Результаты работ и оказание услуг как объекты гражданских прав.
Работа - действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ин качественном изменении (ремонте). Результат работы заранее известен.
Услуга - действия или деятельность, осуществляемые по заказу, которые не имеют материального результата (деятельность хранителя, парикмахера, перевозчика и т.п.).
Услуга и работа могут быть объектами ГП наравне с имуществом, которое включает себя:
• - деньги,
• - ценные бумаги,
• - инимущество,
• - имущественные права.
Понятие «имущество» не охватывает собой работы и услуги, хотя договоры на оказание услуг относят к имущественным договорам.
Различие между услугами и работой:
• Лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить деятельность, но и сдать заказчику материальный результат.
• Исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо результат.
К услугам относятся:
• - перевозки,
• - хранение,
• - поручение,
• - мед услуги,
• - услуги в обл культуры и образования,
• - туристические,
• - информационные,
• - услуги связи и др.
Работа же характеризуется достижением вещественного результата.
Нематериальные блага как объекты гражданских прав: понятие, виды, особенности правового режима.
Нематериальные блага – объекты ГП, котор не имеют имущественной или материальной составляющей.
К ним относятся (ст. 150 ГК): жизнь и здоровье, достоинство личности; неприкосновенность; честь и доброе имя; деловая репутация; неприкосновенность частной жизни; личная и семейная тайна; иные нематериальные блага.
Признаки (особенности):
1)неотделимо от личности
2)не может быть оценено в денежной либо иной стоимостной форме
3)могут приобретаться с рождения (жизнь, здоровье, имя), либо в процессе жизни лица (честь, достоинство, деловая репутация, авторство)
4)имеют всеобщий характер и закреплены в Конституции РФ + ГК;
5)неразрывно связаны с личностью их носителя, не могут отчуждаться и передаваться.
Способы защиты нематериальных благ. Особенности гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации.
ГП способы защиты нематериальных благ:
1)восстановление прежнего положения, существовавшего до нарушения
2)компенсация морального вреда
3)признание права;
4)пресечение действий, нарушающих право.
1)Восстановление прежнего положения осуществляется путем пресечения неправомерных действий.
Защита чести и достоинства деловой репутации (ст 152)
Честь – оценка личности со стороны общества. Достоинство – самооценка личности.
Способ защиты в дан случ явл опровержение порочащих сведений.
Основания опровержения:
а) пороч сведения должны быть распространены
б) сведения должны иметь порочащий характер
в)распространенные сведения не должны соответствовать действительности
Если эти сведения распространены в СМИ, должны быть опровергнуты в них же. Если они распространены "Интернете", гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации. Гражданин, в отношении которого распространены порочащие сведения вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
Компенсация морального вреда как способ защиты нематериальных благ.
Компенсация морального вреда (ст 151)
Моральный вред – умаление нематериального блага; физические или нравственные страдания. Это так же явл формой ответственности.
Основания компенсации мор вр:
а)противоправность действий или бездействий правонарушителя, котор выражается в нарушении нематериальных благ
б)наличие самого морального вреда
в)причинная связь между противоправностью (правонарушением) и наступившим моральным вредом
г)наличие вины причинителя вреда, ха искл тех случ, когда компенсация мор вреда допускается независимо от вины.
Размер компенсации мор вреда зависит от степени вины нарушителя и ин, заслуживающих внимания, обстоятельств. Суд обязан учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего. Компенсация мор вр юр лицу не осуществляется.