IIL Словарно-орфографическая работа
черный, щекотно
— Составьте предложения со словами. Запишите слова в словарик.
IV. Работа над темой
1. Наблюдение над правописанием окончаний существительных 2-го склонения в творительном падеже.
Беседовал с врачом, пролетал над рощей, резал ножом, варил с лапшой, говорил с Дашей, зашел за Пашей, следил за птицей, играл с овцой.
— Что общего в словосочетаниях? (Во всех словосочетаниях существительные употреблены в творительном падеже.)
— Чем отличаются записи? Разбейте словосочетания на две группы. (Первая группа — словосочетания с существительными в творительном падеже с ударным окончанием -ой; вторая группа — словосочетания с существительными в творительном падеже с безударным окончанием -ей.)
Группы словосочетаний записываются на доску и в тетради.
— Выделите окончания, поставьте знак ударения. Сделайте вывод.
2. Знакомство с правилом (стр. 65).
3. Упр. 394, стр. 63.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
Самостоятельная работа. Упр. 395, стр. 64; упр. 396, стр. 64.
VII. Творческая работа
Циркач, певица, мяч, луч, удача. Составьте рассказ, используя существительные в творительном падеже.
Домашнее задание
Упражнения 397, 398, стр. 64—65, выучить правило, стр. 65.
Итог урока
Урок 140
Тема урока: Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонений». Цели урока: Проверка знаний.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Диктант
Зимние постельки
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой ? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в теплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнездышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобер спит в хате из бревен. Обмазал стены илом, крышу землею завалил.
Синичка устроилась на ночлег под кустиком. Мороз там послабей. Тетерев уснул в снежной перине. Старый воробей решил подремать в скворечнике.
/7о Я. Сладкову.
III. Самопроверка
IV. Грамматическое задание
1. Вариант I: Указать склонение и падеж имен существительных в приложениях о белочке и медведе.
Вариант II: Указать склонение и падеж имен существительных в предложениях о тетереве и воробье.
2. Вписать из текста слова, близкие по значению: спит,....
V. Самопроверка
Домашнее задание Упр. 399, стр. 66.
Итог урока
Урок 141
Тема урока: Работа над ошибками.
Цели урока: Развивать орфографическую зоркость, умение работать над ошибками.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Классификация типичных ошибок и работа над ними
Учитель заранее выписывает на доску слова, в которых больше всего допущено ошибок.
— На какие группы можно поделить слова? Обратите внимание на особенность их написания. Работа организуется отдельно с каждой группой слов. Подбираются проверочные слова.
Ш.Самостоятельная работа
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Надпишите падежи имен существительных, выделяя окончания.
Прямо на снегу лежала синичка. Мы с мамой положили синичку и корм в клетку, а клетку поставили ближе к печк...
И вдруг птичка будто проснулась, начала отряхиваться, поправлять перышки. Синичка наелась вволю, попила из блюдечка воды и стала скакать с жердочк... на жердочку!
По Г. Скребицкому.
2. Упр. 400, стр. 66.
Домашнее задание
Упр. 401, стр. 66.
Урок 142
Тема урока: Второстепенный член предложения — дополнение. Цели урока: Познакомить с новым понятием — дополнение. Учить находить дополнение в предложении. Развивать творческое мышление, речь.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в Королевство Предложений. Нас ждут испытания, и если мы преодолеем все трудности, то сможем дать название поселку, где живут второстепенные члены предложения. А самым достойным из нас будет присвоено звание Почетных гостей Королевства Предложений.
II. Чистописание
— Отгадайте загадку.
Лежала между елками Подушечка с иголками. (Еж).
— Измените слово так, чтобы оно соответствовало схеме: корень + суффикс + нулевое окончание. (Ежик)
— Испытания начались. Задание 1-му ряду: выполнить фонетический разбор слова «ежик».
— Догадайтесь, какую букву сегодня мы будем писать? В данном слове она обозначает два звука. (Буква «ё»).
— Запишите, продолжив закономерность.
ёе> ёёё> ёёеё* ёгеёе>
— Какие буквы пропущены?
ч. .рный ж...лтый
— Запишите слова. Разберите их по составу.
III. Проверка индивидуальной работы
Учащиеся, выполнившие работу правильно, получают жетоны.
IV. Диктант-цепочка
Путешественники стараются запомнить все, что они увидели и услышали в дальних странствиях. Нужно проверить, хорошая ли у вас память. Для этого проведем игру-соревнование «Кто больше запомнит?».
Учитель диктует по 3 слова, дети стараются запомнить и записать все 12 слов правильно. Далее организуется взаимопроверка. На доске открываются слова, и дети проверяют работы самостоятельно.
Ёжик, собирали, птицы, нашел, звери, весну, школьники, гриб, орехи, запели, встречают, песни.
— Кто записал все 12 слов правильно? Дети получают жетоны.
V. Работа над темой
1. Составление предложений.
Нас ждет новое испытание. Чтобы оказаться в Королевстве Предложений, нужно выполнить еще одно задание.
Учитель вывешивает наборное полотно со словами, которые разбиты на три группы:
25 Дмитриева
ежик дети 1лес |
зеленью |
нашел собирали встречают покрылся |
весну гриб орехи |
звери |
— Составьте предложение, которое соответствует схеме:_____________
(Ежик нашел. Лес покрылся. Дети собирали. Звери встречают.)
— Запишите предложение о лесе. Что можете сказать о предложении? (.Повествовательное, нераспространенное.)
— Почему? (Предложение состоит из подлежащего и сказуемого.)
— Распространите предложение с помощью данных слов. (Лес покрылся зеленью.)
— Мы благополучно прибыли в Королевство Предложений. Активно работающие дети получают жетоны.
Учитель вывешивает карту, где нарисовано Королевство Предложений. На карте обозначены города: г. Подлежащее, г. Сказуемое, нарисованы поселки, которые не имеют названий, но на улицах каждого поселка написаны вопросы, соответствующие второстепенным членам предложения.
— Подчеркните подлежащее и сказуемое. Посмотрите на карту: в каком городе Королевства живет Подлежащее? Сказуемое?
— В какой город поселим слово «лес»? Слово «покрылся»! («Лес» — подлежащее, значит его поселим в город Подлежащее, а слово «покрылся» — в город Сказуемое.)
— Куда же мы поселим еще одно слово? (Во второстепенный поселок.) —- Как определить, в каком именно поселке поселится это слово?
(Нужно задать вопрос. Покрылся (чем ?) зеленью.)
— Запишите это словосочетание с вопросом. Найдите на карте поселок, где есть улица с таким вопросом.
— Какие еще вопросы вы можете здесь прочитать?
— Как называются эти вопросы? (Вопросы косвенных падежей.)
— Как называется этот поселок?
Учитель открывает запись на карте: дополнение.
— Как же называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Дополнение.)
— Какой частью речи выражено дополнение в предложении? (Существительным.)
2. Знакомство с правилом (стр. 67.)
— Как подчеркивается дополнение? (Пунктирной линией.)
— Подчеркните дополнение в предложении.
3. Упр. 402, стр. 67.
Вариант I — 1—3 предложения; вариант II — 4-6 предложения. Учитель подводит итог, поощряя детей жетонами.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного
1) Коллективно-индивидуальная работа. Упр. 403, стр. 67.
VIII. Самостоятельная работа.
1) Упр. 404, стр. 68.
2) Упр. 406, стр. 68.
Вариант 1—1,2 предложения; вариант II — 3,4 предложения.
Домашнее задание
Упр. 405, стр. 68, правило, стр. 67.
Итог урока
— С чем познакомились на уроке?
— Какой второстепенный член предложения называется дополнением? Далее подсчитывается количество жетонов и активным учащимся
присваивается звание Почетных Гостей Королевства.
Урок 143
Тема урока: Закрепление изученного по теме: «Второстепенный член предложения — дополнение».
Цели урока: Развивать умение распознавать в предложении дополнение.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Чистописание
Девочки нарисовали игрушки.
— Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. В корне существительного множественного числа, употребленного в винительном падеже, буква обозначает согласный звонкий парный твердый звук. (Буква «г». В винительном падеже употреблено слово «игрушки». В слове «игрушки» буква «г» находится в корне, она обозначает согласный звонкий парный твердый звук,)
— Каким членом предложения является это слово? (Дополнением,)
— Почему? Докажите. (Существительное отвечает на вопрос косвенного падежа.)
— Какой член предложения называется дополнением? Дети рассказывают правило.
— Запишите, продолжив закономерность.
У W J~J~ ЪЪФ
— Спишите, вставив пропущенные буквы.
г...зон г...рнир г...рбарий г...рой
III. Словарно-орфографическая работа
— Расшифруйте слово (интерьер).
РЕЬРЕТНИ
— Объясните смысл слова.
Учащиеся пользуются толковым словарем С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова.
— Составьте предложение со словом. Запишите слово в словарик.
III. Работа над темой
1. Составление предложений.
Учитель демонстрирует картину или видеофрагмент на какую-либо тему.
— Составьте предложение, соответствующее схеме:
Наиболее удачные предложения записываются в тетрадь. Главные и второстепенные члены подчеркиваются.
2. Упр. 407, стр. 69.
Вариант I — 1—4 предложения; вариант II — 5—7 предложения
IV. Физкультминутка
V. Повторение и закрепление изученного
1. Упр. 408, стр. 69.
2. Объяснительный диктант.
Художники написали прекрасные картины. Летом мы совершили интересное путешествие. Дети ухаживают за комнатными цветами. Гусеницы объедают капустные листья.
— Подчеркните главные члены и дополнение.
Вариант I — 1—2 предложения; вариант II — 3-4 предложения.
Домашнее задание Упр. 409, стр. 69.
Итог урока
Урок 144
Тема урока: Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе.
Цели урока: Учить распознавать падежи имен существительных мужского рода во множественном числе.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Индивидуальная работа
Просклонять существительные «книги», «лоси».
III. Чистописание
Корабль, конь, снегири.
— Что общего в этих словах? Какое слово лишнее? («Снегири». Это существительное множественного числа.)
— Измените первые два слова так, чтобы они стояли в форме множественного числа. Определите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? Эти буквы в данных словах обозначают гласные звуки. (О, а, е, и.)
— Составьте цепочку, записав буквы в алфавитном порядке. Чередуйте цепочку строчных букв с цепочкой прописных букв.
аеио жио
—- Когда так говорят?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
— Запишите пословицу. Подчеркните существительные, которые употреблены во множественном числе? Попробуйте определить падежи существительных.
IV. Словарно-орфографическая работа
1. Расшифруйте слова (термометр, тепловоз) ТЕП MOM ВОЗ,
ТЕР ЛО ЕТР
— Объясните значение слов. Что общего в словах? Составьте предложения со словами, употребив их в форме множествейного числа.
— Запишите слова в словарик.
V. Работа над темой
1. Проверка индивидуальной работы.
Проверка осуществляется по учебнику (упр. 410, стр. 70). Учащиеся проверяют работу товарищей и отвечают на вопросы упражнения.
2. Упр. 411, стр. 71.
VI. Физкультминутка