III. Словарно-орфографическая работа
— Расшифруйте слова (оратор, осанка, отдьих).
AT
OP АН OP ОС ДЫ КА ОТ X
— Объясните значения слов. Какое слово лишнее? Составьте предложения со словами. Запишите слова в словарик.
IV. Работа над темой
Коллективно-индивидуальная работа. Упр. 424, стр. 76—77; упр. 426, стр. 77-78.
V. Физкультминутка
VI. Повторение и закрепление изученного
Упр. 427, стр. 78.
VII. Проверочное списывание
— Спишите, вставив пропущенные буквы.
Последний сне... сходит (с)полей. Зв...нят (по)оврагам ручейки. Л..мают зимний ле... реки. В...сной ...живает З...МЛЯ. (На)д...рев...ях набухли клейкие поч...ки. По...вились первые цв...ты. Ходят (по)п...лям и д...ро...кам грачи. Весело чирикают шустрые вороб.. и. Птицы рады со...нцу.
Домашнее задание
Упр. 425, стр. 77; упр. 428, стр. 78.
Итог урока
Урок 149
Тема урока: Правописание окончаний имен существительных второго склонения.
Цели урока: Развивать умение правильно употреблять существительные второго склонения.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Чистописание
Стол, корабль, море, платье.
— Что общего в словах? Сегодня мы составим цепочку из букв, которые входят в состав окончаний этих существительных в творительном падеже. Назовите и запишите цепочку букв.
алоелье-
— Когда так говорят?
Волков бояться — в лес не ходить.
— Запишите пословицу. Найдите существительное множественного числа, укажите падеж. Выделите окончание.
III. Словарно- орфографическая работа
— Прочитайте слот (отопление, одеколон).
ОТ... ПЛЕН... Е, ОД... КОЛ... Н
— Объясните смысл слов. Что общего в словах? Чем отличаются слова? Составьте предложение с одним из слов. Запишите слова в словарик.
IV. Работа над ошибками
1. Диктант
Текут по оврагам, прилег в зелени, ходьба на лыжах, несутся к лугам, лежали под солнцем, покрыты шипами, продажа валенок, затянуто тунами, много гнезд, чистка сапог, компот из яблок.
2. Комментированное письмо. Упр. 429, стр. 79.
V. Физкультминутка
VI. Самостоятельная работа
Упр. 430, стр. 79; упр. 432, стр. 80.
Домашнее задание
Упр. 431, стр. 80; упр. 433, стр. 80.
Итог урока
Урок 150
Тема урока: Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонений».
Цели урока: Проверка умения правильно писать падежные окончания имен существительных 1-го и 2-го склонений.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II* Знакомство с текстом диктанта
Учитель читает текст.
Мурзик
Мурзик — мохнатый щенок с черными ушами. Однажды мы ушли на Глухое озеро. Мурзика оставили на веревке у забора. На Глухом озере мы пробыли четыре дня. Вдруг среди ночи при свете костра мы увидели морду Мурзика. Мурзик визжал от радости. На шее болтался обрывок веревки. Глаза покраснели от трудной дороги. На шерсти налип мусор.
Мы дали собаке мясо из банки. Мурзик лег около палатки и уснул.
III. Самопроверка
IV. Грамматические задания
1. Запишите.
На шее болтался обрывок веревки. Подчеркните главные и известные вам второстепенные члены предложения.
2. Укажите падеж существительного «веревка».
3. К данным словам подберите по 3 существительных с безударными окончаниями, поставив их в том же падеже, с теми же предлогами. По берегу, по ... К земле, к ...
В море, в... В квартире, в ...
У. Самопроверка
Домашнее задание
Упр. 434, стр. 81; упр. 436, стр. 81.
Итог урока
Урок 151
Тема урока: Работа над ошибками.
Цели урока: Развивать умение работать над ошибками.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Сообщение общих результатов работы
III» Классификация типичных ошибок и работ над ними
Учитель заранее записывает на доску слова, в которых больше всего допущено ошибок.
— На какие- группы можно поделить слова? Обратите внимание на особенности их написания.
Проводится коллективно-индивидуальная работа над каждой группой ошибок.
IV. Самостоятельная работа
1. Прочитайте текст. Найдите три орфографические ошибки. Укажите падежи существительных второго склонения.
Зоопарк
В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папалюбовался большими попугаями с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверьками вкусного печенья.
2. Спишите предложения. Подчеркните дополнения.
1.Мама оставила в квартире ключи. 2. Ключи лежат на столе, 3. Строители уложили последние кирпичи. 4. Устроителей начался обеденный перерыв. 5. Механики отремонтировали тракторы. 6. К тракторам они прицепили плуги. 7. Туристы скрылись за горой. 8. Туристов сопровождал врач.
— Какой частью речи выражены дополнения? Определите падежи существительных.
3. Упр. 436, стр. 81.
Домашнее задание
Упр. 437, стр. 81.
Урок 152
Тема урока: Второстепенный член предложения — определение. Цели урока: Познакомить с новым понятием — определение. Развивать речь, творческое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. сообщение темы и целей урока
— Сегодня мы вновь совершим увлекательное путешествие в Королевство Предложений. Нам дано право дать название еще одному второстепенному поселку. Но для этого нужно преодолеть несколько препятствий. А самые активные получат звание Почетных Гостей Королевства Предложений.
III. Чистописание
1. Отгадайте загадку:
Красная девица По небу ходит. (Солнце)
На доске открывается карточка: СОЛНЦЕ
— Подберите однородные слова.
2 Индивидуальная работа.
Выполнить фонетический разбор слова «солнце». 3. Письмо букв.
— А мы с вами должны определить, какую букву будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает в слове «солнце» согласный глухой парный твердый звук. (Буква «с».)
— Мы напишем ее с буквами, которые являются в алфавите ее соседями. Назовите буквы. («Р», «т».)
— Запишите, продолжив закономерность:
сс рлгс,
IV. Диктант-цепочка
Путешественники стараются запомнить все, что они увидели и услышали в дальних странах. Нужно проверить, хорошая ли у вас память. Для этого проведем игру-соревнование «Кто больше запомнит».
Учитель диктует по 3 слова, победил тот, кто напишет все 12 слов правильно. На доске открываются слова, и дети проверяют работы самостоятельно. Слова написаны на карточках. В это время учитель проверяет фонетический разбор.
Береза, листва, солнце, пригревает, осветило, поляна, весна, лесная, местность, ветер, дождь, резкий.
— Обозначьте склонения существительных. Подчеркните волнистой линией прилагательные.
Победители получают жетоны.
V. Работа над темой
1. Путешествие в Королевство Предложений.
— Нам нужно спешить в Королевство Предложений, а для этого составьте предложение, соответствующее схеме: ________________ _____
Одно из предложений составляется из карточек и записывается на доске и в тетрадях. (Солнце осветило.)
— Что можете сказать о данном предложении?* (Повествовательное, не- распростран'енное.)
— Почему? (Состоит только из подлежащего и сказуемого.)
— Какой член предложения называется подлежащим? Сказуемым?
— Распространите предложение, выбрав подходящие по смыслу слова. Предложение составляется из карточек и записывается на доске и в
тетрадях.
На доске карточки со словами: «солнце», «осветило», «лесную», «поляну». На доске рисунок — карта Королевства Предложений.
— Каждому из слов данного предложения нужно найти местожительство в Королевстве Предложений.
— Где поселится подлежащее? (В городе Подлежащих.)
Карточка со словом «солнце» прикрепляется на соответствующее место Королевства Предложений.
— Сказуемое? (В городе Сказуемых.)
Карточка со словом «осветило» прикрепляется на соответствующее место.
— Где поселятся другие слова? (Во второстепенные поселки.)
— Как же можно туда попасть? (Нужно задать вопрос.) Запись на доске и в тетрадях.
осветило (что?) поляну поляну (какую ?) лесную
— Найдите знакомый второстепенный член предложения. (Существительное «поляну» — это дополнение.)
— Докажите. (Дети рассказывают правило).
Карточка «поляну» прикрепляется на рисунке в поселок «Дополнение».
— Что обозначает другой второстепенный член предложения? (Признак предмета, явления.)
— На какие вопросы отвечает? (Какой?Какая?Какое?)
— Как же называется поселок, где живет это слово? Открывается карточка ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
— Как же называется этот второстепенный член предложения? (Определение.)
— На какие вопросы отвечает определение? (Какой?Какая?Какое?)
— Что обозначает определение? (Признак предмета.)
— Какой частью речи выражено определение? (Прилагательным.) Активные учащиеся получают жетоны.
2. Знакомимся с правилом (стр.83).
— Прочитайте правило и скажите, что нового вы еще узнали об определении. (Определение отвечает на вопрос «чей?».)
Признак предмета Или явления Обозначает определение «Чей?» и «Какой?» Вопросы просты Лишь не хватает Волнистой черты.
— Подчеркните волнистой линией определение.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного
1. Упр. 438, стр. 83; упр. 439, стр. 83.
— Найдите предложение, в котором определение отвечает на вопрос «чьи»?
— Запишите предложение.
Далее предложения записываются по вариантам.
Вариант 1—1; вариант II — 2; вариант III — 3. После каждого вида работы учитель подводит итог, поощряя детей жетонами.
2. Составление предложения. Упр. 441, стр. 85; упр. 442, стр. 85.
VIIL Самостоятельная работа
Вариант I: упр. 443 (1—2 предложения), стр. 85. Вариант II: упр. 443 (3—4 предложения), стр. 85
Домашнее задание
Мы возвращаемся домой и жители Королевства нам предлагают следующее задание: упр. 440, стр. 84; упр. 444, стр. 85.
Итог урока
Учащиеся подсчитывают количество жетонов, победители получают звание Почетных гостей Королевства Предложений.
Урок 153
Тема урока: Закрепление по теме «Второстепенный член предложения — определение»
Цели урока: Развивать речь, умение распознавать определение в предложении.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Чистописание
ие> ие
— Какая часть речи потеряла окончания? (Прилагательное.)
— Что можете сказать о данных прилагательных? (Прилагательные употреблены во множественном числе.)
— Приведите примеры. Запишите цепочки.
— Когда так говорят?
Умелые руки не знают скуки.
— Запишите пословицу. Выделите окончание прилагательного. Разберите предложение по членам и по частям речи.
Один из учеников выполняет работу на доске.
III. Словарно-орфографическая работа
— Какие буквы пропущены?
Л... ШЬ, ПОС... ЕДИ
— Составьте предложение с этими словами. Запишите слова в словарик.
IV. Работа над темой
1. Составление предложений по картине.
Учитель демонстрирует картину или видеофрагмент с изображением весеннего пейзажа. На доске схемы предложений: Определение + подлежащее + сказуемое. Определение + подлежащее + сказуемое + дополнение. Подлежащее + сказуемое + дополнение. Сказуемое + определение + подлежащее.
— Составьте предложения, соответствующие схемам. Предложения составляются устно, наиболее удачные (по одному предложению к схеме) записываются.
Далее можно предложить составить рассказ по картине.
2. Упр. 445, стр. 85.
Первое предложение выполняется коллективно. Далее дети работают по вариантам. Вариант I: 2—3 предложения; вариант II: 4—5 предложения.
V. Физкультминутка
VI. Повторение и закрепление изученного
Комментированное письмо. Упр. 446, стр. 85.
VII. Самостоятельная работа
1. Упр. 449, стр. 86.
2. Упр. 450, стр. 86.
Вариант 1:1—2-е словосочетания; вариант И: 3—4-е словосочетания.
3. Упр. 452, стр. 87.
Вариант I: 1-й столбик; вариант II: 2-й столбик.
Домашнее задание
Упр. 447, стр. 86; упр. 451. стр. 86-87.
Итог урока
Урок 154
Тема урока: Повторение изученного по теме «Второстепенный член предложения — определение».
Цели урока: Развивать речь, творческое мышление, умение распознавать определение среди других членов предложения.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Чистописание
Космонавт, синеть, лететь, ракета.
— Что общего в словах? (Все слова с безударной гласной в корне.)
— Какое слово лишнее? («Ракета». В слове непроверяемая безударная гласная «а».)
— На минутке чистописания мы напишем цепочки из букв, которые являются безударными гласными. Составьте такую цепочку.
аиеа>
— Составьте закономерность и выполните работу до конца строчки.
— Запишите слова, вставив попущенные буквы,
инт...ресный вч...ра б...бл..,отека к„.ртоф.,.лина
III. Наблюдение над второстепенными членами предложения
1. Определение или дополнение?
Лицо в веснушках, шапка с ушами.
— Прочитайте внимательно и поставьте правильно вопрос. Варианты ответов:
лицо (в чем?) в веснушках, шапка (с чем?) с ушами; лицо (какое?) в веснушках, шапка (какая?) с ушами.
— Кто прав? Каким членом в предложении будет существительное с предлогом?
Выслушиваются все варианты ответов. Затем учитель обобщает ответы детей.
— Чтобы правильно поставить вопрос, нужно внимательно читать. Определение обозначает признак предмета, а значит в приведенных сочетаниях зависимые слова — это определения. Если «с ушами» считать дополнением, то надо понимать так, что шапка живет сама по себе, гуляет с ушами вместе. А лицо, умываясь, не расстается (или расстается) с веснушками, (В. Бурмако)
Правильный вариант записывается в тетрадь.
— Спишите, поставив вопросы.
Костюм (...) артиста, книга (...) для детей, кофта (...) с пуговицами.
— Каким членом в предложении будет зависимое слово?
IV. Физкультминутка
V. Повторение и закрепление изученного
Упр. 454, стр. 88.
VI. Проверочный диктант
В горах
Хорошо весной в горах. Склоны запестрели цветами. Они тянут головки к весеннему солнцу и жадно пьют его луни. Выпрямились сухие травы.
Из серых скал выползла туна. Небо потемнело. Посыпал колючий снег и град. Ветер прогнал мохнатую тучу. Солнце растопило снег. Раскрылись цветы. Весело кружат заботливые пчелы.
VII. Грамматическое задание
1. Выпишите из диктанта 3 слова с безударными гласными е,ои подберите к ним проверочные слова.
2. Выпишите из диктанта 3 слова с проверяемой согласной в корне и подберите к ним проверочные слова.
3. Разберите по частям речи и по членам предложения:
Ветер прогнал мохнатую тучу.
Домашнее задание
Упр. 453, стр. 88.
Урок 155