I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. II. Орфографическая разминка

II. Орфографическая разминка

«В..сна! В..сна! Пора за дело!» —

Зв..нят пич..жек г..л..са.

Сухие прутики, с.лому,

Кусоч..ки мха они н..сут —

Все пригодится им для дома,

Чтоб для пт..нцов с.здать уют.

Т. Шорыгина

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

— Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

— Подчеркните имена существительные 1-го склонения. Какие существительные относятся к 1-му склонению?

— Чем заняты птицы весной? Зачем птицам гнезда?

III.Чистописание

пт..нец гн..здо перепелка

Скороговорки:

* Пер..п..л прил..тел, п..р.пелку перепел.

* С пер..п..лом пер..п..л в паре пел.

* Пер..п..ла пер..п..л п..р..пел.

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

IV. Словарный диктант «Цветы»

Учащиеся разгадывают загадки и записывают слова-отгадки:

Мой брат зовет всех на уроки, А я в полях стою высокий. От ветра голову склоню, Но почему-то не звоню.

(Колокольчик.)

Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка. Был цветок — и нет цветка.

(Одуванчик.)

Он стоит на ножке длинной, Будто в парке балерина. Как букет цветок один — Темно-красный... георгин.

Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной.

(Ландыш.)

Первым вылез из земли На проталинке, Он мороза не боится Хоть и маленький.

Колосится в поле рожь... Там во ржи цветок найдешь, Хоть не красивый он, а синий, Все ж на звездочку похож.

(Василек.)

Шла я лугом по. тропинке, Вижу солнце на травинке, Но совсем не горячи Солнца белые лучи.

(Ромашка.)

Ветки в гроздья разодеты Фиолетового цвета. Это в жаркий летний День Расцвела в саду... сирень.

Какой цветочек маленький,

Знаем мы с тобой —

Не беленький, не аленький,

А бледно-голубой.

У ручейка лесного

Виднеется чуть-чуть.

Его названье вспомни

И после не забудь.

(Незабудка.)

(Подснежник.)

— Подчеркните имена существительные 1-го склонения.

V. Работа с учебником

1.Упр.167, с. 104.

— Обозначьте склонение имен существительных. Каким алгоритмом следует пользоваться при определении склонения имен существительных?

Наблюдение за окончаниями имен существительных.

Физкультминутка (под песню «Я хочу, чтоб птицы пели» (муз. В. Пьянкою, ел. Е. Каргановой))

2 Упр.168, с. 105.

— Запишите словосочетания, изменяя форму имен существительных.

3 Письмо по памяти:

И заливаются на ветках .,

С.ницы, зяблики, скв..рцы,

Ведь скоро в гнездах будут де..ки —

Их ж.лторотые пт..нцы.

Т. Шорыгина

— Объясните написание пропущенных орфограмм, постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

— Подберите слово к схеме: □.

— Обозначьте падеж имен существительных.

4. Предупредительный диктант:

Зарянка

Ранней весной прилетает к нам зарянка. Это насекомоядная птица. Птичка селится по берегам рек и озер, заросших орешиной, ольхой, ивой, бузиной. У зарянки очень красивые песни. Ее гнездо можно найти в дуплах деревьев, кустах, возле больших камней.

— Подчеркните имена существительные 1-го склонения. Выделите окончания, объясните их написание.

— Объясните постановку знаков препинания в предложениях с одно-родными членами.

Физкультминутка

5 Работа с текстом:

Забавные имена

Забавные у птиц встречаются имена. Вот совсем милые: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица! Или вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка!

Зарянка. Это та, что поет на заре.

По И. Сладкову

— Определите склонение имен существительных.

— У кого забавные имена? Запишите краткий ответ по образцу. Определите падеж. Выделите окончания имен прилагательных.

Образец: у овсянки.

6 Упр. 169, с. 105.

— Где птицы устраивают гнезда? Что они делают для того, чтобы птенцам было уютно и безопасно в гнезде?

7. Игра «Помоги Незнайке»:

Гниздо

Гниздо — это птичий клат. Он надежно спрятан в траве или листах. Яйца в нем — как горсть сияющих драгоценностей. В гнизде казадоя они беловатые, словно мрамор. В гнизде славки — переливчатые, как жемчю-жыны, а в гнизде певчего дразда похожы на изумруды.

В яйцах — будущие птенцы и тысячи тысяч будугдых песен. Птичий клат нельзя трогать! Только не найденный, только не тронутый принисет он радость.

Н. Сладков

— Исправьте ошибки, допущенные Незнайкой в написании слов.

— Обозначьте склонение имен прилагательных.

— Почему нельзя трогать птичьи гнезда? Почему автор сравнивает птичьи яйца с драгоценным кладом?

— Правы ли юные натуралисты, которые собирают птичьи яйца для своих коллекций?

VI. Рефлексия

—Назовите падежные окончания имен существительных 1-го склонения. В каких падежах у имен существительных одинаковые окончания?

— Как проверить написание гласной в слабой позиции в окончаниях имен существительных? Какие слова можно использовать для проверки?

— Вспомните правила поведения в лесу весной, во время гнездования птиц.

Домашнее задание

Упр. 170 с. 106.

Наши рекомендации