IIL Словарно-орфографическая работа

черный, щекотно

— Составьте предложения со словами. Запишите слова в словарик.

IV. Работа над темой

1. Наблюдение над правописанием окончаний существительных 2-го склонения в творительном падеже.

Беседовал с врачом, пролетал над рощей, резал ножом, варил с лапшой, говорил с Дашей, зашел за Пашей, следил за птицей, играл с овцой.

— Что общего в словосочетаниях? (Во всех словосочетаниях существи­тельные употреблены в творительном падеже.)

— Чем отличаются записи? Разбейте словосочетания на две группы. (Первая группа — словосочетания с существительными в творитель­ном падеже с ударным окончанием -ой; вторая группа — словосочета­ния с существительными в творительном падеже с безударным окончанием -ей.)

Группы словосочетаний записываются на доску и в тетради.

— Выделите окончания, поставьте знак ударения. Сделайте вывод.

2. Знакомство с правилом (стр. 65).

3. Упр. 394, стр. 63.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного

Самостоятельная работа. Упр. 395, стр. 64; упр. 396, стр. 64.

VII. Творческая работа

Циркач, певица, мяч, луч, удача. Составьте рассказ, используя существительные в творительном падеже.

Домашнее задание

Упражнения 397, 398, стр. 64—65, выучить правило, стр. 65.

Итог урока

Урок 140

Тема урока: Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонений». Цели урока: Проверка знаний.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Диктант

Зимние постельки

Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят зве­ри и птицы зимой ? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в теплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнездышке уснула. Медведь в берло­ге лежит. Бобер спит в хате из бревен. Обмазал стены илом, крышу землею завалил.

Синичка устроилась на ночлег под кустиком. Мороз там послабей. Тетерев уснул в снежной перине. Старый воробей решил подремать в скворечнике.

/7о Я. Сладкову.

III. Самопроверка

IV. Грамматическое задание

1. Вариант I: Указать склонение и падеж имен существительных в при­ложениях о белочке и медведе.

Вариант II: Указать склонение и падеж имен существительных в предложениях о тетереве и воробье.

2. Вписать из текста слова, близкие по значению: спит,....

V. Самопроверка

Домашнее задание Упр. 399, стр. 66.

Итог урока

Урок 141

Тема урока: Работа над ошибками.

Цели урока: Развивать орфографическую зоркость, умение работать над ошибками.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Классификация типичных ошибок и работа над ними

Учитель заранее выписывает на доску слова, в которых больше всего допущено ошибок.

— На какие группы можно поделить слова? Обратите внимание на осо­бенность их написания. Работа организуется отдельно с каждой группой слов. Подбираются проверочные слова.

Ш.Самостоятельная работа

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Надпишите падежи имен существительных, выделяя окончания.

Прямо на снегу лежала синичка. Мы с мамой положили синичку и корм в клетку, а клетку поставили ближе к печк...

И вдруг птичка будто проснулась, начала отряхиваться, поправлять перышки. Синичка наелась вволю, попила из блю­дечка воды и стала скакать с жердочк... на жердочку!

По Г. Скребицкому.

2. Упр. 400, стр. 66.

Домашнее задание

Упр. 401, стр. 66.

Урок 142

Тема урока: Второстепенный член предложения — дополнение. Цели урока: Познакомить с новым понятием — дополнение. Учить находить дополнение в предложении. Развивать творческое мышление, речь.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в Королевство Предложений. Нас ждут испытания, и если мы преодолеем все труд­ности, то сможем дать название поселку, где живут второстепенные члены предложения. А самым достойным из нас будет присвоено звание Почетных гостей Королевства Предложений.

II. Чистописание

— Отгадайте загадку.

Лежала между елками Подушечка с иголками. (Еж).

— Измените слово так, чтобы оно соответствовало схеме: корень + суффикс + нулевое окончание. (Ежик)

— Испытания начались. Задание 1-му ряду: выполнить фонетический разбор слова «ежик».

— Догадайтесь, какую букву сегодня мы будем писать? В данном слове она обозначает два звука. (Буква «ё»).

— Запишите, продолжив закономерность.

ёе> ёёё> ёёеё* ёгеёе>

— Какие буквы пропущены?

ч. .рный ж...лтый

— Запишите слова. Разберите их по составу.

III. Проверка индивидуальной работы

Учащиеся, выполнившие работу правильно, получают жетоны.

IV. Диктант-цепочка

Путешественники стараются запомнить все, что они увидели и услы­шали в дальних странствиях. Нужно проверить, хорошая ли у вас память. Для этого проведем игру-соревнование «Кто больше запомнит?».

Учитель диктует по 3 слова, дети стараются запомнить и записать все 12 слов правильно. Далее организуется взаимопроверка. На доске откры­ваются слова, и дети проверяют работы самостоятельно.

Ёжик, собирали, птицы, нашел, звери, весну, школьники, гриб, орехи, запели, встречают, песни.

— Кто записал все 12 слов правильно? Дети получают жетоны.

V. Работа над темой

1. Составление предложений.

Нас ждет новое испытание. Чтобы оказаться в Королевстве Предложе­ний, нужно выполнить еще одно задание.

Учитель вывешивает наборное полотно со словами, которые разбиты на три группы:

25 Дмитриева


ежик дети 1лес
зеленью
нашел собирали встречают покрылся
весну гриб орехи
звери

— Составьте предложение, которое соответствует схеме:_____________

(Ежик нашел. Лес покрылся. Дети собирали. Звери встречают.)

— Запишите предложение о лесе. Что можете сказать о предложении? (.Повествовательное, нераспространенное.)

— Почему? (Предложение состоит из подлежащего и сказуемого.)

— Распространите предложение с помощью данных слов. (Лес покрыл­ся зеленью.)

— Мы благополучно прибыли в Королевство Предложений. Активно работающие дети получают жетоны.

Учитель вывешивает карту, где нарисовано Королевство Предложений. На карте обозначены города: г. Подлежащее, г. Сказуемое, нарисованы по­селки, которые не имеют названий, но на улицах каждого поселка написа­ны вопросы, соответствующие второстепенным членам предложения.

— Подчеркните подлежащее и сказуемое. Посмотрите на карту: в ка­ком городе Королевства живет Подлежащее? Сказуемое?

— В какой город поселим слово «лес»? Слово «покрылся»! («Лес» — под­лежащее, значит его поселим в город Подлежащее, а слово «покрылся» — в город Сказуемое.)

— Куда же мы поселим еще одно слово? (Во второстепенный поселок.) —- Как определить, в каком именно поселке поселится это слово?

(Нужно задать вопрос. Покрылся (чем ?) зеленью.)

— Запишите это словосочетание с вопросом. Найдите на карте посе­лок, где есть улица с таким вопросом.

— Какие еще вопросы вы можете здесь прочитать?

— Как называются эти вопросы? (Вопросы косвенных падежей.)

— Как называется этот поселок?

Учитель открывает запись на карте: дополнение.

— Как же называется второстепенный член предложения, который от­вечает на вопросы косвенных падежей. (Дополнение.)

— Какой частью речи выражено дополнение в предложении? (Сущес­твительным.)

2. Знакомство с правилом (стр. 67.)

— Как подчеркивается дополнение? (Пунктирной линией.)

— Подчеркните дополнение в предложении.

3. Упр. 402, стр. 67.

Вариант I — 1—3 предложения; вариант II — 4-6 предложения. Учитель подводит итог, поощряя детей жетонами.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного

1) Коллективно-индивидуальная работа. Упр. 403, стр. 67.

VIII. Самостоятельная работа.

1) Упр. 404, стр. 68.

2) Упр. 406, стр. 68.

Вариант 1—1,2 предложения; вариант II — 3,4 предложения.

Домашнее задание

Упр. 405, стр. 68, правило, стр. 67.

Итог урока

— С чем познакомились на уроке?

— Какой второстепенный член предложения называется дополнением? Далее подсчитывается количество жетонов и активным учащимся

присваивается звание Почетных Гостей Королевства.

Урок 143

Тема урока: Закрепление изученного по теме: «Второстепенный член предложения — дополнение».

Цели урока: Развивать умение распознавать в предложении дополне­ние.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Чистописание

Девочки нарисовали игрушки.

— Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописа­ния. В корне существительного множественного числа, употреблен­ного в винительном падеже, буква обозначает согласный звонкий парный твердый звук. (Буква «г». В винительном падеже употреблено слово «игрушки». В слове «игрушки» буква «г» находится в корне, она обозначает согласный звонкий парный твердый звук,)

— Каким членом предложения является это слово? (Дополнением,)

— Почему? Докажите. (Существительное отвечает на вопрос косвенного падежа.)

— Какой член предложения называется дополнением? Дети рассказывают правило.

— Запишите, продолжив закономерность.

У W J~J~ ЪЪФ

— Спишите, вставив пропущенные буквы.

г...зон г...рнир г...рбарий г...рой

III. Словарно-орфографическая работа

— Расшифруйте слово (интерьер).

РЕЬРЕТНИ

— Объясните смысл слова.

Учащиеся пользуются толковым словарем С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова.

— Составьте предложение со словом. Запишите слово в словарик.

III. Работа над темой

1. Составление предложений.

Учитель демонстрирует картину или видеофрагмент на какую-либо тему.

— Составьте предложение, соответствующее схеме:

Наиболее удачные предложения записываются в тетрадь. Главные и второстепенные члены подчеркиваются.

2. Упр. 407, стр. 69.

Вариант I — 1—4 предложения; вариант II — 5—7 предложения

IV. Физкультминутка

V. Повторение и закрепление изученного

1. Упр. 408, стр. 69.

2. Объяснительный диктант.

Художники написали прекрасные картины. Летом мы со­вершили интересное путешествие. Дети ухаживают за комнатными цветами. Гусеницы объедают капустные лис­тья.

— Подчеркните главные члены и дополнение.

Вариант I — 1—2 предложения; вариант II — 3-4 предложения.

Домашнее задание Упр. 409, стр. 69.

Итог урока

Урок 144

Тема урока: Склонение имен существительных мужского рода во мно­жественном числе.

Цели урока: Учить распознавать падежи имен существительных мужс­кого рода во множественном числе.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Индивидуальная работа

Просклонять существительные «книги», «лоси».

III. Чистописание

Корабль, конь, снегири.

— Что общего в этих словах? Какое слово лишнее? («Снегири». Это су­ществительное множественного числа.)

— Измените первые два слова так, чтобы они стояли в форме множест­венного числа. Определите, какие буквы мы будем писать на минут­ке чистописания? Эти буквы в данных словах обозначают гласные звуки. (О, а, е, и.)

— Составьте цепочку, записав буквы в алфавитном порядке. Чередуйте цепочку строчных букв с цепочкой прописных букв.

аеио жио

—- Когда так говорят?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

— Запишите пословицу. Подчеркните существительные, которые употреблены во множественном числе? Попробуйте определить па­дежи существительных.

IV. Словарно-орфографическая работа

1. Расшифруйте слова (термометр, тепловоз) ТЕП MOM ВОЗ,

ТЕР ЛО ЕТР

— Объясните значение слов. Что общего в словах? Составьте предло­жения со словами, употребив их в форме множествейного числа.

— Запишите слова в словарик.

V. Работа над темой

1. Проверка индивидуальной работы.

Проверка осуществляется по учебнику (упр. 410, стр. 70). Учащиеся проверяют работу товарищей и отвечают на вопросы упражнения.

2. Упр. 411, стр. 71.

VI. Физкультминутка

Наши рекомендации