I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока П.Чистописание
— На минутке чистописания мы будем писать цепочки букв. Цепочки составлены из окончаний существительных 1-го склонения в таком порядке: Р.п + Д.п., В. п. + П. п, Т.п + И. п.
— Запишите на доске.
ыи& yjoe, Q&eCUuis
— В каких падежах окончания падежей одинаковы? (В дательном и предложном падежах существительные имеют окончание -е)
— Запишите цепочки до конца строчки. Прочитайте. Что написано на доске?
Идет с козой козел косой, Ушел косой козел с козой.
— Попробуйте произнести быстро. Спишите скороговорку. Выделите окончания существительных в творительном падеже. Докажите, что падеж творительный.
III. Словарно-орфографическая работа
— Расшифруйте слова (заповедник, запятая, зрачок).
ВЕДНИКЗАПО, ПЯТАЯЗА, КОЧАРЗ
— Объясните значение слов. Какое слово лишнее? Выслушиваются все варианты ответов.
— Запишите слова в словарик.
IV. Работа над темой
1. Самостоятельная работа. Упр. 350, стр. 42. Сравнивая окончания учащиеся делают вывод.
2. Комментированное письмо. Упр. 348, стр. 42.
3. Запишите в творительном падеже, используя предлоги. Учитель диктует слова. Дети работают в тетрадях.
Роща, сосна, сорока, тарелка, яблоня, сеетра, дорога, свекла, лисица, школа, неделя, сова, удочка, фабрика.
V. Физкультминутка
VI. Проверочное списывание
Упр. 353, стр. 43.
Домашнее задание
Упр. 349, стр. 41.
Итог урока
Урок 127
Тема урока: Повторение изученного по теме: «Правописание окончаний имен существительных 1 —го склонения».
Дели урока: Закрепить знания об основных признаках, по которым распознаются падежи существительных первого склонения.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Объяснительный диктант
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Тихо и пусто на полянке. — Определите падежи существительных 1-го склонения единственного числа.
III. Физкультминутка
IV. Самостоятельная работа
Упр. 354. стр. 44; упр. 352, стр. 43.
Домашнее задание
Упр. 351. стр. 43.
Итот урока
Урок 128
Тема урока: Итоговый контрольный диктант по итогам 3 четверти. Цели урока: Проверка знаний.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
IL Диктант
Площадка молодняка
В центре зоопарка есть площадка Молодняка. Зимой она пустует. В мае месяце идет заселение площадки. Это детский сад для молодежи. На площадке живут лисята, волчата, медвежата, козлята. В первые дни зверята привыкают друг к дружке. Через две недели малыши уже играют вместе. Они бегают по площадке, ловко перелезают через канавки.
Каждый день около площадки стоит детвора. Ребята любят наблюдать за повадками маленьких хищников. Осенью зверята покидают свою площадку.
Слова для справок: зоопарка, хищников, ловко.
III. Самопроверка
IV. Грамматическое задание
1. Указать падежи существительного «площадка».
2. Запишите слова в три группы:
Под рябин..., около канавкпо Москвдля подруг..., над полк..., к деревн... .
3. Запишите слова, соответствующие схемам.
Корень 4- суффикс + окончание Приставка + корень + суффикс + окончание Корень + окончание Приставка + корень + окончание.
V. Самопроверка
Домашнее задание Упр. 355, стр. 44.
Итог урока
Урок 129
Тема урока;Работа над ошибками.
Цели урока:Развивать умение работать над ошибками.
Ход урока
I.Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II.Сообщение общих результатов работы
III.Классификация типичных ошибок и работа над ними
Работа организуется отдельно с каждой группой ошибок.
ГУ. Самостоятельная работа
1. Спишите, используя данные в скобках слова в нужном падеже. Выгл..луло слонышко (из-за, тучка). Р...бята вернулись (из, поездка, по Калуга). С...л...вей радос...но расп...вал (в, роща). Охотн...ки отдыхали (на, опушка, дорога). Л...са защ...щ...ют п...ля (от, засуха).
— Выделите окончания существительных. Обозначьте падеж. Подчеркните предлог, который относится к существительному.
2. Упр. 356, стр. 45.
Итог урока
Урок 130
Тема урока: Множественное число имен существительных 1-го склонения.
Цели урока: Познакомить с окончаниями имен существительных множественного числа первого склонения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Индивидуальная работа
1. Фонетический разбор слова «енот».
2. Просклонять существительные «ошибки», «девочки». Выделить окончания.
III. Чистописание
— Мы напишем сегодня букву, которая является окончанием существительных 1-го склонения в двух падежах. Назовите букву. (Буква «е». Она является окончанием существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах).
— Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква. Составьте закономерность из строчных и прописных букв.
Предложенные закономерности записываются на доске. Затем дети работают в тетрадях.
Ешь кашу, пока горячая.
— Когда так говорят? Запишите пословицу. Подчеркните существительное 1-го склонения, определите падеж.
IV. Словарно-орфографическая работа
Отгадайте загадку.
Зверь такой на свете есть: Он немытого не ест, Все в реке ополоснет, А зовется он ...(енот)
— Что можете сказать об этом слове? (Это одушевленное существительное 2-го склонения с нулевым окончанием. Первая буква в слове обозначает два звука).
Далее учитель предлагает проверить фонетический разбор слова.
— Составьте предложение с этим словом. Запишите слово в словарик.
V. Сообщение темы и целей урока
Площадкау книжки, подсказка.
— Догадайтесь, какое слово лишнее и назовите тему сегодняшнего урока. (Тема урока: Множественное число имен существительных 1-го склонения. Лишнее слово — «книжки», это существительное множественного числа 1-го склонения. А другие существительные единственного числа 1-го склонения.)
VI. Работа на темой
1. Проверка индивидуальной работы.
— Что можете сказать об окончаниях имен существительных множественного числа 1-го склонения. В каких падежах формы совпадают, а в каких нет? Давайте пронаблюдаем, выполнив несколько упражнений.
2. Упр.357, стр. 46
Вариант I — 1—4 предложения; вариант II — 5—8 предложения.
— Какой можно сделать вывод? (Одушевленные имена существительные в винительном падеже имеют нулевое окончание, а неодушевленные окончание -и.)
На доске и в тетрадях можно сделать запись:
Падеж | Вопросы | Окончания |
Винительный | кто? что? | нулевое окончание -и. |
3) Упр. 358, стр. 46.
Вариант I — 1—2-е предложения; вариант II — 3-4-е предложения. Задание выполняется самостоятельно, затем дети делают вывод. (Одушевленные и неодушевленные имена существительные множественного числа 1-го склонения в родительном падеже имеют нулевое окончание: машин, чаек.) Дети читают правило на странице 46. На доске появляется запись:
Падеж | Вопросы | Окончания |
Родительный | кого? чего? | нулевое окончание нулевое окончание |
— Какая форма множественного числа имен существительных имеет тоже нулевое окончание? (Форма винительного падежа множественного числа 1-го склонения одушевленных существительных).
VII. Физкультминутка