Черные знают о стратегии Белых
Диа 1
Здесь показан классический пример запугивания Черных в игре с 9тью камнями форы. Белые играют 3 и 5. в этот момент многие начинают бояться, что камень на правой стороне находится в беде.
Диа 2
Черные делают ход 6, пытаясь построить живую группу внутри. Затем следуют ходы 8-12 с целью создания базы. Вы бежите и прячетесь…. от кролика.
Диа 3
Белые хотят напугать Черных тем, что собираются окружить, но камни белых слабы. Вокруг – множество черных камней-союзников, способных помочь. Не стоит бояться таких ходов как 5. Хане 6 и последующие ходы – хорошая контратака.
«В Го, как и в любом боевом искусстве, Ваше душевное состояние – одна из самых главных причин победы или поражения. Вы не можете играть хорошо, когда Вы нервничаете. Расслабьтесь и сохраняйте спокойствие»
2. Тревога
Диа 4
Даже самые сильные игроки делают глупые ошибки, когда они встревожены. Взгляните на эту диаграмму. Белые сыграли 1. Что случится, если Черные ответят 2?
Диа 5
Белые могут поймать три черных камня в защелку. Ход Черных 2 – большая ошибка. Такие глупые ошибки часто встречаются в Го.
Диа 6
Черные должны спокойно подумать, чем же грозит ход 1, и защититься от защелки, соединившись. (Далее, Если Белые ходят в А, Черные отвечают в В и наоборот. Белая группа не может построить два глаза.) Простых ошибок можно избежать, если Вы сохраняете спокойный разум во время битвы. Вы увидите, что игра будет становиться лучше не от большого количества заученных ходов, а от сохранения спокойствия.
«Жадная игра часто приводит к провалу.»
3.Жадность
Диа 7
Черные давят ходом 1. Даже не смотря на то, что группа уже живет, многие пытаются убить ее, блокируя ходом 2. Это – жадный ход.
Диа 8
У Белых очень много слабостей. После разрезания Белые продлеваются. Черные ставят атари 5, а затем двойное атари 7.
Диа 9
Нужно что-то отдавать. Если Белые убегают ходом 8, Черные захватывают два камня.
Диа 10
таков результат после захвата камней. Белые разделены. Два отмеченных камня бесполезны. С такой сильной группой, идущей в центр, Черные получают очень сильное преимущество. Жадность Белых привела к катастрофе.
Диа 11
Возвращаясь к основной позиции, когда Черные проталкиваются вперед, не нужно их блокировать. Достаточно продлиться в 2, затем в 4 (если Черные будут продолжать идти вперед). Белые создали плотность и влияние на центр, а Черные ползли по второй линии. Белые могут быть довольны результатом.
«Очень важно думать перед каждым ходом. Игра на автомате – одна из самых первых причин провала.»
4. Невнимательность
Диа 12
Ход 1 дает атари на два камня. Что случится, если Черные соединятся?
Диа 13
Если Черные соединяют камни, Белые снова ставят атари.
Диа 14
Если Черные вновь бездумно соединяются, Белые ставят атари и захватывают 10 камней.
Диа 15
После хода 1, Черные должны просчитать, что будет дальше. Возможно, самое важное умение в Го – видеть, что будет дальше.
Диа 16
Одна из самых больших трудностей в Го – умение предвидеть не только собственные ходы, но и ходы соперника. Один из способов научиться этому – попробовать поставить себя на место противника и задаться вопросом «почему я сделал этот ход?». Один из примеров – на диа 16. Предположим, что Белые угрожают разрезанием. Как должны поступить Черные? Следует попробовать определить цель хода белых.
Диа 17
Цель хода состоит в том, что если Черные не соединятся, Белые разрежут иккен-тоби. Камень, отмеченный треугольником, остается отрезанным, без возможности создания живой группы. Часть верхней стороны попадает под контроль Белых.
Диа 18
Черные должны соединить свои камни. Теперь две группы Белых разделены, и ни у одной из них нет базы. У Черных появляется преимущество в будущей борьбе.
«Цель, требующая больше чем 1 ход за 1 раз – безумие, но это – типичная ошибка многих игроков. Например, многие безнадежно пытаются убить живую группу или борются за жизнь мертвой группы.»
5. Иррациональность
Диа 19
Ход 1 разрезание в надежде захватить 3 камня Белых. Это – неразумный план.
Диа 20
План Черных – далее поставить блок 3 и захватить 3 камня. Если так произойдет, то результат, конечно же, будет благоприятным для Черных. Но ожидать такого исхода – бессмысленно. Соперник – все видит, и он ответит на этот ход.
Диа 21
Белые захватывают камень в сите. План Черных провалился.
«Существует корейская пословица: даже обезьяны падают с дерева. Каждый совершает ошибки. Когда Вы допускаете ошибку, преодолевайте себя и двигайтесь дальше.»
6. Гнев
Диа 22
Черные захватывают белый камень в сите. Затем белые ходят 2, Черные отвечают 3. Это – ошибка.
Диа 23
Теперь Белые камни могут выбежать. У Вас может появиться чувство, что Вы что-то упустили. Фактически, ход 2 – разбиватель сите.
Диа 24
Сите не срабатывает. Но давайте представим, что Чернее фанатично пытаются поймать в сите до 39 хода. Белые соединяются с камнем-разбивателем, и Черные не знают, куда ходить дальше. У Черных множество слабостей. Белые могут ставить двойное атари с обеих сторон лестницы. Черные пришли в упадок от своей неспособности психологически справиться с одной ошибкой.
Диа 25
Черным необходимо время на обдумывание своей ошибки. Так как лестница не работает, Черные укрепляют свои 2 камня, продлеваясь. Если Белые отрезают камнь, Черные ставят никкен-тоби и строят жизнеспособную форму. Захват черного камня – не фатальная ошибка. Если Белые играют на нижней стороне, Черные берут верхнюю, создавая некоторый территориальный баланс.
7. Зависть
«Каждый желает победы. Но думать о победе слишком много – неправильно. Вы можете сделать глупые ошибки или проглядеть хорошие ходы, если Вы одержимы победой. Лучше – думать не о том, как победить, а о том, как хорошо сыграть. Вы можете показывать хорошую игру, становиться сильнее, и этим получить победу.
Будьте одинаково хороши и в качестве победителя, и в качестве проигравшего. Все люди выигрывают и проигрывают. Слишком много радоваться из-за победы, и слишком сильно огорчаться из-за поражения – неразумно. Также как и завидовать. Вы не знаете, кто получит от этой партии больше, не доиграв ее до конца.»
Восемь тайн
«Суть Го состоит в том, чтобы получить больше территории, чем у противника. Однако множество людей забывает об этом, когда им предоставляется возможность захвата камней противника. Важно не просто забирать камни, но и получать при этом территорию.»
1. Выбирайте пользу
Диа 1
Ход Белых. Что лучше6 захват камней (А) или никкенбираки (В)?
Диа 2
Захват камней (1-3) выглядит соблазнительно, но Черные получают хороший ход 4, забирают угол и атакуют белый камень.
Диа 3
Ход 1 лучше по многим причинам. Он дает белым базу, уменьшает количество очков Черных в углу и дает возможность далее сыграть в А.
«Захват большего количества хоси на сторонах – один из самых легких способов добиться успеха в фусеки.»
2. Флаг в руки!
Диа 4
Первые 4 хода были сделаны в хоси. Затем Черные ставят санренсей. Белые наносят какари и после ответа Черных забирают верхнюю сторону. Где следует играть дальше?
Диа 5
Предположим, что Черные будут защищать свою область, а Белые в это время займут два оставшихся хоси. В такой позиции у белых появляется преимущество, потому что камни Черных расположены только в правой части, а белые успели сыграть первыми на других сторонах. План Черных не является хорошей стратегией фусеки.
Диа 6
После хода 1, Черные должны сыграть в районе хоси на стороне. Хорошие ходы – 2 или А.
«Плотность может очень хорошо помочь при атаке слабых групп противника»
3. Двигайтесь по направлению к Вашей плотности.
Диа 7
Белые вторглись в область Черных, а затем выпрыгнули. Слева Черные имеют колоссальную плотность, поэтому у них есть преимущество.
Диа 8
Черные накрывают ходом 2, не давая выйти в центр, и затем продолжают давить. Белые камни находятся в очень тяжелом положении, они бегут к стенке. Даже если группа Белых выживет (что сомнительно), они теряют очень много. Гнать камни противника на свою плотность (как в этом примере) – очень хорошая стратегия.
«Множество раз группы умирали из-за того, что игрок не следил за пунктами разрезания. Если Вы не хотите сделать подарок сопернику, следите за возможными разрезаниями.»
4. Держите все в соединении
Диа 9
Черные делают ход 1, думая, что их камни справа соединены. Но у формы Черных есть слабый пункт.
Диа 10
Черные полагают, что если Белые будут пытаться резать ходом 2, камни соединяются после хода 3.
Диа 11
Черные не брали в расчет ход 2, делающий А и В миаи. Белые захватывают 3 камня.
«Ошибка, стоящая жизни группы – одна из самых серьезных. Следите за жизнеспособностью Ваших групп.»
5. Следите за состоянием групп
Диа 12
Жива ли эта группа Белых?
Диа 13
Если Черные играют хане 1, Белые строят два глаза ходом 2.
Диа 14
Если же Чернее играют 1 таким образом, то группа Белых мертва. (Ход 1 угрожает захватом 2х камней в защелку.)
Диа 15
Если белые защищаются от защелки, после хода 3 они не могут построить двух глаз. Без хода Белых в пункт 1 группа не является живой.
«Не пытайтесь успеть везде. Ищите легкие пути получения территории.»
6. Минимум усилий, максимум прибыли
Диа 16
В этой позиции есть большой пункт, который нужно занять Черным. Где сейчас следует сыграть?
Диа 17
Черным следует сделать ход 1 и получить большую территорию в углу. Посмотрим, где было сыграно вместо этого.
Диа 18
Черные сыграли в 1. Но этот ход не приносит очков. Белые не смогли бы выжить в углу при вторжении. После того, как Черные сделали этот неуверенный ход, Белые занимают большой пункт 2.
Возврат хода
Иногда можно увидеть, как люди просят о возможности возврата хода, хоть это и против правил. Как только Вы кладете камень на доску, Вы не можете ничего изменить. В анализе записи партий часто можно заметить, что первый ход все равно был лучше.
Подобные ситуации часто возникают во время ко-борьбы: одна из сторон делает ко-угрозу, другая решает, ответить на нее, или же закрыть ко. Многие любители часто просят возврат хода, чтобы найти такую ко-угрозу, на которую противник ответит. Неучтиво не только простить о возврате, но и предлагать его противнику. В профессиональном Го возврат хода считается автоматическим поражением.
«Существует определенный стандарт оценки ходов. Хороший ход – тот, который добавляет территорию, наращивает плотность, стабилизирует группу и т.п. Вульгарный, грубый ход дает преимущества сопернику, поэтому таких ходов стоит избегать. Это – очевидная истина, но, тем не менее, множество людей, зная это, делают такие ходы. Иногда нельзя удержаться от плохих ходов, но чем их больше, тем тяжелее победить.»
7. Важен стиль игры
Диа 19
В этой позиции у Белых есть пункт разрезания.
Диа 20
Предположим, что Черные создают угрозу разрезания. Белые просто соединяют свои камни. 1 – грубый ход, который стабилизировал группу соперника, устранил слабый пункт и усилил плотность.
Диа 21
Если Черные собираются играть в этой части доски, то им следует сразу же резать ходом 1 и начинать борьбу. Появляется возможность для атаки белых камней.
Другие примеры вульгарных ходов:
Диа 22
Ход 1 – грубый ход, помогающий Белым укрепить группу.
Диа 23
Предположим, что Черные продолжают давить. Фактически, Черные помогли Белым получить большую территорию.
Диа 24
Защита слабого пункта сочетается со стилем. Далее, если белые не построят базу ходом А, Черные смогут атаковать группу, сыграв в В.
«База группы – это пространство, на котором строятся два глаза, территория – область, находящаяся под контролем. Если база разрушается – территория потеряна.»
8. Держите оборону
Диа 25
Белые сыграли 1. Как должны ответить Черные?
Диа 26
Черные должны защитить свою базу.
Диа 27
Если Белые продолжают (хане 3), Черные закрываются. (Ход 6 возожен в А.)
Диа 28
Если Черные не отвечают, Белые прорываются в угол. Теперь группа лишается базы и должна построить два глаза. Территория в углу разрушена.
Диа 29
Эта позиция выглядит окончательной, но у Черных есть интересный ход. Кажется, что здесь очки Белых, но Черные могут построить секи.
Диа 30
Ход 1 строит секи. Ни одна из сторон не может поставить атари в А. В ситуации секи у обеих сторон нет очков. Эта область не засчитывается.
Диа 31
Если Белые успевают сделать ход 1, они получают очки в углу. У Белых 5 очков вместе с захваченным черным камнем.
Часть 2
Партии
Во второй части анализируются 3 партии: партия профессионалов, партия на 9 камнях форы и партия профессионала и любителя с 3 камнями форы. Попытайтесь проследить за игрой, одновременно раскладывая ходы на доске.
В партии существуют 3 стадии: фусеки (начало игры), тюбан (середина игры) и йосе (конец игры). Рассмотрим игру на равных с точки зрения этих 3х этапов.
Эта партия была сыграна между двумя профессионалами – Ли (4 дан, Черные) и Джеонгом (5 дан, Белые).
Партия на равных
Фусеки
Занимаем углы
Территорию легче всего получить в углу, поэтому партии начинаются с того, что игроки занимают углы. Черные играют ниренсей, Белые – хоси и комоку – стандартное начало партии.
Ходы 1-4
Какари
Какари на 5м ходу – хорошая стратегия. Можно выбрать и другой план, например, санренсей. Далее проходит стандартный розыгрыш.
Ходы 5-8
Если Черные ходят в другом месте, Белые ставят шимари 1 или А.
Нижняя сторона
Далее Черные играют на нижней стороне, временно оставляя 2 камня в левом верхнем углу. 11 создает область влияния на нижней стороне. Если Белые разрезают А, Черные занимают большой пункт В.
Ходы 9-11
Вместо хода 9 Черные могут соединиться и далее разыграть стандартное джосеки.
Какари белых
Белые ходят 12, так как они должны противодействовать построению большой области (не допустить, чтобы Черные заняли хоси на правой стороне.) Далее снова разыгрывается стандартная комбинация.
Ходы 12-16
Черные могут выбрать другое джосеки и создать крепкую позицию снизу.
Также возможен вариант с хасами и давлением на белую группу.
Раздел левой стороны
Черные сохранили сенте, теперь они используют эту возможность и соединяются ходом 17. После розыгрыша джосеки Белые укрепляют левый нижний угол.
Ходы 17-20
Ход 18 защищает от атаки и последующего запирания в углу.
Вторжение
Ход 20 – неоднозначный. Он и укрепляет свою территорию, и нацеливается на вторжение. Но Ли проигнорировал его и сыграл в верхнем правом углу. Белые вторгаются 22.
Ходы 21-22
Черные могли бы закрепить область на нижней стороне вместо 21.
Построение плотности
Довольно таки сложно справиться с этим вторжением. Черные выбирают вариант с построением плотности на центр. После хода 29 Белые должны выживать внизу.
Ходы 23-29
Вместо хода 23, Черные могут выпрыгнуть. После хода 2 кажется, что это Черные вторглись в область Черных.
Белые живут
Белые строят базу 30, затем защищаются 32. Группа может построить 2 глаза. Территория Черных была полностью разрушена, так что вторжение можно считать успешным.
Ход 32 необходим, иначе Черные захватят камни.
Стремление в центр
Если территория разрушена, может возникнуть ощущение большой потери. На самом же деле Черные тоже получили выгоду. Заставляя Белых выживать, Черные построили мощную плотность на центр. Если хорошо ее использовать, она может принести значительную прибыль.
Стратегия Черных направлена на территорию в центре. Ее необходимо защищать со всех 4х сторон, а это не легко. Однако если Белые заходят разрушить территорию в центре, Черные могут использовать плотность для серьезной атаки.
Ходы 33-37
Баррикада
Белые пытаются прорваться ходами 38-40. Черные соединяются, Белые ставят атари 42.
Ходы 38-42
Если Черные не соединятся ходом 41, то Белые отрезают 2 камня и забирают угол.
Последний большой пункт
Черные жертвуют камень, но зато блокируют центр. Это – хороший обмен. Иногда необходимо что-то пожертвовать, чтобы добиться своей большой цели.
После еще одного атари и соединения, Белые могут захватить камень, но вместо этого они занимают последний большой пункт на доске. (Представьте, если бы на этом месте был Черный камень, и сравните позиции.)
Ходы 43-48
Укрепление угла
Черные закрепляют угол ходом 49. Белые вторгаются 50, но после блока 51 не могут там выжить. 50 – адзи, которое можно использовать позднее. Ход 52 одновременно добавляет очки и задействует адзи. В этот момент начальная стадия игры заканчивается. Начинается следующий этап – борьба групп.
Ходы 49-52
Вместо хода 49 Черные могли бы попробовать взять больше территории, но у Белых в такой позиции остается больше возможностей для успешного вторжения (например, в сан-сан).
Тюбан
Вторжение и Атака
Черные начинают вторжение. Ли боится, что Белые получат слишком много территории.
Ходы 53-60
Что будет, если вместо вторжения Черные сыграют 1. Белые укрепляют территорию на верхней стороне, Черные создают влияние на центр. Такой способ игры иногда называют «космическим стилем».
Ход 53 на предыдущей диаграмме позволяет Белым начать атаку 54, и они несколько нейтрализуют плотность Черных в центре, которая пока что является их основным преимуществом. С другой стороны, ход 53 – разумный план, так как он не дает Белым получить больше территории.
Если бы Белые смогли убить вторгшуюся группу, это принесло бы им несомненную выгоду. Однако играть с целью убийства неразумно. Белые получают хороший результат просто за счет атаки и выхода в центр.
Не пытайтесь убить группу, если не видите точно, как это произойдет.
Разрезание
После хода 65, Белым трудно что-либо сделать в центре. В ответ на ход 66 Черные разрезают камни. Такая игра несет в себе силу, так как Черные могут эффективно использовать плотность.
Ходы 66-69
Отдать один камень
Белым приходится отдать этот камень. Сначала происходит обмен ходами 70-71 (создается возможность для разрезания), затем используют камень в центре, чтобы выползти.
Ходы 70-74
Если вместо хода 72 Белые удлиняются ходом 1, Черные отвечают 2. Белым необходимо выскочить ходами 3-5. Тогда Черные играют 6, и 2 камня Белых становятся практически беспомощными из-за окружающей плотности Черных.
Блокировка разрезания
С точки зрения опытного игрока, границы территории практически оформлены. Ход 82 угрожает разрезанием, поэтому Черные защищаются. Ход 86 – защита от разрезания (Последовательность ходов А, В, С).
Ходы 82-87
Пробуждение адзи
Ход 88 активирует отмеченный камень. Этот камень ничего не стоил для Белых в начале игры, а теперь он помогает уменьшить территорию Черных в углу – умелый прием со стороны Джеонга. Ход 89 – единственный возможный ответ.
Ходы 88-91
Если Черные играют хане с другой стороны (2), Белые строят живую форму (последовательность 3-7).
Если Черные игнорируют ход 91, Белые пробираются в угол.
Приближение конечной стадии
Основная борьба середины игры подходит к концу. Сейчас ход белых, и они пользуются возможностью сыграть 92. Черные блокируют 93, Белые прыгают 94. На этом этапе игры 94 – большой ход, который имеет хорошие продолжения. После 95-97, Белые занимают еще один большой пункт 98.
Ходы 92-98
Если Черные не делают ход 95, то Белые могут отобрать территорию на левой стороне. Необходимость отвечать, свидетельствует о том, что 94 – большой ход.
Плотность
Цель игры всегда одна: получить больше очков, чем соперник. Как достичь этой цели – более сложный вопрос. Существует два основных способа захвата территории – напрямую – окружение территории, - и косвенно – получение территории на атаке. Второй способ может оказаться очень эффективным, так как Вы будете делать большие ходы, а ваш соперник - мелкие. При хорошей атаке Ваши ходы позволят увеличить Вашу территорию (или уменьшить территорию противника), в то время как соперник спешно строит жизнь.
«Плотность» - важнейший элемент эффективной атаки и непрямого метода получения территории. Но очень сложно дать четкое определение плотности. Важно уметь различать плотность и просто плотную позицию.
Плотность имеет несколько отличительных признаков. Во-первых, это четко соединенные камни, направленные на неразыгранную часть доски, на которую они оказывают некоторое влияние. Затем, при атаке, Вы гоните слабые камни противника по направлению к Вашей плотности, в это время Вы создаете территорию со стороны Ваших атакующих камней. Другая техника – построение очень большой области влияния из плотных групп, где противник обязан вторгнуться, и Вы вновь начинаете атаку.
Плотность подобна долговременным инвестициям. Вы не получаете «наличность» сразу, но постепенно начинаете наслаждаться прибылью. С другой стороны, если Вы допускаете ошибку, то можете даже и потерпеть неудачу. Использование плотности означает возможность получать выгоду от того, что противнику приходится делать мелкие ходы, обеспечивать безопасность для своей группы в области, где у Вас плотная позиция. Если Вы не можете сделать это или заставить противника расплачиваться за последствия, значит, Ваша плотность неэффективна.
Йосе
Границы территории будут окончательно оформлены на этом этапе игры.
Черные играют хане 99, Белые блокируют 100, затем Черные дают атари и Белые соединяются.
Ходы 99-102
Защита левого верхнего угла
Черные опускаются 103, Белые закрываются 104. После 105 Белые обязаны соединиться 106.
Ходы 103-106
Ход 103 – большой йосе-ход. Если бы туда пошли белые, то они получили бы много очков.
Если Белые не отвечают на ход 103, Черные разрушают территорию в углу.
Черные ждут своего шанса
Черные соединяются 121, не давая Белым захватить один камень. У Черных есть план дальнейшего развития. Опасаясь его, Белые соединяются. Получая сенте, Черные возвращаются к пункту разрезания и делают ход 125.
Ходы 121-125
Если Белые игнорируют ход 122 и разрезают в 125, Черные используют силу отмеченного камня и вторгаются в угол.
Ловкое завершение
Ход 126 – сенте, так как Черным необходимо закрыться. Захват камня (128-130) стоит около 10 очков. Ход 131 расширяет границы территории и угрожает отрезанием отмеченных камней.
Ходы 126-131
Очень сложно определить точную стоимость каждого хода в йосе. Следует учитывать то, что приобретает один игрок, и чего лишается другой, а также относительную ценность в контексте общей позиции. Для начала, важно знать, где обычно находятся большие йосе-ходы:
- возле края доски
- одновременно увеличивающие вашу территорию и уменьшающие территорию соперника
- сенте-ходы или угрозы чего-либо
- быстрый захват
Защита от разрезания
После хода 132, Черные угрожают разрезанием 133, а затем закрываются в 135. 136 защищает от разрезания в пункте А.. Всегда следите за пунктами разрезания и стабильностью групп во время йосе. Когда вы концентрируетесь на территории очень легко потерять все из-за одной ошибки.
Ходы 132-136
Возможности Белых
Атари 137 – сенте. Белым приходится соединяться. Черные захватывают камень (139-141), Белые забирают инициативу и играют 142. Это называется обратное сенте (то есть, сенте для обоих игроков). Белые делают этот ход в расчете на победу. Джеонг подсчитал, что у Белых примерно 58, а у Черных – 60 очков. Однако следует помнить, что у Белых есть коми и фактически они впереди на 2-3 очка. Следовало ли Белым защищаться в А вместо хода 142?
Ходы 137-142
Финальная борьба в центре
Ситуация выглядит неясной и черные делают ход 143. Черные намерены получить немного очков и перевернуть ход игры. Разыгрывается последовательность 144-151, где камень Белых отрезается.
Ходы 143-151
Если вместо 150 Белые соединяются с камнем, то Черные пробираются внутрь территории.
Хане по первой линии
Белые играют хане 160. Обычно далее просто блокируют А. Но здесь Черные вбрасывают камень 161 (впоследствии этот ход сократит количество даме Белых и заставит их соединиться внутри собственной территории). Белые соединяются 164, Черные получают сенте и играют хане 165. Как правильно ответить на этот ход?
Ходы 160-165
Правильный ответ
166 – лучший ответ. Черные продлеваются 167, надеясь получить немного очков в центре, но кейма 168 предотвращает это. 169 закрепляет территорию слева. 172-174 несколько уменьшает центр.
Ходы 166-174
Если вместо 166 Белые ходят 1, то Черные начнут ко-борьбу. Если Черные выигрывают ко, территория на правой стороне практически полностью разрушается. Это ко слишком опасно для Белых и они продлеваются.
Сенте перед блоком
Белым приходится отвечать на ходы 175 и 177. Затем Черные переходят к своим слабым пунктам в центре и соединяются 179. После 180 кажется, что нужно блокировать в А, Но вместо этого Черные играют 181 и 183.
Ходы 175-183
Если Белые игнорируют ход 183 и направляются в центр (1), то после хода 2 группа Белых умирает.
Магия
Белые обязаны ответить 184, и Черные блокируют 185. Затем Белые играют ряд сенте-ходов.
В этот момент у Черных 67 очков. У Белых – 61 очко, 2 возможных захвата ко и коми. Выглядит как партия на 0.5 очка, но неожиданно Белые «вытаскивают кролика из шляпы» - ход 194. Черные не могут захватить камень, поскольку А и В – миаи.
Ходы 184-194
Подсчет очков во время партии называется оценкой позиции. Чтобы проводить ее хорошо, требуется много опыта. Здесь следует не только вести подсчет территории, но и уметь адекватно прогнозировать относительно границ будущей территории. Иногда сложно определить, где живые, а где мертвые камни. Пытайтесь считать очки, проводя воображаемые линии границ.
Победа Белых близится
Ходами до 200 Белые значительно уменьшают территорию Черных. Остаются последние малые йосе-ходы. После хода 194 равная игра превратилась в победу Белых.
Ходы 195-200
Черные не предполагали, что Белые сделают ход 194. Они надеялись на хане 1. Затем после соединения камней, Черные сыграли бы 4. Такая последовательность принесла бы им на 4 очка больше, чем <