Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

Предпринимательство – инициативная деятельность граждан и организаций в рамках закона, основанная на самостоятельности, ответственности и риске и направленная на получение прибыли.

Субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы, государство).

Объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная деятельность и др.

Значение предпринимательской деятельности для общества:

-Предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, что способствует развитию национальной экономики в целом.

-Появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест.

-Активные участники предпринимательской деятельности являются крупнейшими и основными налогоплательщиками. В связи с этим благосостояние государства может непосредственно от успешного развития коммерческих организаций.

Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Типы фирм:

- Индивидуальное частное предприятие. Всеми средствами владеет один собственник. Он самостоятельно решает что, как и для кого производить, единолично распоряжается прибылью и несёт полную материальную ответственность по долгам предприятия.

Товарищество – объединение двух или более лиц для организации и совместного ведения дела. Каждый участник вносит сумму денег (вклад, долю) в уставной капитал (фонд) фирмы, имеет права и несёт ответственность в зависимости от этой доли. У такой фирмы больше средств и соответственно больше возможностей увеличивать размеры производства, чем у индивидуального предприятия.

Акционерное общество – хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств посредством продажи акций. Совладельцами этой организации являются держатели акций (акционеры), которые несут риск убытков из-за деятельности общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Финансовые возможности акционерной компании выше, чем у других форм бизнеса. Дивиденд – доход владельца акции.

Малое предприятие – предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции (сфера обслуживания, сельское хозяйство и др.).

Преимущества малого предприятия:

-не требует больших денежных вложений;

-не боится рынка и быстро реагирует на изменения рыночного спроса (например, быстрее осваивает --выпуск новых видов продукции, внедряет технические новинки);

-имеет незначительные расходы на аппарат управления, возможность быстрой окупаемости расходов;

-обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью;

-самостоятельно определяет формы и размеры оплаты труда;

-вступает в объединения с другими предпринимателями.

Фермерское хозяйство – вид предпринимательской деятельности, напрямую связанный с сельским хозяйством.

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию.

Издержки – затраты на производство и реализацию продукции.

Издержки производства:

Постоянные – издержки, не связанные напрямую с объёмом выпуска продукции (арендная плата за помещения; зарплата управленцев, охраны и т.п.).

Переменные – издержки, которые связаны с затратами на покупку сырья, энергии, рабочей силы, то, что сказывается в конечном итоге на объёме производства.

Бухгалтерские – затраты на приобретение внешних ресурсов (например, наём работников, оплату коммунальных услуг, услуг страхования и др.).

Экономические – затраты, учитывающие помимо внешних ещё и внутренние ресурсы, т.е. потерянную выгоду от альтернативного использования тех же принадлежащих предпринимателю ресурсов (например, вложения собственных денежных средств в высокодоходные акции, размещения на банковском счёте и т.п.).

Деньги.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Виды денег:

1) Товарные. Золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках.

2) Символические. Монеты из недорогих металлов, бумажные деньги.

3) Кредитные. Чеки и кредитные карточки.

4) Электронные деньги.

Функции денег:

-мера стоимости (выражение денежной формы стоимости товара – цены);

-средство обращения (выступают посредником в актах купли-продажи товара);

-средство платежа (позволяют человеку использовать стоимость того, что продали сегодня, для покупки чего-то в будущем);

-средство накопления (изъятые из обращения полноценные реальные деньги, превращаясь в различные ценности, используются как средство сохранения стоимости (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т.д.);

-мировые деньги (используются для расчётов на мировом рынке).

Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Причины инфляции:

1) Рост государственных расходов; 2) расширение денежной массы за счёт массового кредитования; 3) сокращение реального объёма национального производства.

Виды инфляции:

Ползучая инфляция - развивается медленными темпами, не превышая 3-5 % в год

Умеренная — развивается медленными темпами, не превышая 10% в год.

Галопирующая — высокие темпы (от 10 до 200% в год).

Гиперинфляция — очень высокий темп, практически неуправляемая инфляция (от 200 до 1000% в год).

Открытая — инфляция в виде роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов.

Скрытая — инфляция, возникшая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне.

Наши рекомендации