снижение административных барьеров.


Наши рекомендации